8 кл. общ.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
№

Нормативные документы

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки от 17 декабря 2010 года.

№1897, в ред. от 31.12.2015г.);
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ);

Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
 государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
2,3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных

учреждениях», утверждённых главным государственным врачом Российской Федерацииот 27 октября 2020 г № 32;



Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Основная образовательная программа общего образования МБОУ ООШ с.Сухотского

 Рабочих программ к предметной линии учебников под редакцией О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой. 6-9 классы;


Учебный план МБОУ ООШ с.Сухотского на 2022-2023 уч. год

Данная рабочая программа ориентирована на учебники:


Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – М. : Просвещение, 2019. –
80с. : ил. – (Сферы). – ISBN 978-5-09-070433-5.

Изучение курса позволяет заложить у учащихся комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: экономика, о роли экономики в
жизни каждого человека и общества в целм, о ее влиянии на различные стороны жизни, а также подробно изучат многообразие социальных
общностей и групп, процессы, происходящие в социальной сфере, и социальную структуру общества в РФ.

Изучение обществознания в 8 классе – это следующий этап изучения предмета, который ориентирован на формирование целостного
представления об обществе. В курсе 8 класса изучаются два направления –социальная сфера и экономика.
В рабочей программе учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего
образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития
учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Расширенное изучение предмета осуществляется за счёт интенсификации и компьютеризации учебного процесса; блочного изучения
общественных отношений. На всех уроках идёт последовательное правовое развитие. Особое внимание уделяется работе по краеведениюизучению законов и порядков Московской области, что способствует воспитанию чувства патриотизма, уважения к закону и ценностям
отечественной культуры, в т. ч., культуре родного края.
Особое место в изучении курса обществознания в 8 классе отводится привитию навыков исследовательской, проектной работы; подготовке
к гимназическому Дню науки, районному конкурсу творческих работ «Старт в науку», другим различным турнирным формам по предмету,
олимпиадам.
Курс обществознания в 8 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию системно-деятельностного
подходов к обучению предмету:


развитие у личности экономического образа мышления, социального поведения, способности к самоопределению и самореализации;
интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;



воспитание толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям,
закрепленным в Конституции РФ;



освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, для последующего изучения
социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования,
и самообразования;



овладение умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные
данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни
гражданского общества и государства;



формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений;
гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и
вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения.

Программа соответствует расширенному уровню федерального государственного стандарта основного общего образования по курсу
обществознание. Согласно учебного плана гимназии на 2020-2021 уч. год объем учебной нагрузки составляет 34 часа - 1 час в неделю.
Контроль за результатами обучения осуществляется через использование следующих видов контроля: входной, текущий, тематический,
итоговый. При этом используются различные формы контроля: беседа по вопросам, тестирование, письменный опрос, подготовка
сообщений; работа по карточкам; составление схем, таблиц, написание эссе, сообщение на историко-культурную темы.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольных работ, контрольного
тестирования, письменного развернутого ответа на проблемный вопрос, презентации проектов.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:


содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;



формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование,
ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;



воспитание гражданственности и любви к Родине;



создание у обучающихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных
знаний;



выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

Личностными результатами изучения предмета «Обществознание» являются следующие умения и качества:


Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального
народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей
многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;



формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на
основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также
на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;


формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;



формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,
культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов
мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;



освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и
социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;



развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;



формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного
поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;



осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение
к членам своей семьи;



развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности
эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Обществознание» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:


самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;



самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;



самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;



работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;



в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии
с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:


самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать
основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;



извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);



перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);



излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;



осуществлять анализ и синтез;



устанавливать причинно-следственные связи;



строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат.
Коммуникативные УУД:


учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;



уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;



уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;



высказывать и обосновывать свою точку зрения;



выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;



задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Обществознание» является сформированность следующих умений:
• объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

• различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;
• характеризовать основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать
полученные данные об экономических системах;
• характеризовать механизм рыночного регулирования экономики; анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;
• объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики; анализировать структуру бюджета государства;
• называть и конкретизировать примерами виды налогов;
• характеризовать функции денег и их роль в экономике;
• раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;
• анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа; анализировать несложные
статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;
• формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на
экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической
деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;
• раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;
• характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;
• использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;
• обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха;
• анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;
• выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;
• анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;
• решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности
человека;

• грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных
ситуациях;
• сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет;
• описывать социальную структуру в обществах разного типа, характеризовать основные социальные общности и группы;
• объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
• характеризовать ведущие направления социальной политики Российского государства;
• конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;
• характеризовать межнациональные отношения в современном мире;
• объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их разрешения;
• выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным проблемам молодежи;
• находить и извлекать социальную информацию о государственной семейной политике из адаптированных источников различного типа.

2. Содержание учебного предмета
Форма организации образовательного процесса: классно-урочная система
Наименование Колво
разделов
часов
Введение.

