5 класс ист. адаптированная программа

1. Пояснительная записка.
Адаптированная рабочая программа основного общего образования обучающихся с ОВЗ по предмету История России. Всеобщая
история – это образовательная программа, адаптированная для обучения этой категории обучающихся с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Учащиеся с ОВЗ (задержка психического развития) в общеобразовательных классах обучаются по варианту 7.1, который предполагает,
что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения
образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения.
Рабочая программа по истории для 5-9 классов составлена в соответствии с
 федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от
17.12.2010г. №1897 (в ред. Приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 №1644).
 Историко-культурным стандартом разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21 мая
2012 г. № Пр.-1334.
 Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 АООП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) МАОУ СОШ №31 г. Томска
Рабочая программа по истории для 5-9 класса составлена с учётом авторской программы по истории России для предметной линии учебников
под редакцией А.В.Торкунова (Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6-9 классы (основная школа): учебное
пособие для общеобразовательных организаций / А.А.Данилов, О.Н.Журавлева, И.Е.Барыкина. – Просвещение, 2015.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.Торкунова и предметную линию учебников
А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы. Данные линии учебников соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту
основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф «Рекомендовано» и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015
№576):
-Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс.-М. "Просвещение"
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. 6 класс.- М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500—1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7
класс.- М. "Просвещение"
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800—1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8
класс. - М. "Просвещение"
-Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Под редакцией А. А. Искендерова. 9 класс.- М. "Просвещение"
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"

2

-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.- М. "Просвещение"
Общие цели изучения истории: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и
определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в
базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Преподавание курса истории для детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, носит характер моральноэтической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее
внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно
сохраняет структурную целостность, присущую данным областям исторического цикла.
Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с ОВЗ.
Категория обучающихся, на которых ориентирована программа (дети с задержкой психического развития) - это дети, имеющие недостатки в
психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные
недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.),
нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные
недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности,
трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики,
зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.
Вариант образовательной программы для обучающегося с ЗПР определяет психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска на основании
его комплексного психолого-медико-педагогического обследования.
Рабочая программа для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) адресована обучающимся, достигшим уровня психофизического развития близкого
возрастной норме. Но у таких обучающихся часто отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся в условиях деятельности
и организованного поведения, признаки общей социально-эмоциональной незрелости. При этом наблюдается устойчивость форм адаптивного
поведения. У данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия),
а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы.
Обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР.
К специальным педагогическим условиям реализации данной программы относятся:
 учет особенностей психофизического состояния обучающегося;
 обучение в процессе деятельности всех видов - игровой, трудовой, предметно-практической, учебной, путем изменения способов подачи
информации, особой методики предъявления учебных заданий;
 увеличение времени на выполнение заданий;
возможность организации короткого перерыва (10-15 мин) при нарастании в поведении ребенка проявлений утомления, истощения;

3

 исключение негативных реакций со стороны педагога, недопустимость ситуаций, приводящих к эмоциональному травмированию ребенка.
Данная программа предполагает дифференцированную помощь для обучающихся с ОВЗ:
стимулирующую (одобрение, эмоциональная поддержка), организующую (привлечение внимания, концентрирование на выполнении работы,
напоминание о необходимости самопроверки), направляющую (повторное разъяснение инструкции к заданию);
 переконструирование содержания учебного материала с ориентацией на зону ближайшего развития ученика;
 опора на жизненный опыт ребёнка;
 использование наглядных, дидактических материалов;
 выполнение задания по образцу;
 итог выступления учащихся обсуждают по алгоритму-сличения, сильный ученик самостоятельно отвечает на итоговые вопросы, слабым
даётся опорная схема-алгоритм;
 реконструкция урока с ориентиром на включение разнообразных индивидуальных форм преподнесения заданий;
 использование при преобразовании извлеченной информации из учебника и дополнительных источников знаний: опорной картысличения, опорной схемы алгоритма.
Изучение программного материала должно обеспечить не только усвоение определенных предметных знаний, умений и навыков, но и
формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих
трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включены самостоятельные наблюдения и
предметно-практическая деятельность учащихся, наглядно-иллюстративный материал, а также разнообразные задания графического
характера для коррекции мелкой моторики пальцев рук.
К реализации рабочей программы для обучающихся с ЗПР могут быть привлечены учителя-логопеды, педагоги-психологи.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ЗПР, являются объяснительноиллюстративный,
личностно-ориентированный,
репродуктивный,
частично
поисковый,
коммуникативный,
информационнокоммуникационный, игровых технологий; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической
грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а также
способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.
Данная программа ставит следующие цели:
 изучение исторического материала;
 овладение знаниями и умениями;
 коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
 формирование личностных качеств гражданина;
 подготовка подростка с ОВЗ к жизни,

