УП Филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с.Малгобек 2023-2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
на 2023– 2024 учебный год 1-2 класс
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (действующая редакция);
- Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ
«Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования»;(1-2 е классы)
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 года №371-Ф3 «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
(далее - Федеральный закон) и статьей №1 Федерального закона «Об
обязательных требованиях в Российской Федерации» введены единые для
Российской Федерации федеральные основные общеобразовательные
программы (далее - ФООП), которые разрабатываются и утверждаются
Министерством просвещения РФ;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (2-4 классы);
- примерная основная образовательная программа начального общего
образования (в соответствии с действующими ФГОС) протокол № 1 от
31.08.2022 г.;
- приказы Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576, №
1577, № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего, основного общего, среднего
общего образования, предусматривающие выделение отдельных
самостоятельных предметных областей «Родной язык и литературное чтение
на родном языке» и «Родной язык и литература» как самостоятельные и
обязательные для изучения»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
января2018 года №08-96 «Методические рекомендации для органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации по
совершенствованию процесса реализации комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики» и предметной области
«Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
-концепция «Шахматное образование в общеобразовательных организациях
Республики Северная Осетия-Алания»;

- приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утверждённый приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
- приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ начального общего, основного общего, среднего общего образования
организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. №
115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования"(с изменениями на 11 февраля 2022 года).
- приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 г №1063 « О внесении
изменений в Порядок организации и осуществлении образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и
среднего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
372 "Об утверждении федеральной образовательной программы начального
общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
− письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из
числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
− Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного
языка», «Литературного чтения на родном языке» (приказ МБОУ ООШ
с.Сухотского № .49 от 22.03.2013г.), осуществляющего образовательную
деятельность по реализуемым образовательным программам;
− Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ
ООШ с.Сухотского (пр.№ 49 от 22.03.2013 г.);
− Устава МБОУ ООШ с.Сухотского
Уровень начальное общее образование
1.Учебный план начального общего образования филиала МБОУ ООШ с.
Сухотского НОШ с. Малгобек на2023–2024 учебный год является
документом, распределяющим учебное время, отводимое на изучение
различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений, определяющим максимальный
объем обязательной нагрузки обучающихся.

1.1.Содержание и структура учебного плана начального общего образования
определяется требованиями ФГОС-2021 , системой УМК, задачами и
спецификой образовательной деятельности филиала МБОУ ООШ с.
Сухотского НОШ с. Малгобек , сформулированными в уставе
образовательного учреждения. Учебный план уровня начального общего
образования призван обеспечить освоение учащимися государственного
образовательного стандарта, и дает возможность формировать познавательную
мотивацию, развивать личностную активность, способствовать сохранению
здоровья.
1.2. Учебный план предусматривает следующий режим:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального
общего образования для 1-4 классов;
-продолжительность учебного года:
-- в 1-х классах – 33 учебные недели;
- во 2- х классах – 34 учебные недели.
- продолжительность учебной недели в 1классах – 5 дней; продолжительность
учебной недели во 2 классах – 6 дней;
- обязательная недельная нагрузка обучающихся:
в 1-х классах – 21 час;
во 2 –х классах- 26 часов.
- продолжительность урока: в 1-х классах используется «ступенчатый» режим
обучения: в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в
ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по
45 минут каждый.
- продолжительность урока: во 2-х классах – 40 минут.
1.3 Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний
обучающихся, без домашних заданий.
1.4 Объем времени на выполнение домашних заданий:
во 2-х классах – 1,5 ч.
1.5 На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.10 для учащихся 1-х классов введены
дополнительные недельные каникулы в третьей четверти.
1.5.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
2.Общая характеристика.
2.1. Реализация содержания федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обеспечивается учебнометодическим комплексом, направленным на общекультурное, личностное,
познавательное развитие, на формирование универсальных учебных действий:
«Школа России»
2.2. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений:

