Учебный план в.2.3

Пояснительная записка
начального общего образования для учащихся получающих образование
в форме индивидуального обучения
по адаптированным программам.











Учебный план индивидуального обучения на 2023-2024 учебный
год МБОУ ООШ с.Сухотского разработан в соответствии с
требованиями нормативных документов:
Федерального Закона от 12 декабря 2012 года № 273 «Об
образовании в Российской Федерации»;
Постановление от 10 июля 2015 г. №26 об утверждении СанПин
2.4.2.3286обучения по адаптированным основным
общеобразовательным программам для обучающихся с
ограниченными возможностями
Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта
2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
Примерная адаптированная основная общеобразовательная
программа начального общего образования слабослышащих и
позднооглохших обучающихся ОДОБРЕНА
решением федерального учебно-методического объединения по
общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Учебный план, составлен на основе адаптированной основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся
(вариант 2.3) МБОУ ООШ с.Сухотского

Адаптированной основной общеобразовательной программы
начального
общего
образования
слабослышащих и
позднооглохших обучающихся (вариант 2.3) МБОУ ООШ
с.Сухотского
 Устав школы.
На основании заключения Клинико – экспертной комиссии в МБОУ
ООШ с.Сухотского занятия очной форме рекомендованы
- обучающемуся 5 класса , Махаммадиев Эмран Орифович, – ребёнок
с особыми образовательными потребностями по типу сенсорных
нарушений органа слуха. Парциональное недоразвитие высших
психических функций. Тугоухость IV степени – Н 90.3
Продолжительность учебного года:
 5 класс – 34 учебные недели
Продолжительность учебной недели: 5 класс – 6 дней

1. Учебный план
Учебный план МБОУ ООШ с.Сухотского реализующий, АООП для
начального

общего

образования

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся с интеллектуальными нарушениями обеспечивает введение в
действие

и

реализацию

требований

федерального

государственного

образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС),
определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных
областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам
обучения).
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в
области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию
требований ФГОС начального общего образования для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся и выполнение гигиенических требований к
режиму

образовательного

процесса,

установленных

действующими

санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения в образовательных организациях.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального
общего образования может включать как один, так и несколько учебных
планов, в том числе индивидуальные учебные планы, учитывающие
образовательные

потребности

групп

или

отдельных

слабослышащих

обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих дополнительные
отклонения в развитии (нарушения зрения, опорно-двигательного аппарата),
дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее — ИПР)
инвалида в части создания специальных условий получения образования.
Учебный план начального общего образования и план специальных
коррекционных предметов и внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для развития потенциала обучающихся могут разрабатываться с
участием самих обучающихся и их родителей (законных представителей)
индивидуальные учебные планы.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и
внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной
общеобразовательной

программы

начального

общего

образования

слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебные

планы

законодательством

обеспечивают

Российской

в

Федерации

случаях
в

предусмотренных

области

образования1

возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная (инвариантная) часть учебного плана определяет состав
учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны
быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
общеобразовательных

организациях,

реализующих

адаптированную

основную общеобразовательную программу начального общего образования
для слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебное время, отводимое
на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная (инвариантная) часть учебного плана отражает содержание
образования,

которое

обеспечивает

достижение

важнейших

целей

современного начального образования слабослышащих и позднооглохших
обучающихся с интеллектуальными нарушениями:
1

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации»)

 формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой

социальных

отношений

и

социальное

развитие

обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
 готовность

обучающихся

к

продолжению

образования

на

последующих ступенях основного общего образования, их приобщение
к информационным технологиям;
 формирование

здорового

образа

жизни,

элементарных

правил

соответствии

с

поведения в экстремальных ситуациях;
 личностное

развитие

обучающегося

в

его

индивидуальностью.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи
учебных предметов, курсов, предусмотренных требованиями Стандарта к
структуре адаптированной основной общеобразовательной программы
начального