4

Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно –
развивающих.
Образовательные задачи:
 усвоить важнейшие факты истории;
 создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого;
 усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития;
 овладеть умением применять знания по истории в жизни;
 выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
 гражданское воспитание учащихся;
 патриотическое воспитание;
 воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
 нравственное воспитание;
 эстетическое воспитание;
 трудовое воспитание;
 экологическое воспитание;
 правовое воспитание;
 формирование мировоззрения учащихся.
Коррекционные задачи:
• сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей обучающихся с ОВЗ;
• формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
• преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;
• овладение навыками адаптации учащихся к социуму;
• развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями;
• создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы;
• индивидуализацию обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально – типологические особенности.
• приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
• подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
• коррекция нарушений устной и письменной речи;
• обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации
школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

5

Синхронизация курсов всеобщей истории и истории России
КЛАСС
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
ИСТОРИЯ РОССИИ
(включая региональный компонент)
5
Народы и государства на территории
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА
Первобытность. Древний Восток
нашей страны в древности
Античный мир. Древняя Греция.
Древний Рим.
6
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ.
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К
VI-XV вв.
РОССИЙСКОМУ
Раннее
Средневековье.
Зрелое ГОСУДАРСТВУ.VIII –XV вв.
Средневековье. Страны Востока в Восточная Европа в середине I тыс. н.э.
Средние
века.
Государства Образование государства Русь. Русь в
доколумбовой
конце X – начале XII в. Культурное
Америки.
пространство. Русь в середине XII –
начале XIII в. Русские земли в середине
XIII - XIV в. Народы и государства
степной зоны. Восточной Европы и
Сибири в XIII- XVвв. Культурное
пространство. Формирование единого
Русского государства в XV веке.
Культурное
пространство.
Региональный компонент
7

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
XVI-XVII вв. От абсолютизма к
парламентаризму.
Первые
буржуазные революции.
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Страны Европы и Северной Америки
в середине XVII—ХVIII в. Страны

РОССИЯ В XVI – XVII ВЕКАХ: ОТ
ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К
ЦАРСТВУ.
Россия в XVI веке. Смута в России
Россия в XVII веке. Культурное
пространство.
Региональный
компонент.

6

8

9

Востока в XVI—XVIII вв.
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
XVIIIв.
Эпоха
Просвещения.
Эпоха
промышленного переворота. Великая
французская
революция
Страны
Востока в XVIII вв. Международные
отношения в XVIII в..

ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
XIX в. Мир к началу XX в.
Новейшая история. Становление и
расцвет
индустриального
общества. До начала Первой
мировой войны.
Страны Европы и Северной Америки
в первой половине ХIХ в. Страны
Европы и Северной Америки во
второй
половине
ХIХ
в.
Экономическое
и
социальнополитическое развитие стран Европы
и США в конце ХIХ в. Страны Азии в
ХIХ в. Война за независимость в
Латинской Америке Народы Африки
в Новое время Развитие культуры в
XIX в. Международные отношения в
XIX в. Мир в 1900—1914 гг.

РОССИЯ В КОНЦЕ XVII - XVIII
ВЕКАХ: ОТ ЦАРСТВА К
ИМПЕРИИ
Россия в эпоху преобразований Петра I
После
Петра
Великого:
эпоха
«дворцовых переворотов». Россия в
1760-х – 1790- гг. Правление
Екатерины II и Павла I. Культурное
пространство Российской империи в
XVIII в. Народы России в XVIII в.
Россия при Павле I. Региональный
компонент.
IV. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В
XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
Россия на пути к реформам (1801–1861)
Александровская
эпоха:
государственный
либерализм.
Отечественная
война
1812
г.
Николаевское
самодержавие:
государственный
консерватизм
Крепостнический социум. Деревня и
город.
Культурное
пространство
империи в первой половине XIX в.
Пространство
империи:
этнокультурный
облик
страны
Формирование
гражданского
правосознания. Основные течения
общественной мысли Россия в эпоху
реформ. Преобразования Александра II:
социальная и правовая модернизация
«Народное самодержавие» Александра
III. Пореформенный социум. Сельское