✓ Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время,
отводимое на их изучение.
✓ Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей).
✓ ОО реализовывает примерный учебный план начального общего
образования Вариант №4 для 1-2 классов общеобразовательных
организаций в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с
ним изучается один из языков народов Российской Федерации
✓ Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2954 часов и более 3190 часов. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, составляет до 1350 часов за 4 года обучения.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
предметами:
• русский язык –5 часа в неделю в 1-2 класс
• литература – 3 часа в неделю в 1 -2 классах.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена предметами:
• родной язык (русский, осетинский) и литературное чтение на родном
языке(русском, осетинском) – в1-2 классах – 3часа в неделю
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке
направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных
умений, диалогической и монологической речи.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
математика - 4 часа в неделю в 1-2 классе.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена
предметом окружающий мир - 2 часа в неделю в 1-2 классе.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом
физическая культура – 2 часа в неделю в 1-2 классе . Образовательная область
«Искусство» представлена предметами:
• музыка -1 час в неделю в 1-2 классе,
• изобразительное искусство -1 час в неделю в 1-2 классе.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом
технология -1 час в неделю в 1-2 классе.
2.3. Особенности учебного плана ОУ:
Учебный план филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с. Малгобек
Моздокского района РСО-Алания начального общего образования
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС – 2021 для
1-2 классов, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структура обязательных
предметных областей по классам (годам обучения).
ФГОС НОО -2021 устанавливает не только обязательные учебные предметы,
но и обязательные предметные области.

- Предметная область « Русский язык и литературное чтение»
- Предметная область « Родной язык и литературное чтение на родном языке»
- Предметная область « Математика и информатика»
- Предметная область «Обществознание и естествознание»
- Предметная область «Искусство»
- Предметная область «Технология»
- Предметная область «Физическая культура»
Часы отведённые в 1-2 классе на преподавание учебных предметов области «
Искусство» проводится отдельно : музыка – 0,5 часа в первом классе и 1 час
во втором классе в неделю, ИЗО – 0,5 часа в первом классе и 1 час во
втором классе в неделю, в соответствии с учебным планом.
С 2018-2019 учебного года в МБОУ ООШ с.Сухотского Моздокского района,
Республики Северной Осетии – Алания в рамках реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов в начальной школе ведётся
предмет « Шахматы». Учебный предмет « Шахматы» включён во внеурочную
деятельность в 1 классе , во 2 классе изучается интегрировано с учебным
предметом « Физическая культура», в количестве 17 часов,.
Региональной спецификой учебного плана является изучение предметов «
Родной язык» ( русский язык ) в 1-2 классах 3 часа в неделю.
Учебный план
уровня начального общего образования
на 2023-2024учебный год 1-2 класс

Учебный план начального общего образования
(1 кл. - 5-дневная учебная неделя, 2 кл. - 6-дневная учебная неделя с изучением родного
языка)
Предметные
области

Учебные
предметы/классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

Русский язык и
литературное
чтение

Русский язык

5

5

10

Литературное
чтение

3

3

6

Родной язык и
литературное
чтение на родном
языке

Родной язык и
(или)
государственный
язык республики
Российской
Федерации

3

3

6

Иностранный
язык

Иностранный язык

-

2

2

Математика и

Математика

4

4

8

Обязательная часть

информатика
Обществознание

Окружающий мир

2

2

4

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Основы
религиозных
культур и светской
этики

-

-

1

Искусство

Музыка

0,5

1

1,5

Изобразительное
искусство

0,5

1

1,5

Технология

Технология

1

1

2

Физическая
культура

Физическая
культура

2

2

4

Итого:

21

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений

0

693

24

816

2

45

1509

2

68

Русский язык и
литературное
чтение

Литературное
чтение

1

34

1

34

Физическая
культура

Физическая
культура

1

34

1

34

Учебные недели

33

Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правилами
и гигиеническими нормативами

21

Всего часов

21

34
693

26

26

34
884

47

1577

47

- Учебный предмет « Шахматы» изучается интегрировано с учебным
предметом « Физическая культура» во 2 классе.
--Учебный предмет « Шахматы» в 1 классе изучается во внеурочной
деятельности.
2*

Формы промежуточной аттестации обучающихся начальной школы
Формы промежуточной
аттестации
2 класс