1

Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся

Написание вводной контрольной работы.
Выбор наиболее эффективных способов решения задач, контролирование и оценивание процесса и результата деятельности.
Понимание место человека в обществе и свою собственную роль в окружающем мире.

Глава I. Мир
экономики

15

Умение определять основные понятия по теме. Выявление особенностей и признаков объектов, приведение примеров в
качестве доказательства выдвигаемых положений. Взаимодействие в ходе групповой работы, ведение диалога, участие в
дискуссии, принятие другого мнения и позиции, допущение существование различных точек зрения. Составление плана
(тезисов) статьи учебника. Устный или письменный ответ на вопрос.

Глава II.
9
Человек в
экономических
отношениях.

Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение
содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Работа в
парах. Поиск в тексте незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы. Устный
или письменный ответ на вопрос.

Глава III.
Социальная
сфера.

7

Умение определять основные понятия по теме. Формирование умений построения и реализации новых знаний, изучение
содержания параграфа учебника, работа с обществоведческим материалом, составление тезисного плана статьи. Приведение
примеров в качестве доказательства выдвигаемых положений. Устный или письменный ответ на вопрос.

Повторение.

2

Актуализация знаний по пройденным темам. Применение основных обществоведческих терминов и понятий;
преобразование в соответствии с решаемой задачей.
Всего: 34 часа

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -основная общеобразовательная школа имени Н.И.
Сулимова с. Сухотского Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания
363714, РСО - Алания, Моздокский район; с. Сухотское, ул.Новая № 35. тел/факс 56-6-27
ИНН 1511101273/ КПП 151001001; ОГРН 1021500921001; ОКТМО 90630460; ОКПО 71003261

_________________________________________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ООШ с.Сухотского
_________/Ф.З.Тажедут/ Приказ № ______
от «____» ________2022 г.
от

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет - Обществознание
Класс
8
Образовательная область- Общественно-научный предмет
МО - история
Учебный год - 2022-2023
Срок реализации программы -1год
Учитель Тайсаева Кристина Анатольевна
с. Сухотское
2022г.

3. Календарно-тематическое планирование

№

Тема урока

Примечание (д/з)

Планируемые Фактические
сроки
сроки
8А

1

Введение. 1 час.

1 неделя

Вводная контрольная работа. Инструктаж по ОТ и ТБ
2

Глава I. Мир Экономики(15ч)

§ 1воп. к §

2 неделя

3 неделя

Экономика и ее роль в жизни общества
3

Типы экономических систем

§ 2воп. к §

4

Спрос и предложение

Учебник: § 3, ответить на вопросы, выучить 4 неделя
основные понятия урока.

5

Как рынок регулирует экономику

§ 4воп. к §

5 неделя

6

Как рынок регулирует экономику

§ 4воп. к §

6 неделя

7

Экономика фирмы

§ 5воп. к §

7 неделя

8

Роль государства в экономике

§ 6воп. к §

8 неделя

9

Деньги и их функции

§ 7воп. к §

9 неделя

10

Для чего нужны банки

§ 8воп. к §

10 неделя

11

Занятость и безработица

§ 9воп. к §

11 неделя

12

Налоги

§ 10воп. к §

12 неделя

13

Государственный бюджет

§ 11воп. к §

13 неделя

14

Как развивается экономика

§ 12воп. к § Повтор. гл.1

14 неделя

15

Повторительно-обобщающий урок «Мир экономики»

Повтор. гл.1 Подготовка к к/р § 1-12

15 неделя

22.12.21

16

Контрольная работа №1

к/р § 1-12

16 неделя

22.12.21

17

§ 13воп. к §

17 неделя

18

Глава II.Человек в экономических отношениях. (9 ч)
Труд в современной экономике
Предпринимательство.

§ 14воп. к §

18 неделя

19

Предпринимательство.

§ 14

19 неделя

20

Личные финансы

§ 15

20 неделя

21

Экономика семьи

§ 16

21 неделя

22

Экономика семьи

§ 16

22 неделя

23

Права потребителя.

§ 17

23неделя

24

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в
экономических отношениях»

Повтор. § 13-17

24 неделя

25

Контрольная работа №2

Подготов..к к/р

25 неделя

26

Глава III. Мир социальных отношений

§ 18

26 неделя

Социальная структура общества
27

Как изменяется социальная структура общества.

§ 19

27 неделя

28

Какие группы составляют современное российское общество

§ 20

28 неделя

29

Этнические общности. Россия — многонациональное государство. § 21

29 неделя

30

Социальная политика современного российского государства

§ 22

30 неделя

31

Социальная политика современного российского государства

§ 22

31 неделя

32

Мир социальных отношений.

С.76

32 неделя

33

Итоговая контрольная работа

Повтор.гл.1-3

33 неделя

34

Итоговое повторение

Повтор.гл.1-3

34 неделя

Контроль результатов усвоения программного материала в 8 классах.
№

Тема урока

Планируемые Фактические
сроки
сроки
8А

1 Вводная контрольная работа.

1 неделя

2 Контрольная работа по главе I.

16 неделя

3 Контрольная работа по главе II.

25 неделя

4 Итоговая контрольная работа.

33 неделя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».