7

хозяйство
и
промышленность.
Культурное пространство империи во
второй
половине
XIX
в.
Этнокультурный
облик
империи.
Формирование гражданского общества
и основные направления общественных
движений. Кризис империи в начале
ХХ века. Первая российская революция
1905-1907 гг. Начало парламентаризма
Общество и власть после революции
«Серебряный
век»
российской
культуры. Региональный компонент.
2.Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и
социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся
многонациональное и поликонфессиональное сообщество.
В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается
представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути
российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном
пространстве.
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем
изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего,
недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на
развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса при
этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных
возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному развитию,
обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения, принцип

8

научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении, принцип
индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
3.Место предмета в учебном плане
Предмет «История» изучается на уровне основного общего образования в 5-9 классах. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения
составляет по 2 часа в 5-8 классе, в 9 кассе по 3 часа. В соответствии с учебным планом в рамках основного общего образования в на освоение
программы основного общего образования по истории (5 – 9 классы) выделяется 374 часа учебного времени.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Предмет «История России. Всеобщая история» предоставляет обучающимся узнать и понять условия зарождения современной цивилизации,
особенности её поступательного развития и ценности. В рабочей программе прослеживается изменение картины мира человека, вокруг которой
формировались все ценности культуры, вся структура представлений о мироздании, дано представление об особенностях и тенденциях развития
современной мировой цивилизации. В процессе познания истории школьники знакомятся с универсальными ценностями современного мира —
гражданским обществом и парламентаризмом. Изучая сложные и трагические события, явления и процессы в разное историческое время и в
разных странах, обучающиеся при соответствующей поддержке учителя понять роль социально активной личности в истории; знакомятся и
осмысливают примеры героизма и самоотверженности во имя общества. В этом заключается воспитывающая функция прошлого, истории.
Школьники осваивают опыт социального взаимодействия людей в процессе изучения событий мировой истории, изучают и обсуждают
исторические формы общественных отношений и сотрудничества — всё это ускоряет их социализацию. По мере освоения содержания у
обучающихся формируется социальная система ценностей на основе осмысления закономерности и прогрессивности общественного развития,
осознания приоритета общественного интереса над личностным и уникальности каждой личности. В программе акцентируется внимание на то,
что личность проявляется только в сотрудничестве, в согласии с обществом и благодаря ему. Содержание программы по истории
ориентировано на формирование у школьников современного понимания истории в контексте гуманитарного знания и общественной жизни.
Понимание и осмысление учебной информации обеспечивается логически выстроенной системой понятий, раскрывающих смысловую и
ценностную характеристики этапов мировой истории человечества. Соотнесение фактов и явлений, установление причинно-следственных
связей, выявление общего, выход на закономерности в процессе работы с текстами способствует формированию и развитию исторического
мышления у обучающихся. Личностно-деятельностное усвоение учебного материала по истории в соответствии с программой обеспечит
сформированность таких нравственных свойств и качеств у школьников, как целеполагание, интерес к познанию, готовность к новому,
дисциплинированность, ответственность, коммуникативность, социальная активность.Сегодня востребован активный, деятельный, творческий,
коммуникативный человек, нацеленный на раскрытие индивидуальности. Для этого учителю необходимо помочь учащимся: научиться
пользоваться информацией; научиться общаться; научиться создавать завершённый продукт деятельности. Таким образом, данная программа
имеет ценностно-ориентированное и общекультурное значение, играет существенную роль в процессе самоидентификации младших подростков
основной школы. Социокультурная составляющая учебного предмета, включающая доступно изложенные сведения о взаимопроникновении
религий, культур, об основах гражданского общества, обеспечит условия для идентификации обучающихся с современным обществом.

9

5. Планируемые результаты освоения учебного предмета
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:





осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и
ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:





способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и
развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники
информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе,
презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и
социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории учащимися 5-9 классов включают:
 овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой
для миропонимания и познания современного общества;
 способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и
значения событий и явлений прошлого и современности;
 умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее
социальную принадлежность и познавательную ценность;
 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны
и человечества в целом;
 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны
и мира.