Предметная область

Учебные предметы

Русский я зык и
литературное чтение

Русский язык

диктант с грамматическим
заданием

Литературное чтение

тестовая работа

Родной язык и литературное
чтение на родном языке
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Основ религиозных культур
и светской этики

Родной язык
Литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
(английский)
Математика

диктант с грамматическим
заданием
тестовая работа
контрольная работа
контрольная работа

Окружающий мир

тестовая работа

Изобразитель-ное
искусство

творческая работа

Музыка

отчетный концерт

Технология

проектная работа

Основы религиозных
культур и светской этики

проектная работа

Физическая культура

сдача контрольных
нормативов

Физическая культура

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
на 2023– 2024 учебный год 3-4 класс
Учебный план уровня начального общего образования филиала
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения основной
общеобразовательной школы имени Н.И. Сулимова с. Сухотского – начальной
общеобразовательной школы с. Малгобек на 2023-2024 учебный год
разработан на основании:
-Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Федерального закона «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации» от 03.08.2018 года № 317ФЗ»;
- санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10
(Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 в редакции от 24.11.2015);
- санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным

государственным санитарным врачом Российской Федерации от 27 октября
2020 г. N 32;
- примерной основной образовательной программы начального общего
образования, разработанной в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
и одобренной решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (в редакции Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №
1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31
декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской
Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
- приказа от 22 ноября 2019 года «О внесении изменений в Федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
сформированный приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»
- приказа от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в Федеральный
перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
сформированный приказом Министерства Просвещения Российской
Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»
- приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам
образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
- приказа Министерства образования и науки РФ от 04.11.2010 № 1015 «Об
утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в
части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования
учебных помещений»;
-приказ Минпросвещения России от 18 июля 2022 г. № 569 «О внесении
изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.
№ 286»
-- приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 г №1063 « О внесении
изменений в Порядок организации и осуществлении образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программамобразовательным программам начального общего, основного общего и

среднего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
− письма Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 № 03-255
«О введении федерального государственного образовательного
стандарта общего образования»;
− письма Минобрнауки РФ от 08.10. 2010 г. № ИК-1494/19 «О введении
третьего часа физической культуры»;
− письма Минобрнауки РФ от 07.09. 2010 г. № ИК-1374/19 и письма
Министерства спорта и туризма РФ от 13 сентября 2010 года № ЮН-0209/4912 «О методических указаниях по использованию спортивных
объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных
уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»;
− письма Минобрнауки РФ от 16 мая 2012 года № МД-520/19 «Об
оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных
учреждений»;
− письма Департамента развития системы физкультурно-спортивного
воспитания «О направлении учебных программ по физической культуре
для общеобразовательных учреждений» от 06 июня 2012 года № 19-166,
от 25 июня 2012 года № 19-186;
− письма Министерства образования и науки России от 25.05.2015 № 08761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур
и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»;
− письма Министерства образовании и науки от 19.01.2018 года № 08-96
«О методических рекомендациях»;
− письма Министерства образования и науки РФ от 09 октября 2017 года
№ ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на
родном языке»;
− письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от
20.06.2018 № 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из
числа языков народов РФ в общеобразовательных организациях»;
− Устава МБОУ ООШ с.Сухотского
− Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного
языка», «Литературного чтения на родном языке» (приказ МБОУ ООШ
с.Сухотского № .49 от 22.03.2013г.), осуществляющего образовательную
деятельность по реализуемым образовательным программам;
− Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ
ООШ с.Сухотского (пр.№ 49 от 22.03.2013 г.);
− основной образовательной программы начального общего образования
МБОУ ООШ с.Сухотского(пр.№131 от 02.09.2019г.);
- Концепция « Шахматное образование в общеобразовательных
организациях Республики Северная осетия–Алания»
- Приказ Министерства Просвещения РФ №287 от 31.05.2021 г. « Об
утверждении ФГОС ООО»

