история 9 кл адаптированная программа Османов О.

Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с документами:

Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
общеобразовательную деятельность по адаптированным образовательным программам для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья», СанПиН 2.4.2.3286-15 утвержденных Главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г.
№ 26
3. в соответствии с Историко-культурным стандартом, разработанным в соответствии с поручением Президента Российской Федерации В.В.
Путина от 21 мая 2012 г. № Пр.-1334.
4. Примерными программами по истории (федеральный компонент)// Сборник нормативных документов. История. Сост. Днепров Э.Д.,
Аркадьев А.Г. М., Дрофа,2007
5. Программа адаптирована к учебникам;
Всеобщая история. История Нового времени. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ А.Я Юдовская, П.А. Баранов, Л.М.
Ванюшкина/под ред. А.А. Искендерова. - М, Просвещение;
История России: учебник Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч.;
под ред. А.В. Торкунова.- М.: Просвещение;
Особенности программы:
o
Предлагаемая программа по истории для 9 класса адаптирована в соответствии с заключением № 60 от 19.04.2017г. ТПМПК
Барабинского района для ребенка с задержкой психического развития. У обучающегося установлен статус «Обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья».
o
Программа включает обязательный минимум содержания исторического образования в основной школе.
o
Программа предполагает эмоционально-образное изучение предмета. В основе такого подхода лежат научно выявленные
особенности познавательных возможностей учащихся специально-коррекционных классов и опыт преподавания в классах этого типа.

содержит минимальный объём дидактических единиц с целью защиты обучающихся в специально-коррекционных классах от
перегрузок и сохранения их психического и физического здоровья;

соответствует основным направлениям модернизации образования, поскольку делается акцент на роль человеческого фактора,
цивилизационную составляющую исторического процесса.

Программа обеспечивает дифференцированный подход к учащимся специально-коррекционных классов и направлена на достижение
следующих целей:

применение специальных педагогических методы воспитания и обучения ребенка с ОВЗ, рекомендованных ТПМПК:
Соблюдение охранительного режима: предупреждение утомления, благоприятный психологический климат, регулярная эмоциональная
поддержка, использование метода поощрения, специальные методы обучения: словесные методы с использованием наглядности и
практической деятельности, указания и объяснение как пояснение способов выполнения заданий, последовательности действий,
содержания; деление большого материала на части, работа с каждой частью отдельно; рассматривание предметных и сюжетных картин,
фотографий; упражнение – повторение в целях выработки навыка; создавать проблемные ситуации с привлечением жизненного опыта;
1.

методы контроля – сравнение с образцом, установление последовательности, анализ каждой ошибки; методы стимулирования учебнопознавательной деятельности: поощерение, проявление чувства ответственности.
Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и
этической грамотности. Формирование интереса и положительной мотивации учащихся к изучению предметов гуманитарного цикла, а
также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.










Данная программа ставит следующие цели:
изучение исторического материала; владение знаниями и умениями; коррекционное воздействие изучаемого материала на личность ученика;
формирование личностных качеств гражданина; подготовка подростка с ОВЗ к жизни,
Адаптированная образовательная программа призвана решать ряд задач: образовательных, воспитательных, коррекционно –
развивающих.
Образовательные задачи:
усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для
учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по
истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом.
Воспитательные задачи:
гражданское воспитание учащихся; патриотическое воспитание; воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей;
нравственное воспитание; эстетическое воспитание; трудовое воспитание; экологическое воспитание; правовое воспитание; формирование
мировоззрения учащихся.
Коррекционно – развивающие задачи:
развитие и коррекция: внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы.
Общая характеристика учебного предмета «История»

Концепцией нового учебно-методического комплекса по отечественной истории в качестве наиболее оптимальной предложена
модель, при которой изучение истории будет строиться по линейной системе с 5 по 10 классы. За счет более подробного изучения
исторических периодов обучающиеся смогут как освоить базовые исторические категории, персоналии, события и закономерности, так и
получить навыки историографического анализа, глубокого проблемного осмысления материалов (преимущественно в ходе изучения
периодов истории Нового и Новейшего времени), сравнительного анализа.