10

6.Содержание учебного курса
История России. Всеобщая история.
Всеобщая история
5 класс
Ведение. Что изучает история. Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей. Возникновение искусства и религиозных
верований. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства. Появление неравенства и знати. Счет лет в
истории. Историческая хронология. Измерение времени по годам. Древний Египет. Государство на берегах Нила. Как жили земледельцы и
ремесленники в Египте. Жизнь египетского вельможи. Военные походы фараонов. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта.
Письменность и знания древних египтян. Западная Азия в древности. Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Финикийские мореплаватели. Библейские сказания. Древнееврейское царство. Ассирийская держава. Персидская держава «царя царей». Индия и
Китай в древности. Природа и люди Древней Индии. Индийские касты. Чему учил китайский мудрец Конфуций. Первый властелин единого
Китая. Древнейшая Греция. Греки и критяне. Микены и Троя. Поэма Гомера «Илиада». Поэма Гомера «Одиссея». Религия древних греков.
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. Зарождение демократии в Афинах.
Древняя Спарта. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Олимпийские игры в древности. Победа греков над персами в
Марафонской битве. Нашествие персидских войск на Элладу. Возвышение Афин в V в. до н.э. В гаванях афинского порта Пирей. В городе
богини Афины. В афинских школах и гимнасиях. В афинском театре. Афинская демократия при Перикле. Македонские завоевания в IV в. до
н.э. Города Эллады подчиняются Македонии. Поход Александра Македонского на Восток. В Александрии Египетской. Рим: от его
возникновения до установления господства над Италией. Древний Рим. Завоевание Римом Италии. Устройство Римской республики. Рим –
сильнейшая держава Средиземноморья. Вторая война Рима с Карфагеном. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рабство в
Древнем Риме. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов. Восстание Спартака. Единовластие Цезаря. Установление
империи. Римская империя в первые века нашей эры. Соседи Римской империи. В Риме при императоре Нероне. Первые христиане и их
учение. Первые христиане и их учение. Расцвет Римской империи во II в. н.э. Вечный город и его жители. Разгром Рима германцами и падение
Западной Римской империи. Римская империя при Константине. Взятие Рима варварами.
6 класс
Введение. Живое Средневековье. Становление средневековой Европы (VI-XI вв.). Образование варварских королевств. Государство франков и
христианская церковь в VI-VIII вв. Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.
Англия в раннее Средневековье. Византийская империя и славяне в VI-XI вв. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.
Культура Византии. Образование славянских государств. Арабы в VI-XI вв. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Культура
стран халифата. Феодалы и крестьяне. Средневековая деревня и ее обитатели. В рыцарском замке. Средневековый город в Западной и
Центральной Европе. Формирование средневековых городов. Горожане и их образ жизни. Торговля в Средние века. Католическая церковь в
XI-XIII вв. Крестовые походы. Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Крестовые походы. Образование
централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.) Как происходило объединение Франции. Что англичане считают началом своих
свобод. Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии. Реконкиста и образование централизованных

11

государств на Пиренейском полуострове. Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв. Славянские государства и
Византия в XIV-XV вв. Гуситское движение в Чехии. Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Культура Западной Европы в
Средние века. Средневековое искусство. Культура раннего Возрождения в Италии. Научные открытия и изобретения. Народы Азии, Америки и
Африки в Средние века. Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Государства и народы Африки и доколумбовой Америки.
7 класс
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому
времени. Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление
королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе. Дух предпринимательства преобразует экономику. Европейское общество в раннее
Новое время. Повседневная жизнь. Великие гуманисты Европы. Мир художественной культуры Возрождения. Рождение новой европейской
науки. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация. Королевская власть и
Реформация в Англии. Борьба за господство на море. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Первые революции
Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях). Освободительная война в Нидерландах. Рождение
Республики Соединённых провинций. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Международные
отношения в XVI – XVII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Государства Востока: традиционное
общество в эпоху раннего Нового времени. Начало европейской колонизации.
8 класс
Введение. Мир в на рубеже XVII-XVIII вв. Европейское общество в раннее в начале XVIII в. Эпоха Просвещения. Время преобразований.
Великие просветители Европы. Мир художественной культуры Просвещения. На пути к индустриальной эре. Промышленный переворот в
Англии. Английские колонии в Северной Америке. Война за независимость. Создание Соединённых Штатов Америки. Франция в XVIII в.
Причины и начало Великой французской революции. Великая французская революция. От монархии к республике. От якобинской диктатуры к 18
брюмера Наполеона Бонапарта. Страны Востока в XVIII вв. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации.
Международные отношения в XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия.
9 класс
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв. От традиционного общества к обществу индустриальному. Становление индустриального общества.
Индустриальная революция: достижения и проблемы, новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура
и повседневность. Наука: создание научной картины мира. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство в поисках новой
картины мира. Либералы, консерваторы и социалисты: какими должно быть общество и государство. Строительство новой Европы.
Консульство и образование наполеоновской империи. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Великобритания: сложный путь к величию
и процветанию. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Страны
Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества. Германская империя: борьба за «место под солнцем».
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Франция: Третья республика. Италия: время реформ и колониальных захватов. От Австрийской
империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Две Америки. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.
США: империализм и вступление в мировую политику. Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Традиционные общества в