Уровень начальное общее образование
1.Учебный план начального общего образования филиала МБОУ ООШ с.
Сухотского НОШ с.Малгобек на2023–2024учебный год является документом,
распределяющим учебное время, отводимое на изучение различных учебных
предметов обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, определяющим максимальный объем
обязательной нагрузки обучающихся.
1.1.Содержание и структура учебного плана начального общего образования
определяется требованиями ФГОС, системой УМК, задачами и спецификой
образовательной деятельности филиала МБОУ ООШ с. Сухотского НОШ с.
Малгобек , сформулированными в уставе образовательного учреждения.
Учебный план уровня начального общего образования призван обеспечить
освоение учащимися государственного образовательного стандарта, и дает
возможность формировать познавательную мотивацию, развивать личностную
активность, способствовать сохранению здоровья.
1.2. Учебный план предусматривает следующий режим:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального
общего образования для 3-4 классов;
-продолжительность учебного года:
-во 3-4-х классах – 34 учебные недели;
-продолжительность учебной недели в 3-4 классах – 6 дней;
- обязательная недельная нагрузка обучающихся:
Во 3 -4-х классах – 26 часа;
- продолжительность урока: во 2-4-х классах – 40 минут.
Объем времени на выполнение домашних заданий:
В 3-х классах – 1,5 ч,
в 4-х классах – 2 ч.
1.3. На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов
СанПиН 2.4.2.2821-10 п. 10.10 для учащихся 1-х классов введены
дополнительные недельные каникулы в третьей четверти.
1.4.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
2.Общая характеристика.
2.1. Реализация содержания федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обеспечивается учебнометодическим комплексом, направленным на общекультурное, личностное,
познавательное развитие, на формирование универсальных учебных действий:
«Школа России»
2.2. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части,
формируемой участниками образовательных отношений:

✓ Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей и учебное время,
отводимое на их изучение.
✓ Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего
реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей
(законных представителей).
✓ ОО реализовывает примерный учебный план начального общего
образования Вариант №3 для 3-4 классы общеобразовательных
организаций в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с
ним изучается один из языков народов Российской Федерации
✓ Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять
менее 2954 часов и более 3190 часов. Время, отводимое на внеурочную
деятельность, составляет до 1350 часов за 4 года обучения.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена
предметами:
• русский язык - 5часа в неделю в 2-4 классах
• литература – 3 часа в неделю в 2-4 классах.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке»
представлена предметами:
• родной язык (русский, осетинский) и литературное чтение на родном
языке(русском, осетинском) – 3 часа в неделю во 2- 4 классах.
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке
направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных
умений, диалогической и монологической речи.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом
иностранный язык (английский) – 2 часа в неделю во 2-4 классах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
математика - 4 часа в неделю в 2 -4 классах.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена
предметом окружающий мир - 2 часа в неделю в 2-4 классах.
Предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики»
представлена предметом основы религиозной культуры и светской этики – 1
час в неделю в 4 классах.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом
физическая культура –3 часа в неделю во 2-4 классах.
Образовательная область «Искусство» представлена предметами:
• музыка -1 час в неделю в 2-4 классах,
• изобразительное искусство -1 час в неделю в 2 -4 классах.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом
технология -1 час в неделю в 2-4 классах.
2.3. Особенности учебного плана ОУ:
Учебный план филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с.Малгобек
Моздокского района РСО-Алания начального общего образования
обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта 3-4
классов, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной

нагрузки обучающихся, состав и структура обязательных предметных
областей по классам (годам обучения).
ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и
обязательные предметные области.
- Предметная область « Русский язык и литературное чтение»
- Предметная область « Родной язык и литературное чтение на родном языке»
- Предметная область « Математика и информатика»
- Предметная область «Обществознание и естествознание»
- Предметная область «Основы религиозной культуры и светской этики»
- Предметная область «Искусство»
- Предметная область «Технология»
- Предметная область «Физическая культура»
Часы отведённые в 3-4 –х классах на преподавание учебных предметов
области « Искусство» проводится отдельно : музыка – 1 час в неделю, ИЗО – 1
час в неделю, в соответствии с учебным планом.
С 2018-2019 учебного года в МБОУ ООШ с.Сухотского Моздокского района,
Республики Северной Осетии – Алания в рамках реализации Федеральных
государственных образовательных стандартов в начальной школе ведётся
предмет « Шахматы». Учебный предмет « Шахматы» изучается интегрировано
с учебным предметом « Физическая культура» в 2-4 классах, в количестве 17
часов,.
Региональной спецификой учебного плана является изучение предметов «
Родной язык» ( осетинский язык ) и « Родной язык» ( русский язык ) ( 3 часа
в неделю) 2 -4-х классах.
Учебный курс «История Осетии» изучается интегрировано в рамках учебного
предмета «Окружающий мир (человек, природа, общество)» в 4 классе в
объеме 17,5 часов.
• В учебный план 4-го класса включен 1 час в неделю (34 часа в год) на
изучение учебного предмета « Основы религиозных культур и светской
этики» ( далее – ОРКСЭ).
Целью комплексного курса является формирование у обучающихся мотиваций
к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный предмет является светским.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколом родительского собрания и письменными
заявлениями родителей (законных представителей) обучающихся. На
основании произведённого выбора формируются учебные группы вне
зависимости от количества обучающихся в каждой группе.
• Учебный план обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических
правил и нормативов.