Учебный предмет «История» представлен двумя курсами – «Всеобщая история» и «История России».

Знакомство обучающихся при получении основного общего образования с предметом «История» начинается с курса всеобщей
истории. Изучение всеобщей истории способствует формированию общей картины исторического пути человечества, разных народов и
государств, преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов. Преподавание курса должно давать
обучающимся представление о процессах, явлениях и понятиях мировой истории, сформировать знания о месте и роли России в мировом
историческом процессе.
Курс отечественной истории является важнейшим слагаемым предмета «История». Он должен сочетать историю Российского






государства и населяющих его народов, историю регионов и локальную историю (прошлое родного города, села). Такой подход способствует
осознанию школьниками своей социальной идентичности в широком спектре – как граждан своей страны, жителей своего края, города,
представителей определенной этнонациональной и религиозной общности, хранителей традиций рода и семьи.
Важная мировоззренческая задача курса отечественной истории заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости
российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории. Это достигается с помощью синхронизации курсов истории
России и всеобщей истории, сопоставления ключевых событий и процессов российской и мировой истории, введения в содержание
образования элементов региональной истории и компаративных характеристик.
Отбор содержания курса истории производится с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с ОВЗ,
обучающихся по адаптированным образовательным программам. Упрощены наиболее сложные для понимания темы, сокращен объем
изучаемого материала и снижены требования к знаниям и умениям учащихся.
Особенности психического развития детей, занимающихся по адаптированным образовательным программам, прежде всего,
недостаточная сформированность мыслительных операций. Все это обуславливает дополнительные коррекционные задачи, направленные на
развитие познавательной активности обучающихся, на создание условий для осмысления выполняемой работы. Логика и структура курса
при этом остаются неизменными. Последовательность изучения разделов и тем остается прежней, переработано только их содержание.
При изучении курса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников. Учитывается, что уровень возрастных и познавательных
возможностей учащихся основного звена позволяет сформировать целостную картину развития нашей страны на современном этапе
развития.
Адаптированная программа направлена на всестороннее развитие личности воспитанников, способствует их умственному
развитию, обеспечивает гражданское, эстетическое, нравственное воспитание. Содержание обучения имеет практическую направленность.
В программе основным принципом является принцип коррекционной направленности. Особое внимание обращено на коррекцию
имеющихся у воспитанников специфических нарушений, используя принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения,
принцип научности и доступности обучения, принцип систематичности и последовательности в обучении, принцип наглядности в обучении,
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы:
Словесные - рассказ, объяснение, беседа; Наглядные - наблюдение, демонстрация; Практические – упражнения; Методы изложения новых
знаний; Методы повторения, закрепления знаний; Методы применения знаний; Методы контроля.
Занятия проводятся в классно-урочной форме.
Типы уроков:
Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала); Урок формирования и закрепления знаний и умений
(практический урок); Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок); Комбинированный урок;
Применяются ИКТ: фрагменты кино (видео, DVD), мультимедиа, презентации. Для контроля ЗУНов учащихся применяются тестовые
работы.
При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано,
прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков,
формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен
пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией, изучение которого способствует правильной профессиональной
ориентации учащихся.

Место предмета в учебном плане: На изучение предмета отведено 3 часа в неделю, 34 недели, всего 102 часов. Из них на историю Нового
времени - 34 учебных часов, на историю России - 68 учебных часов.
Содержание учебного курса «История» в 9 классе

9

Синхронизация курсов:
Всеобщая история. XIX – начало в. XX вв.
Мир к началу XX в. Новейшая история.
Становление и расцвет индустриального
общества. До начала Первой мировой войны.
Страны Европы и Северной Америки в
первой половине ХIХ в. Страны Европы и
Северной Америки во второй половине ХIХ
в. Экономическое и социально-политическое
развитие стран Европы и США в конце ХIХ
в. Страны Азии в ХIХ в. Война за
независимость в Латинской Америке Народы
Африки в Новое время Развитие культуры в
XIX в. Международные отношения в
XIX в. Мир в 1900—1914 гг.