12

XIX в.: новый этап колониализма. Япония на пути модернизации: «восточная мораль – западная техника». Китай: сопротивление реформам.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен. Международные отношения: обострение
противоречий. Международные отношения на рубеже XIX–XX вв. Обострение колониальных противоречий. Новейшая история: понятие и
периодизация. Индустриальное общество в начале XX в. «Новый империализм». Предпосылки Первой мировой войны. Политическое развитие
в начале XX в.
История России.
6 класс
Введение. Наша Родина Россия. Народы и государства на территории нашей страны в древности. Древние люди и их стоянки на территории
современной России. Неолитическая революция. Первые скотоводы, земледельцы, ремесленники. Образование первых государств. Восточные
славяне и их соседи. Русь в IX — первой половине XII в. Первые известия о Руси. Становление Древнерусского государства. Правление князя
Владимира. Крещение Руси. Русское государство при Ярославе Мудром. Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах.
Общественный строй и церковная организация на Руси. Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. Повседневная жизнь
населения. Место и роль Руси в Европе. История и культура родного края в древности. Русь в середине ХII — начале XIII в. Политическая
раздробленность в Европе и на Руси. Владимиро-Суздальское княжество. Новгородская республика. Южные и юго-западные русские княжества.
Русские земли в середине XIII — XIV в. Монгольская империя и изменение политической картины мира. Батыево нашествие на Русь. СевероЗападная Русь между Востоком и Западом. Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. Литовское государство и
Русь. Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская Битва. Развитие
культуры в русских землях во второй половине XIII — XIV в. Родной край в истории и культуре Руси. Формирование единого Русского
государства. Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. Московское княжество в первой половине XV в. Распад
Золотой Орды и его последствия. Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Русская православная церковь в XV — начале
XVI в. Человек в Российском государстве второй половины XV в. Формирование культурного пространства единого Российского государства.
Истории и культура родного края.
7 класс
Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий. Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
Формирование единых государств в Европе и России. Российское государство в первой трети XVI в. Внешняя политика Российского государства
в первой трети XVI в. Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. Внешняя политика России во второй
половине XVI в. Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые». Опричнина. Россия в конце XVI в. Церковь и государство в XVI в.
Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. Смутное время. Россия при первых Романовых. Внешнеполитические связи России с
Европой и Азией в конце XVI — начале XVII в. Смута в Российском государстве. Окончание Смутного времени. Экономическое развитие России
в XVII в. Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве. Изменения в социальной структуре российского общества.
Народные движения в XVII в. Россия в системе международных отношений. «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав
России. Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол. Русские путешественники и первопроходцы XVII в.