• Промежуточная аттестация во 3-4-х классах проводится в соответствии с
Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ
ООШс.Сухотского (приказ от 22.03.2013 г. № 49).
• В 4-х классах проводится комплексная работа на межпредметной
основе.
Формы промежуточной аттестации обучающихся начальной школы
Формы промежуточной аттестации
Предметная область

Русский я зык и
литературное чтение

Родной язык и
литературное чтение
на родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
Искусство
Технология
Основ религиозных
культур и светской
этики

Учебные предметы
3 класс

4 класс

Русский язык

диктант с
грамматическим
заданием

комплексная работа

Литературное
чтение

тестовая работа

контрольная работа

Родной язык

диктант с
грамматическим
заданием

контрольная работа

тестовая работа

контрольная работа

контрольная работа

контрольная работа

Математика

контрольная работа

комплексная работа

Окружающий мир

тестовая работа

комплексная работа

Изобразитель-ное
искусство

творческая работа

учебный проект

Музыка

отчетный концерт

отчетный концерт

проектная работа

проектная работа

проектная работа

проектная работа

сдача контрольных
нормативов

сдача контрольных
нормативов

Литературное
чтение на родном
языке
Иностранный язык
(английский)

Технология
Основы
религиозных
культур и светской
этики
Физическая культура Физическая
культура

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей),
образовательного учреждения, учредителя образовательного учреждения.
Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, использовано
для введения:
- специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса:

- внеурочной деятельности.
1. На изучение литературного чтения в 3 классе – 1 час
Учебный план филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с. Малгобек
направлен на достижение планируемых результатов обучения и воспитания.
Учебный план
уровня начального общего образования
на 2023-2024учебный год 3- 4 классы
4 класс
недел
год
я

Всего

Учебный предмет

3 класс
недел
год
я

Русский язык

5

170

5

170

10

340

3

102

3

102

6

204

3

102

3

102

6

204

2

68

2

68

4

136

Математика

4

136

4

136

8

272

Окружающий мир

2

68

2*

68

4

136

-

-

1

34

1

34

1

34

1

34

2

68

Музыка

1

34

1

34

2

68

Технология

Технология

1

34

1

34

2

68

Физическая
культура

Физическая
культура

3*

102

3*

102

6

204

Итого

25

850

26

884

51

1734

Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык и
Литературное
литературное
чтение
чтение
Максимальный объем учебной
нагрузки при 6-ти дневной неделе

1

34

1

34

26

884

52

1768

Предметные
области
Русский язык и
литературное
чтение
Родной язык и
литературное
чтение на
родном языке
Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
Основы
религиозныхкул
ьтур и светской
этики
Искусство

Литературное
чтение
Родной (русский)
язык
Родной
(осетинский) язык
Иностранный язык
(английский)

Основы
религиозных
культур и светской
этики
Изобразительное
искусство

26

884

неделя год

2* -Учебный курс «История Осетии» изучается интегрировано в рамках
учебного предмета «Окружающий мир

3* - Учебный предмет « Шахматы» изучается интегрировано с учебным
предметом « Физическая культура» в 3-4 классах
Количество часов учебных занятий по уровням образования
Уровень общего образования

