Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Сухотское , учебного плана МБОУ ООШ с. Сухотское на 2023 – 2024 учебный год и авторской «Рабочие программы «Основы безопасности жизнедеятельности» Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова 5 - 9 классы - М.: «Просвещение» 2016. Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе. Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности 9 класс» под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, Москва «Просвещение» 2018 год. Программа рассчитана на 35 учебных часов в год, из расчета 1 час в неделю. Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе призвано обеспечить достижение таких целей, как: 1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства. 2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества. 3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ. 4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим. Изучение курса ОБЖ направлено на решение следующих задач: · формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества; · выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им; · формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей. Планируемые результаты освоения учебного курса ОБЖ Личностные результаты: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; 2 развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности. Метапредметные результаты: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий; освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Предметные результаты: Выпускник научится: • характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов; • характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и 3 средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; • характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны; • характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности; • характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России; • анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму; • воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления; • обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма; • характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности; Выпускник получит возможность научиться: • формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия; • формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность; • формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму; • использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. • формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; • подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»; • обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»; • различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. Содержание курса ОБЖ в 9 классе Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч.) Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. Чрезвычайные 4 ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России. Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (6 ч) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Раздел 3.Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные нормативноправовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости. Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч) Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, предаваемые половым путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. Основы семейного права в Российской Федерации. Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч) Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. 5 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 Наименование раздела Количество часов Основы комплексной безопасности Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации Основы здорового образа жизни Основы медицинских знаний и оказание первой помощи Всего: 8 6 Контрольные работы 1 1 9 1 9 2 1 34 4 Календарно-тематическое планирование № урока Наименование раздела (темы) Дата по плану Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа) Р – I Основы комплексной безопасности (8 часов). Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 часа). 1.1 1.2 1.3 1.4 Современный мир и Россия. 07.09.2023 Национальные интересы России в современном мире. 14.09.2023 Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. 21.09.2023 Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную 28.09.2023 безопасность. Самостоятельная работа. Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени национальная безопасность России (4 часа). 2.1 2.2 Чрезвычайные ситуации и их классификация. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины и последствия. 05.10.2023 12.10.2023 2.3 Угроза военной безопасности России. 19.10.2023 Дата по факту 2.4 Контрольная работа №1. Основы комплексной безопасности. 26.10.2023 Р – I I Защита населения РФ от ЧС (6 часов) Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа). Анализ контрольной работы. Единая государственная система предупреждения и ликвидации 09.11.2023 чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 3.2 Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности 16.11.2023 страны. 3.3 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от 23.11.2023 чрезвычайных ситуаций. Самостоятельная работа. Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (3 часа). 3.1 4.1 4.2 4.3 Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуациях. Аварийноспасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. Контрольная работа №2. Защита населения РФ от ЧС. 30.11.2023 07.12.2023 14.12.2023 Р – III Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9 часов). 5.1 5.2 Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 часа). Анализ контрольной работы. Международный терроризм – угроза национальной 21.12.2023 безопасности России. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы 28.12.2023 осуществления. Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3 часа). 6.1 Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. 6.2 Общегосударственное противодействие терроризму. 6.3 7.1 7.2 11.01.2024 18.01.2024 Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. 25.01.2024 Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ (2 часа). Организационные основы противодействия терроризму в РФ. Организационные основы противодействия наркотизму в РФ. Тест. 7 01.02.2024 08.02.2024 Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа). 8.1 8.2 Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости. 15.02.2024 Контрольная работа №3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ 22.02.2024 Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов) Р – IV Основы здорового образа жизни (9 часов). Тема 9.Здоровье – условие благополучия человека (3 часа) 9.1 9.2 9.3 10.1 10.2 10.3 10.1 10.2 10.3 Анализ контрольной работы. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная 29.02.2024 ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие. 07.03.2024 Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. 14.03.2024 Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа). Ранние половые связи и их последствия. 21.03.2024 Инфекции, передаваемые половым путем. 04.04.2024 Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Тест. 11.04.2024 Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа). Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека. 18.04.2024 Основы семейного права в Российской Федерации. 25.04.2024 Контрольная работа №4. Основы здорового образа жизни. 02.05.2024 Р – V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа). Тема 11. Оказание первой помощи (2 часа). 11.1 11.2 Анализ контрольной работы. Практическая работа № 1. Первая помощь при массовых поражениях. Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ. Всего часов: 34 8 16.05.2024 23.05.2024 9