История России в XIX – начале XX вв.
Россия на пути к реформам (1801–1861)
Александровская эпоха: государственный либерализм. Отечественная война 1812 г.
Николаевское самодержавие: государственный консерватизм Крепостнический
социум. Деревня и город. Культурное пространство империи в первой половине XIX
в. Пространство империи: этнокультурный облик страны Формирование
гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли Россия в
эпоху реформ. Преобразования Александра II:
социальная и правовая модернизация «Народное самодержавие» Александра III.
Пореформенный социум. Сельское
хозяйство и промышленность. Культурное пространство империи во второй
половине XIX в. Этнокультурный облик империи. Формирование гражданского
общества
и основные направления общественных движений. Кризис империи в начале ХХ
века. Первая российская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма Общество
и власть после революции «Серебряный век» российской культуры. Региональный
компонент.
.

Планируемые предметные результаты:
В результате изучения учебного предмета «История» на уровне ООО на базовом уровне:
История Нового времени. Россия в XVI – ХIХ веках
Выпускник научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы
отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных
процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов,
завоеваний, колонизации и др.;

• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников
материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового
времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей
истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного
движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры
Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных
движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

Выпускник получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в
Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и
достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных
памятников своего города, края и т. д.
Критерии эффективности реализации программы, форма контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся.

- оценка «отлично» «5» – учащийся освоил минимальный теоретический материал курса, применяет его при решении конкретных заданий;
- оценка «хорошо «4» - учащийся может выполнять индивидуальную работу, самостоятельную работу, но с недочётами. То есть, оценка
«хорошо» - это оценка за усердие и прилежание, которые привели к положительным результатам, свидетельствующим о возрастании общих
умений;
- оценка «удовлетворительно» «3» - учащийся усвоил простые идеи и методы курса, что позволяет ему решать задания по данному курсу
хорошо, в пределах школьной программы.
- оценки «неудовлетворительно» «2» - считаю не следует ставить по той простой причине, что это вызовет потерю интереса к предмету.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п

9 КЛАСС
Тема

Количество часов

Всеобщая история 34 часа
1
2-3
4
5
6
7
8-9
10
11
12-13.
14
15
16
17-18
19
20
21
22-23
24
25

Тема 1. Начало индустриальной эпохи (11 ч)
Введение в историю Нового времени (1800 – 1914 годы)
Экономическое развитие в 19 – начале 20 вв
Индустриальное общество - меняющееся общество: новые слои населения и новые
проблемы
Век демократизации
«Великие идеологии»
Образование и наука.
XIX век в зеркале художественных исканий.
Человек в изменившемся мире
Контрольная работа по теме 1.
Тема 2. Страны Европы и США в первой половине 19 века (10 ч)
Империя Наполеона.
Круглый стол: Личность в истории – Наполеон Бонапарт
Франция в первой половине 19 века
Великобритания в первой половине 19 века
Германия и Италия: на пути к единству.
Австрия и Балканы в 1 половине 19 века
США в первой половине 19 века
Контрольная работа по теме 2.
Тема 3. Традиционные общества в 19 –начале 20 вв (4 часа)
Страны Азии в 19 – начале 20 вв
Африка в 19 - начале 20 вв
Латинская Америка в XIX — начале XX в.
Тема 4. Страны Европы и США во второй половине 19 – начале 20вв (8 ч)

1
2
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1
2
1
1
1

26
27.
28
29.
30
31.
32-33
34.