Количество аудиторных учебных часов

Начальное общее образование

Минимальный

Максимальный

2954

3345

2.1.Учебный план (недельный)
для 1,3 класса - комплекта филиала МБОУ ООШ с.Сухотского
НОШ с.Малгобек
Моздокского района РСО- Алания реализующих основную образовательную
программу начального общего образования

Предметные области

Учебный предмет

1 класс

3 класс

неделя год неделя

Всего

год

неделя

год

Русский язык

5

132

5

170

9

302

Литературное чтение

3

66

3

102

5

168

Родной язык и
литературное чтение на
родном языке

Родной (русский) язык

3

99

3

102

6

201

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

-

2

68

2

68

Математика и информатика

Математика

4

132

4

136

8

268

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

2

66

2

68

4

134

Основы
религиозныхкультур и
светской этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

-

-

-

-

-

-

Изобразительное
искусство

0,5

33

1

34

2

67

Музыка

0,5

33

1

34

2

67

Русский язык и
литературное чтение

Искусство
Технология

Технология

1

33

1

34

2

67

Физическая культура

Физическая культура

2

99

3*

102

6

201

21

693

25

850

46

1543

1

34

1

34

Итого

Русский язык и литературное Литературное чтение
чтение

Максимальный объем учебной нагрузки при
6-ти дневной неделе

21

693

26

884

47

1577

3* - Учебный предмет « Шахматы» изучается интегрировано с учебным
предметом « Физическая культура» в 3 классе

2.2.Учебный план (недельный)
для 2,4 класса - комплекта филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ
с.Малгобек
Моздокского района РСО- Алания реализующих основную
образовательную программу начального общего образования

Предметные области
Русский язык и
литературное чтение

Учебный предмет
Русский язык
Литературное чтение

2 класс

неделя год неделя год
5
5
170
3

Родной (русский)
язык

Иностранный язык

Иностранный язык
(английский)

2

Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и
естествознание

Окружающий мир

Основы
религиозныхкультур и
светской этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

Технология

Всего
неделя

год

10

340

3

102

6

204

3

102

6

204

2

68

4

136

4

136

8

272

2*

68

4

136

1

34

1

34

1

34

2

68

1

34

2

68

1

34

2

68

3*

102

6

204

884

51

1734

3

Родной язык и
литературное чтение на
родном языке

Искусство

4 класс

2
-

Изобразительное
искусство

1

Музыка

1

Технология

1
2

Физическая культура

Физическая культура

Итого

24

816

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Русский язык и литературное Литературное
чтение
чтение

1

34

1

34

Физическая культура

Физическая
культура

Максимальный объем учебной нагрузки при
6-ти дневной неделе

1
26

34
884

26

884

1

34

52

1768

2* - Учебный курс «История Осетии» изучается интегрировано в рамках учебного
предмета «Окружающий мир»
3* - Учебный предмет « Шахматы» изучается интегрировано с учебным предметом
« Физическая культура» в 3-4 классах

3.План внеурочной деятельности
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. План внеурочной деятельности филиала МБОУ ООШ с.Сухотского – НОШ с.

•

•

•

•
•

Малгобек обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего:
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 569);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».
1.2. Основные образовательные программы начального общего образования реализуются
образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности
с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Санитарные
правила и нормы СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПин 1.2.3685-21).
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального

•

•

•

•

•
•

•

•

•

•

•

общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 569);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 03-2161 «О
направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.3648-20);
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской
Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования» от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21);
Устав МБОУ ООШ с.Сухотского

2. Целевая направленность, стратегические и
тактические цели содержания образования

2.1. План отражает основные цели и задачи МБОУ ООШ с.Сухотского
2.2. Подготовлен с учетом требований Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего
общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся через внеурочную деятельность, широту развития личности
обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует
недопустимость перегрузки обучающихся, с целью дальнейшего совершенствования

образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения
вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного
пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения
школьников и сохранения их здоровья.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Соотношение обязательной части учебного плана начального общего образования, части,
формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной
деятельности представлено в таблице:
Количество часов в год по
Всего за 4 года
классам (годам обучения)
обучения
I
II
III
IV
Обязательная часть учебного плана
образовательной
организации

693

816

850

884

3245

Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений

0

68

34

-

102

Внеурочная деятельность

102

102

102

102

408

2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении
начального общего образования (до 1320 часов за четыре года обучения), основного с
учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в зависимости от возможностей филиала МБОУ ООШ
с.Сухотского- НОШ с.Сухотского , а также особенностей окружающего социума.
Внеурочная деятельность осуществляется по различным схемам, в том числе:
- непосредственно в образовательной организации.