общего

образования

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), приведены в разделе «Программы учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области» АООП НОО.
Образовательная

организация

самостоятельно

в

организации

образовательного процесса, в выборе деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические занятия и т.д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,

обеспечивает

реализацию

образовательных

потребностей,

характерных

позднооглохших

обучающихся

с

лёгкой

особых
для

(специфических)
слабослышащих

умственной

и

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями), а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. Время, отводимое на данную часть, внутри
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть
использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;

- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных

потребностей

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся, развитие речевого слуха и неречевых звучаний, формирование

произносительной стороны устной речи и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов (например: компьютерные технологии, деловое и
творческое письмо и др.);
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура
родного края и др.).
Количество

часов, отведенных

позднооглохшими

обучающимися

(интеллектуальными

на освоение слабослышащими
с

нарушениями)

лёгкой
учебного

умственной
плана,

и

отсталостью

состоящего

из

обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой
недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения в образовательных организациях.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса, входит и
внеурочная

деятельность.

Организация

занятий

по

направлениям

внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса

в

общеобразовательной

организации.

Образовательные

организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого
спектра занятий, направленных на их развитие.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального
общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся с
лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) следует
понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах,
отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых
результатов освоения основной общеобразовательной программы.

План внеурочной деятельности является организационным механизмом
реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования.

Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию адаптированной основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности

(спортивно-оздоровительное,

нравственное,

социальное,

общекультурное) в таких формах как индивидуальные и групповые занятия,
экскурсии, кружки, секции,

соревнования, проектная деятельность,

общественно полезные дела и т. д.
Коррекционно-развивающее

направление

является

обязательной

частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения
содержания АООП НОО.
Содержание

этого

направления

представлено

коррекционно-

развивающими курсами (индивидуальными занятиями по формированию
речевого слуха и произносительной стороны устной речи; по развитию
познавательных процессов; фронтальными занятиями по развитию слухового
восприятию и технике речи, музыкально-ритмическими занятиями и
социально-бытовой
специфические

ориентировке).

для

каждого

На

ученика

этих

курсах

преодолеваются

слухоречевые нарушения,

что

обеспечивает успешность обучения учащихся по образовательным областям
АООП НОО.
Кроме

того,

выбор

коррекционно-развивающих

курсов

может

осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из
психофизических

особенностей

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями)

на

основании

рекомендаций

психолого-медико-

педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации
инвалида.

Реализация специальных задач по развитию слухового восприятия,
речевого слуха, коррекции и компенсации нарушений психического и
речевого развития обучающихся проводится на всех уроках и в сочетании со
специальными индивидуальными занятиями по развитию познавательных
процессов обучающихся.
Коррекционно-развивающее

направление

является

необходимым

условием преодоления нарушений в психофизическом и речевом развитии
обучающихся данной категории, дополняют и расширяют возможность
обучающихся в успешном овладении знаниями, умениями и навыками
программного материала. Каждый общеобразовательный и коррекционно–
развивающий курс на ступени НОО своим содержанием подготавливает
обучающего к переходу на следующую ступень ООО.
План внеурочной деятельности образовательной организации определяет
состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной
деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся и
возможностей общеобразовательной организации.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают участие все педагогические работники общеобразовательной
организации (учителя, учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня,
воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), так же и
медицинские работники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но
учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию адаптированной основной образовательной программы.
Образовательная

организация

самостоятельно

разрабатывает

и

утверждает план внеурочной деятельности, определяя формы организации
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
в рамках реализации основной образовательной программы начального
общего образования. Расписание уроков составляется отдельно для уроков и
внеурочных занятий. Продолжительность занятий внеурочной деятельности
составляет 35-40 минут.

Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования определяет общеобразовательная организация.
Для развития потенциала тех слабослышащих и позднооглохших
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), которые в силу особенностей психофизического развития
испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные

учебные

планы,

в

рамках

которых

формируются

индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, формы образования).