13

Культура народов России в XVII в. Народы России в XVII в. Cословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь
народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в.
8 класс
Введение. У истоков российской модернизации. Россия в эпоху преобразований Петра I. Россия и Европа в конце XVII в. Предпосылки
Петровских реформ. Начало правления Петра I. Великая Северная война 1700—1721 гг. Реформы управления Петра I. Экономическая политика
Петра I. Российское общество в Петровскую эпоху. Церковная реформа. Положение традиционных конфессий. Социальные и национальные
движения. Оппозиция реформам. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ. Повседневная жизнь и быт при Петре I. Значение
петровских преобразований в истории страны. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов. Эпоха дворцовых переворотов
(1725—1762). Внутренняя политика и экономика России в 1725—1762 гг. Внешняя политика России в 1725—1762 гг. Национальная и
религиозная политика в 1725—1762 гг. Российская империя при Екатерине II. Россия в системе международных отношений. Внутренняя
политика Екатерины II. Экономическое развитие России при Екатерине II. Социальная структура российского общества второй половины XVIII в.
Восстание под предводительством Е. И. Пугачёва. Народы России. Религиозная и национальная политика Екатерины II. Внешняя политика
Екатерины II. Начало освоения Новороссии и Крыма. Россия при Павле I.
Внутренняя политика Павла I. Внешняя политика Павла I.
Культурное пространство Российской империи в XVIII в. Общественная мысль, публицистика, литература. Образование в России в XVIII в.
Российская наука и техника в XVIII в. Русская архитектура XVIII в. Живопись и скульптура. Музыкальное и театральное искусство. Народы
России в XVIII в. Перемены в повседневной жизни российских сословий.
9 класс
Россия в первой четверти XIX в. Россия и мир на рубеже XVIII—XIX вв. Александр I: начало правления. Реформы М. М. Сперанского. Внешняя
политика Александра I в 1801—1812 гг. Отечественная война 1812 г. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика Александра I в
1813—1825 гг. Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике Александра I в 1815—1825 гг. Национальная политика
Александра I. Социально-экономическое развитие страны в первой четверти XIX в. Общественное движение при Александре I. Выступление
декабристов. Россия во второй четверти XIX в. Реформаторские и консервативные тенденции во внутренней политике Николая I. Социальноэкономическое развитие страны во второй четверти XIX в. Общественное движение при Николае I. Национальная и религиозная политика
Николая I. Этнокультурный облик страны. Внешняя политика Николая I. Кавказская война 1817—1864 гг. Крымская война 1853—1856 гг.
Культурное пространство империи в первой половине XIX в. Россия в эпоху Великих реформ. Европейская индустриализация и предпосылки
реформ в России. Александр II: начало правления. Крестьянская реформа 1861 г Реформы 1860—1870-х гг.: социальная и правовая модернизация.
Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период. Общественное движение при Александре II и политика правительства.
Национальная и религиозная политика Александра II. Национальный вопрос в России и Европе. Внешняя политика Александра II. Русскотурецкая война 1877—1878 гг. Россия в 1880—1890-е гг. Александр III: особенности внутренней политики. Перемены в экономике и социальном
строе. Общественное движение при Александре III. Национальная и религиозная политика Александра III. Внешняя политика Александра III.
Культурное пространство империи во второй половине XIX в. Повседневная жизнь разных слоёв населения в XIX в. Россия в начале XX в.
Россия и мир на рубеже XIX—XX вв.: динамика и противоречия развития. Социально-экономическое развитие страны на рубеже XIX—XX вв.
Николай II: начало правления. Политическое развитие страны в 1894—1904 гг. Внешняя политика Николая II. Русско-японская война 1904—1905

14

гг. Первая российская революция и политические реформы 1905—1907 гг. Социально-экономические реформы П. А. Столыпина. Политическое
развитие страны в 1907—1914 гг. Серебряный век русской культуры.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Раздел
Ведение
Первобытные собиратели и охотники

5 класс (68 ч.)
Количество
часов
1
3

Первобытные земледельцы и скотоводы

3

Счет лет в истории
Древний Египет
Западная Азия в древности
Индия и Китай в древности
Древнейшая Греция
Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

1
8
7
5
5
7

Возвышение Афин в V в. до н.э.

5

Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4

Рим: от его возникновения до установления господства над
Италией

3

Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

Гражданские войны в Риме
Римская империя в первые века нашей эры

4
5

15

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи
Итоговое повторение
Раздел
Введение
Становление средневековой Европы (VI-XI вв.)

2

2
6 класс (28 ч.)
Количество
часов
1
4

Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

2

Арабы в VI-XI вв.
Феодалы и крестьяне
Средневековый город в Западной и Центральной Европе

1
2
2

Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2

Образование централизованных государств в Западной Европе (XIXV вв.)

6

Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2

Культура Западной Европы в Средние века

3

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

2

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

1
7 класс (29 ч.)

16

Раздел

Количество
часов

Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия.
Возрождение. Реформация

19

Первые революции Нового времени. Международные отношения
(борьба за первенство в Европе и колониях)

8

Резерв
Раздел
Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.

2
8 класс (24 ч.)
Количество
часов
2

Мир в на рубеже XVII-XVIII вв.

2

Эпоха Просвещения. Время преобразований

18

Страны Востока в XVIII вв.
Международные отношения в 18 в.

2
2

Раздел
Введение. Мир на рубеже XVIII–XIX вв.

9 класс (39 ч.)
Количество
часов
2

Становление индустриального общества

7

Строительство новой Европы

8

17

Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы
индустриального общества

6

Две Америки
Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма
Международные отношения: обострение противоречий

5
4
2

Новейшая история: понятие и периодизация

3

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ

2
ИСТОРИЯ РОССИИ
6 класс (40 ч.)

