РП по ОБЖ 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной
программы основного общего образования МБОУ ООШ с. Сухотское , учебного плана МБОУ
ООШ с. Сухотское на 2023 – 2024 учебный год и авторской «Рабочие программы «Основы
безопасности жизнедеятельности» Предметная линия учебников под редакцией А.Т.Смирнова 5 - 9
классы - М.: «Просвещение» 2016.
Представленная рабочая программа полностью соответствует авторской программе. Рабочая
программа ориентирована на использование учебника «Основы безопасности жизнедеятельности 9
класс» под редакцией А.Т.Смирнова, Б.О.Хренникова, Москва «Просвещение» 2018 год.
Программа рассчитана на 35 учебных часов в год, из расчета 1 час в неделю.
Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе призвано обеспечить
достижение таких целей, как:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС)
природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ);
государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите
государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к
героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите
Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении
военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении
ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС;
использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Изучение курса ОБЖ направлено на решение следующих задач:
· формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора
риска» в деятельности человека и общества;
· выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и
социального характера и адекватно противодействовать им;
· формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные
ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Планируемые результаты освоения учебного курса ОБЖ





Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
2



















развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного
и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её
проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей
соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности
жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и
чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои
действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и
чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и
социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли
во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской
Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость
подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и
патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите
населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать
предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и
3

средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной
безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону
по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать
факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях;
характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской
обороны;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную
угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию
терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по
противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию
антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии
терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и
экстремистской деятельности;
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии
насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую
деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и
терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для
выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного
порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и
террористической деятельности.
• формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите
учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по
защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности
жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для
защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по
предназначению и защитным свойствам.

Содержание курса ОБЖ в 9 классе
Модуль 1.Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч.)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)
Современный мир и Россия. Национальные интересы России в современном мире. Основные
угрозы национальным интересам и безопасности России. Чрезвычайные ситуации и их
классификация. Чрезвычайные ситуации природного характера и их
последствия. Чрезвычайные
4

ситуации техногенного характера и их причины. Угроза военной безопасности России.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (6 ч)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).Гражданская оборона как
составная часть
национальной
безопасности и
обороноспособности страны. МЧС России – федеральный орган управления в области защиты
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Мониторинг
и
прогнозирование
чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. Инженерная
защита населения от чрезвычайных ситуаций. Оповещение и эвакуация населения в условиях
чрезвычайных ситуаций. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Раздел 3.Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)
Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. Виды террористической
деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. Основные нормативноправовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. Нормативно-правовая база
противодействия наркотизму. Организационные основы противодействия терроризму в Российской
Федерации. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.
Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
Модуль 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч)
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч)
Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность.
Здоровый образ жизни и его составляющие. Репродуктивное здоровье населения и национальная
безопасность России. Ранние половые связи и их последствия. Инфекции, предаваемые половым
путем. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека.
Основы семейного права в Российской Федерации.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)
Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). Первая
помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.

5

Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5

Наименование раздела

Количество часов

Основы комплексной безопасности
Защита населения Российской Федерации от
чрезвычайных ситуаций
Противодействие терроризму и экстремизму в
Российской Федерации
Основы здорового образа жизни
Основы медицинских знаний и оказание первой
помощи
Всего:

8
6

Контрольные
работы
1
1

9

1

9
2

1

34

4

Календарно-тематическое планирование
№
урока

Наименование раздела (темы)

Дата
по плану

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)
Р – I Основы комплексной безопасности (8 часов).
Тема 1. Национальная безопасность России в современном мире (4 часа).
1.1
1.2
1.3
1.4

Современный мир и Россия.
07.09.2023
Национальные интересы России в современном мире.
14.09.2023
Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.
21.09.2023
Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную
28.09.2023
безопасность. Самостоятельная работа.
Тема 2. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени национальная безопасность России (4 часа).

2.1
2.2

Чрезвычайные ситуации и их классификация.
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их причины и последствия.

05.10.2023
12.10.2023

2.3

Угроза военной безопасности России.

19.10.2023

Дата
по факту

2.4

Контрольная работа №1. Основы комплексной безопасности.
26.10.2023
Р – I I Защита населения РФ от ЧС (6 часов)
Тема 3. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3 часа).

Анализ контрольной работы. Единая государственная система предупреждения и ликвидации
09.11.2023
чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
3.2
Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности
16.11.2023
страны.
3.3 МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от
23.11.2023
чрезвычайных ситуаций. Самостоятельная работа.
Тема 4. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени (3 часа).
3.1

4.1
4.2
4.3

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. Инженерная защита населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций.
Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуациях. Аварийноспасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.
Контрольная работа №2. Защита населения РФ от ЧС.

30.11.2023
07.12.2023
14.12.2023

Р – III Противодействие терроризму и экстремизму в РФ (9 часов).

5.1
5.2

Тема 5. Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 часа).
Анализ контрольной работы. Международный терроризм – угроза национальной
21.12.2023
безопасности России.
Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы
28.12.2023
осуществления.
Тема 6. Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ (3 часа).

6.1

Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

6.2

Общегосударственное противодействие терроризму.

6.3

7.1
7.2

11.01.2024

18.01.2024
Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.
25.01.2024
Тема 7. Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в РФ (2 часа).
Организационные основы противодействия терроризму в РФ.
Организационные основы противодействия наркотизму в РФ. Тест.
7

01.02.2024
08.02.2024

Тема 8. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2 часа).
8.1
8.2

Правила поведения при угрозе террористического акта. Профилактика наркозависимости.
15.02.2024
Контрольная работа №3. Противодействие терроризму и экстремизму в РФ
22.02.2024
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 часов)
Р – IV Основы здорового образа жизни (9 часов).
Тема 9.Здоровье – условие благополучия человека (3 часа)

9.1
9.2
9.3

10.1
10.2
10.3
10.1
10.2
10.3

Анализ контрольной работы. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная
29.02.2024
ценность.
Здоровый образ жизни и его составляющие.
07.03.2024
Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
14.03.2024
Тема 10. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 часа).
Ранние половые связи и их последствия.
21.03.2024
Инфекции, передаваемые половым путем.
04.04.2024
Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Тест.
11.04.2024
Тема 11. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 часа).
Брак и семья. Семья и здоровый образ жизни человека.
18.04.2024
Основы семейного права в Российской Федерации.
25.04.2024
Контрольная работа №4. Основы здорового образа жизни.
02.05.2024
Р – V Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (2 часа).
Тема 11. Оказание первой помощи (2 часа).

11.1

11.2

Анализ контрольной работы. Практическая работа № 1. Первая помощь при массовых
поражениях.
Первая помощь при передозировке в приеме психоактивных веществ.
Всего часов: 34

8

16.05.2024
23.05.2024

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».