Великобритания до Первой мировой войны
Франция: Вторая империя и Третья республика.
Германия на пути к европейскому лидерству
Австро-Венгрия и Балканы до Первой мировой войны
Италия: время реформ и колониальных захватов
США в эпоху «позолоченного века»
Международные отношения: дипломатия или войны?
Тема 5: Итоговое повторение (1 час)
Итоговое повторение: Историческое наследие нового времени

1
1
1
1
1
1
2
1
1

ИСТОРИЯ РОССИИ XIX – начала XX века (68 часов)
Тема 1. Введение (1 час)
35
36
37
38
39-40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Россия к 19 веку

1

Тема 2. Россия в первой четверти 19 века (15 часов)
Россия и мир на рубеже 18 – 19 века
Александр 1: начало правления. Реформы М.М. Сперанского.
Внешняя политика Александра 1 в 1801 – 1812 гг
Отечественная война 1812 года
Внешняя политика Александра 1 в 1813 – 1825 гг.
Внутренняя политика Александра 1 в 1815 – 1825 гг.
Национальная политика Александра 1
Социально – экономическое развитие страны в первой четверти 19 века
Общественное движение при Александре 1.
Выступление декабристов
Урок-дискуссия: Кто они декабристы – бунтари или герои?
Обобщение и систематизация материала по теме 2 «Россия в первой четверти 19 века»
Урок –защиты проектов по модулю «История Сибири»
Контрольная работа разделу 3 «Россия в первой четверти 19 века»
Тема 3: Россия во второй четверти 19 века (11 часов).
Основные тенденции во внутренней политике Николая 1
Социально – экономическое развитие страны во второй четверти 19 века
Общественное движение при Николае 1

1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

54
55-56
57
58
59
60
61
62
63-64
65-66
67
68
69-70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81-82
83
84
85
86
87-88
89-90

Внешняя политика Николая 1. Кавказская война 1817 – 1864 гг.
Внешняя политика Николая 1. Крымская война 1853 – 1856 гг.
Наука и образование в первой половине 19 века
Художественная культура народов России в первой половине 19 века
Обобщение и систематизация материала по разделу 4 «Россия во второй четверти 19 века»
Урок –защиты проектов по модулю «История Сибири»
Контрольная работа по теме 3 «Россия во второй четверти 19 века»
Тема 4. Россия в эпоху Великих реформ (14 часов)
Предпосылки реформ в России
Александр 2: начало правления. Крестьянская реформа 1861 гг.
Реформы 1860 – 1870 гг.
Социально – экономическое развитие страны в пореформенный период
Практическая работа: пореформенная усадьба
Общественное движение при Александре 2
Национальная и религиозная политика Александра 2
Внешняя политика Александра 2. Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг.
Обобщение и систематизация материала по теме 4 «Россия в эпоху Великих реформ»
Урок –защиты проектов по модулю «История Сибири»
Контрольная работа по теме 4 «Россия в эпоху Великих реформ»
Тема: 5. Россия в конце 19 – начале 20 века (23 часа)
Александр 3: особенности внутренней политики
Перемены в экономике и социальном строе
Общественное движение в 1880 – 1890 гг.
Национальная и религиозная политика Александра 3
Внешняя политика Александра 3
Культурное пространство империи во второй половине 19 века
Конкурс знатоков художественного салона
Россия и мир на рубеже 19 – 20 веков.
Социально - экономическое развитие страны
Николай 2: начало правления
Русско – японская война 1904 – 1905 гг.
Первая российская революция и политические реформы 1905 – 1907 гг.

1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
2

91
92-93
94-95
96-97

Урок дискуссия «Россия в начале 20 века: выбор пути»
Социально – экономические реформы П.А. Столыпина
Политическое развитие страны в 1907 – 1914 гг.
Серебряный век русской классики.

1
2
2
2

98

Контрольная работа по разделу «Россия в конце 19 начале 20 веков»

1

Тема 6. Итоговое повторение (4 часа)
Итоговая контрольная работа
Защита проектов: Россия и наш край в 19-начале 20 века

1
2

Итоговый урок. «Россия и мир в новое время»

1

99
100101
102
Итого

102 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».