Введение (1 ч.)
Тема I. Народы и государства
на территории нашей страны в древности (5 ч)
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)
Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10 ч)
Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч)
7 класс (40ч.)
Тема I. Россия в XVI в. (20 ч)
Тема II. Смутное время.
Россия при первых Романовых (20 ч)
8 класс (40ч.)
Введение (1 ч)
Тема I. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 ч)
Тема II. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 ч)
Тема III. Российская империя при Екатерине II (9 ч)
Тема IV. Россия при Павле I (2 ч)
Тема V. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 ч)
9 класс (40 ч.)
Тема I. Россия в первой четверти XIX в. (9 ч)

18

Тема II. Россия во второй четверти XIX в. (8 ч)
Тема III. Россия в эпоху Великих реформ (7 ч)
Тема IV. Россия в 1880—1890-е гг. (7 ч)
Тема V. Россия в начале XX в. (9 ч)
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Основная литература
-Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. Учебник. 5 класс.
-Годер Г. И. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях.
-Вигасин А. А., Годер Г. И. Электронное приложение к учебнику (CD). 5 класс.
-Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А. Сванидзе. Учебник. 6 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 7 класс.
-Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1500–1800. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях.
-Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории. 1500 – 1800. 7 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1800–1900. Под редакцией А. А. Искендерова. Учебник. 8 класс.
-Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М.
-Всеобщая история. История Нового времени. 1800 – 1900. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях.
-Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История Нового времени. 1800 – 1900. Поурочные разработки. 8 класс.
-Сороко-Цюпа О. С., Сороко-Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Учебник. 9 класс.
-История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под ред. Торкунова А.В.
-История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и др./Под ред. Торкунова А.В.
Дополнительная литература
- Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира: 5 класс. / Сост. К.В. Волкова. М.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История Средних веков: 6 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 7 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. История России: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО, 2010.
-Контрольно-измерительные материалы. История Нового времени: 8 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.

19

- Контрольно-измерительные материалы. История России: 9 класс / Сост. К.В.Волкова. – М.: ВАКО.
- Контрольно-измерительные материалы. Всеобщая история: 9 класс / Сост. К.В.Волкова.: ВАКО.
- Арасланова О.В., Соловьев К.А. Универсальные поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 класс. – М.: ВАКО.
Карты:






















Бумажный вариант
Древний Восток.
Индия и Китай.
Государства древности
Древняя Греция
Рост Римского государства в 3 в.
до н.э. – 2 в.
Римская империя 1-3 в.
Падение Римской империи
Египет и Азия в древности
Завоевания Александра
Македонского
Европа в 14-15 вв.
Византийская империя и славяне 611 вв.
Европа 16-17 вв.
Западная
Европа.
Крестовые
походы
Европа в 10-11 вв.
Индия и Китай в средние века
Европа в 14-15 вв.
Франки 5-9 вв.
Великие географические открытия
и колониальные захваты 15-17 вв.
Франция с 1794 по 1799 гг.
Европа в начале нового времени
Война
за
независимость
и
образование США



















Электронный вариант
«Древние государства мира»,
«Рост
территории
государств
в
древности. 3000 г. до н. э. – 200 г. н. э.»,
«Древний Восток. Египет и Передняя
Азия»,
«Древний Восток. Индия и Китай (III
тыс. до н. э. – III в. н. э.)»,
«Древняя Греция (до середины V в. до н.
э.)», «Древняя Греция (V в. до н. э.)»,
«Завоевания Александра Македонского в
IV в. до н. э.»,
«Древняя Италия»,
«Рост Римского государства в период
республики и империи»,
«Рост Римского государства III – I вв. до
н. э.»,
«Римская империя в I – III вв. н. э.»,
«Римская империя в IV – V вв. Падение
Западной Римской империи».
«Франкское государство в V – середине
IX вв.»,
«Арабы в VII–IX вв.»,
«Византийская империя и славяне в VI–
XI вв.»,
«Индия и Китай в Средние века»,
«Западная Европа в XI – начале XIII в.»,
«Крестовые походы»,

20














Наполеоновские войны.
Образование независимых
государств в Латинской Америке
(19 век)
Европа в 50-60е годы 19 века.
Европа с 1815 по 1849 гг.
Гражданская война в США.
Европа 1870-1914 гг.
«Территориально-политический
раздел мира 1871-1914»
«Первая мировая война»
Западная Европа 1918-1923»
«Западная Европа 1924-1939»
«Вторая мировая война»
«Политическая карта мира»
