3. Основные принципы плана

3.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения филиала МБОУ
-

ООШ с.Сухотского- НОШ с. Малгобек учитывает:
учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
поэтапность развития нововведений;
построение образовательного процесса
в
соответствии с
санитарногигиеническими нормами;
соблюдение преемственности и перспективности обучения.
3.2. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность
подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ
существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение
успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по
обязательным учебным дисциплинам.
3.3. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения
и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем

•

•
•
•

•

•
•

•
•
•
•

современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности
учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
3.4. Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программ начального общего образования, основного общего образования,
среднего общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
3.5. С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
реализуются через учебно-познавательную
деятельность,
в
которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности
по учебным предметам и формированию функциональной грамотности:
- занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- занятия по формированию функциональной грамотности;
- занятия по проектно-исследовательской деятельности;
- профориентационные занятия.
3.6. Внеурочная деятельность на базе филиала МБОУ ООШ с.СухотскогоНОШ с. Малгобек реализуется через системы внеурочной деятельности,
работу классных руководителей. При выборе направлений и отборе
содержания обучения учитываются:
особенности филиала МБОУ ООШ с.Сухотского- НОШ с.Малгобек
(условия
функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия
для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды филиала МБОУ ООШ
с.Сухотского- НОШ с. Малгобек , национальные и культурные особенности региона.
3.7 Направления внеурочной деятельности.
• Духовно-нравственное
• Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
• Социальное
• Общеинтеллектуальное
• Общекультурное
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом:
Обязательная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);

1 час в неделю — на занятия, направленные на работу со слабоуспевающими и
одарёнными детьми.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию
плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки
обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели,
во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели.

4. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все
виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального, основного и
среднего общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
Основная
цель: развитие
способности обучающихся
применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах
жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно- научной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки
или факультативы.
Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения;

специальные занятия
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных
потребностей и интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного отношения обучающихся к
культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Направление нацелено на воспитание личности творца, способного осуществлять свои
творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, на
формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. В рамках
данного направления учащиеся принимают участие в выставочной деятельности, в
конкурсном движении.

11. План внеурочной деятельности классов,
обучающихся 1-4 классов (ФГОС НОО)
11.1 Годовой план внеурочной деятельности
Количество часов в год
1класс
2 класс
3 класс
4 класс
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа

№
п\п

Направления

2.

Общекультурное

3.

Духовно- нравственное

33 часа

34 часа

34 часа

34 часа

4.

Коммуникативная деятельность

33 часа

34 часа

34 часа

34 часа

Итого за год

99

102

102

102

11.2 Недельный план внеурочной деятельности
№
п\п

Направления

2.

Общекультурное

Количество часов в неделю
1,3класс
2 ,4 класс
(комплект)
(комплект)
1ч
1ч

3.

Духовно- нравственное

1ч

1ч

4.

Коммуникативная деятельность

1ч

1ч

Итого за неделю

3ч

3ч

Занятия групп проводятся на базе филиала школы в кабинетах начальных классов.
Численность групп в зависимости от направления внеурочной деятельности составляет от
1 -2 обучающихся.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2023-2024 учебный год создаёт условия
для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.
Предлагаемые программы учебных курсов для обучающихся 1-4 -х классов (ФГОС
НОО)

Направление внеурочной деятельности

Название программы

Духовно-нравственное

«Разговоры о важном»

Коммуникативная деятельность
(формирование
функциональной грамотности)

« Функциональная грамотность»

Общекультурное

«Работа со слабоуспевающими и
одарёнными детьми»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».