График

учебного

процесса.

Общеобразовательная

организация

осуществляет образовательную деятельность по адаптированной основной
общеобразовательной программе для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение
гигиенических

требований

к

установленных

«Санитарно

–

режиму

образовательного

эпидемиологическими

процесса,

требованиями

к

условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» и
предусматривает 5-летнее (1-5 класс) освоения адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования для
слабослышащих и позднооглохших обучающихся с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Выбор продолжительности
обучения (за счет введения первого дополнительного класса) (6 лет) остается
за образовательной организацией, исходя из возможностей региона в
подготовке слабослышащих и позднооглохших детей с лёгкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к обучению в школе.
В соответствии с действующим законодательством образовательная
организация имеет право самостоятельно определять продолжительность
учебной недели (5- дневной, либо 6-дневной учебной недели).

Во 2-4(5) классах продолжительность уроков - 40минут. Формы
организации образовательного процесса, могут чередоваться между учебной
и внеурочной деятельности в рамках расписания.
Расписание в образовательной организации для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся с интеллектуальными нарушениями строится
с учётом кривой умственной работоспособности в течение учебного дня и
учебной недели с соблюдением режима ранжирования предметов по баллам.
В течение учебного дня проводятся и трудные, и более лёгкие для
восприятия обучающимися предметы, что может снижать утомляемость
обучающихся и не допускает их перегрузки (в соответствии с Уставом
общеобразовательного учреждения (организации).
Реализация

вариативной

части

учебного

плана

обеспечивает

индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого
недоразвития, особенностей их эмоционально – психического развития,
интересов и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов
на каждой ступени с учетом специфики, направленной на преодоление
речевого недоразвития и связанных с ним особенностей психического
развития обучающихся.
В учебном плане дополнительно предусмотрены занятия коррекционно –
развивающей области. В максимальную нагрузку не входят часы занятий,
включенные в коррекционно – развивающую область.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной части
учебного плана, коррекционно – развивающей области, направлений
внеурочной деятельности. Между началом выше перечисленных занятий и
последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью
не менее 45 минут.
Нагрузка

обучающихся

регулируется

за

счет

увеличения

продолжительности обучения, коррекционной направленности учебного
процесса, позволяющий формировать полноценные умения и навыки
учебной деятельности слабослышащих и позднооглохших обучающихся с
интеллектуальными нарушениями.

По АООП НОО (вариант 2.3.) слабослышащие и позднооглохшие
школьники

с

лёгкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями) обучаются в условиях специального малокомплектного класса
для детей со сходным состоянием здоровья по слуху и сходными
образовательными потребностями. Наполняемость специального класса не
может превышать 5 детей.
Особенностями учебного плана для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (вариант 2.3.). На ступени начального образования предметная
область «Речь и речевая практика» представлена учебными предметами
«Русский язык», «Чтение», «Развитие речи», «Предметно-практическое
обучение». Учебный предмет «Русский язык» включает набор предметов:
«Обучение грамоте», «Формирование грамматического строя речи».
Учебные предметы «Формирование грамматического строя речи»,
«Развитие речи» обеспечивают учащимся достижение уровня начального
общего образования, коррекцию и формирование грамматического строя
речи, способствуют развитию словесной речи (в письменной и устной
форме). Изучение этих предметов позволяет создать основу для развития
речевой деятельности обучающихся для дальнейшего освоения системы
основополагающих

элементов

научного

знания

и

деятельности

по

получению, преобразованию и применению новых знаний.
В предметной области «Филология» в

1-м дополнительном классе

особое место занимает специальный интегративный коррекционный предмет
«Предметно-практическое обучение», который сочетает в себе компетенции
двух предметных областей – филологии и технологии. Учебный предмет
«Предметно-практическое обучение» направлен на формирование житейских
понятий, развитие мышления, разговорной и монологической речи в устной и
письменной