«Европа в XIV–XV вв.».
«Важнейшие географические открытия и
колониальные захваты в XV – середине
XVI вв.»,
«Европа в XVI – первой половине XVII
в.»,
«Война за независимость и образование
США 1775–1783 гг.»,
«Франция
в
период
буржуазной
революции 1789–1794 гг.»,
«Европа в 1794–1799 гг.».
«Наполеоновские войны. Европа в 1799–
1815 гг.»,
«Образование независимых государств в
Латинской Америке в начале XIX в.»,
«Европа в 1815–1849 гг.»,
«Европа в 50– 60-х гг. XIX в.»,
«Гражданская война в США 1861– 1865
гг.»,
«Территориально-политический раздел
мира в 1871–1914 гг.».
9 класс
«Территориально-политический раздел
мира в 1871– 1914 гг.»,
«США в конце XIX – начале XX в.»,
«Первая мировая война 1914–1918 гг.»,
«Европа после Первой мировой войны.
1918–1923 гг.»,
«Западная Европа в 1924– 1939 гг.»,
«Вторая мировая война в Европе»,
«Вторая мировая война 1939–1945 гг.»,
«Европа после Второй миро- вой войны»,
«Крушение колониальной системы»,

21






























«Политическая карта мира. Мир в начале
XXI в.»

Российская империя в 16 в.
Первобытнообщинный строй
Русское государство в 16 веке
Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в 13 в.
Расширение Русского государства в 16 веке
Древнерусское государство Киевская Русь в 9-12 вв.
Русские княжества и Золотая Орда в 13 в.
Русь в 13 веке.
Российское государство в 17 веке
Российская империя в 18 веке (Северная война)
Россия после реформы 1861г. (развитие капитализма 1861-1900гг.)
Отечественная война 1812 года
Российская империя с начала 19 века по 1861 г. Крымская война.
«Россия XIX – начала XX вв.»
«Россия в начале XX столетия»
«Русско-японская войны»
«Россия 1905-1907. Первая русская революция»
«Россия 1907-1914»
«Первая мировая война»
«Великая Октябрьская социалистическая революция»
«Военная интервенция»
«Индустриальное развитие СССР в годы довоенных пятилеток»
«Великая Отечественная война»
«Великая битва под Москвой»
«Сталинградская битва»
«Народное хозяйство СССР 1945-1965»
«Российская Федерация»

Цифровые образовательные ресурсы (электронные издания):

22












Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. «Уроки Отечественной истории» и «Уроки Всемирной истории»
д/ф «История государства Российского» (500 серий)
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Древний мир
д/ф «Великая Китайская стена»
д/ф «История Олимпийских игр»
д/ф «Исторические личности (проект «Энциклопедия»)»
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 век.
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки всемирной истории. Новейшая история
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Отечественной истории. 19-20 вв.
«Битва за Москву», 2006 г.

Интернет-ресурсы по курсу «Всеобщая история»
http://school-collection.edu.ru/ – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://eor.edu.ru/ – официальный сайт Федерального центра информационно-образовательных ресурсов.
http://www.shm.ru – официальный сайт Государственного исторического музея.
http://www.rsl.ru – официальный сайт Российской государственной библиотеки.
http://www.shpl.ru/ – официальный сайт Российской государственной исторической библиотеки.
http://www.hist.msu.ru/ER/index.html – сайт электронной библиотеки исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
http://www.vostlit.info/ – сайт-хранилище исторических источников Средневековья.
http://historic.ru/ – сайт электронной библиотеки по всеобщей истории.
http://www.arts-museum.ru/ – официальный сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/index.html –
официальный сайт Государственного Эрмитажа.
http://artchive.ru/ – сайт-хранилище живописи художников разных эпох.
http://history.rin.ru/ – сайт-хранилище электронных материалов по всеобщей истории (исторические карты, источники, мемуары, иллюстрации,
биографии исторических деятелей).
http://www.ellada.spb.ru/ – интернет-проект «Древняя Греция» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://ancientrome.ru/ – интернет-проект «История Древнего Рима» (история, искусство, мифология, источники, литература).
http://rulers.narod.ru/ – интернет-проект «Всемирная история в лицах» (биографии деятелей всемирной истории).
http://his.1september.ru/urok/ – электронная копилка методических материалов для учителей истории.
http://lesson-history.narod.ru/ – сайт учителя истории А. И. Чернова (электронные презентации к урокам истории).
http://catalog.prosv.ru/attachments/f0c38d62-d207-11e0-8eef-001018890642.pdf - программы «Просвещение» А.А.Вигасина-О.С.Сороко-Цюпы

23

24

25

26

27

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».