формах,

совершенствование

предметно

–

практической

деятельности, формирование рудовых умений и навыков, включая умение
работать в коллективе и целенаправленное воспитание школьников.
Ситуативность предметно-практической деятельности обеспечивает активное
овладение обучающими с нарушением слуха речевыми навыками.
Учебный предмет «Предметно-практическое обучение» предполагает
реализацию принципа связи речевого развития с предметно-практической

деятельностью

обучающихся,

с

целенаправленным

обучением

разговорной и монологической (устной и письменной) речи.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов, входящих
в «Русский язык» («Обучение грамоте», «Формирование грамматического
строя речи»), а также учебных предметов «Чтение», «Развитие речи»,
«Предметно-практическое обучение» может корректироваться в рамках
предметной области «Язык и речевая практика» с учётом психофизических
особенностей

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся

с

интеллектуальными нарушениями.
Ситуативность предметно-практической деятельности обеспечивает
активное овладение обучающими с нарушением слуха речевыми навыками.
Коррекционно-развивающее направление представлено обязательными
индивидуальными

занятиями

по

формированию

речевого

слуха

и

произносительной стороны устной речи; по развитию познавательных
процессов; фронтальными занятиями по развитию слухового восприятии и
технике речи, музыкально-ритмическими занятиями и занятиями по
социально-бытовой ориентировке. Эти занятия способствуют преодолению
нарушений в развитии обучающихся, достижению предметных, социальных
и коммуникативных компетенций, предусмотренных начальным общим
образованием (вариант 2.3). Часы коррекционно-развивающей области
обязательны и проводятся в течение всего учебного дня.

Годовой учебный план начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3.)
Предметные области

Классы
Учебные предметы

Количество часов в
неделю
V

Всего

Русский язык (обучение грамоте,
формирование грамматического
строя речи)

136

136

Чтение
Развитие речи
Предметно-практическое обучение
Математика
Ознакомление с окружающим
миром

136
102
136
-

136
102
136
-

34

34

Искусство

Окружающий мир (Человек,
природа, общество)
Изобразительное искусство

34

34

Технология
Физическая культура

Технология (Труд)
Физическая культура

34
102

34
102

Итого
714
Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса (при 5-дневной неделе)
Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую 2
область)

714

Обязательная часть
Речь и речевая практика

Математика
Естествознание

Коррекционно-развивающая область:
1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны
устной речи (индивидуальные занятия)*
2. Развитие слухового восприятия и техника речи (фронтальные
занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия.
4. Развитие познавательной сферы*
5. Социально-бытовая ориентировка

2

-

-

-

-

34

Другие направления внеурочной деятельности

34
-

68
68
-

Всего к финансированию

782

782

Недельный учебный план начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3.)
Предметные области Классы
Учебные предметы

Количество часов
в неделю
V

Всего

4

4

4
3
4
-

4
3
4
-

Окружающий мир (Человек, природа,
общество)

1

1

Искусство
Технология

Изобразительное искусство
Технология (Труд)

1
1

1
1

Физическая
культура
Итого

Физическая культура

3

3

21

21

21

21

2

2

-

-

1
1

1
1

23

23

Обязательная часть
Язык и речевая
Русский язык (обучение грамоте,
практика
формирование грамматического строя
речи)
Чтение
Развитие речи
Предметно-практическое обучение
Математика
Математика
Естествознание
Ознакомление с окружающим миром

Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательного процесса (при 5-дневной неделе)
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной
учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область)
Коррекционно-развивающая область:
1. Формирование речевого слуха и произносительной стороны
устной речи (индивидуальные занятия)*
2. Развитие слухового восприятия и техника речи
(фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия.
4. Развитие познавательной сферы*
5. Социально-бытовая ориентировка
Другие направления внеурочная деятельность
Всего к финансированию

*- на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого
слуха и произносительной стороны речи, а также на дополнительные
коррекционные занятия «Развитие познавательных процессов» количество

часов в неделю указано из расчета на одного ученика. Общая недельная
нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».