Пояснительная записка Рабочая программа по технологии для 9 класса составлена на основе ФГОС основного общего образовании, Примерной программы по технологии В.М.Казакевича Москва Просвещение 2020г. для организаций общего образования и вошедшей в Государственный реестр образовательных программ, а также на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования по технологии Государственного реестра образовательных программ. Программа ориентирована на работу по учебникам "Технология" для 8-9 классов, которые подготовлены авторским коллективом Казакевич В.М., Пичугина Г.В., Семенова Г.Ю., Москва, «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2019 г. На изучение программы выделено 34 часа в год из расчёта 1 учебный час в неделю. Используемый учебно - методический комплект: 1. Технология 8-9 классы: учеб. для образоват. организаций / В. М. Казакевич и др; под ред В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2019. 2. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. М.Казакевича и др. — 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова. — М.: Просвещение, 2020 Согласно базиснному учебному плану в 9классах — 34 ч из расчёта 1 ч в неделю. Требования к результатам изучения учебного предмета «Технология» Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов. Личностные результаты У учащихся будут сформированы: — познавательные интересы и творческая активность в области предметной технологической деятельности; — желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей; — трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности; — умение пользоваться правилами научной организации умственного и физического труда; — самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации; — умение планировать образовательную и профессиональную карьеры; — осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; — бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; — технико-технологическое и экономическое мышление и их использование при организации своей деятельности. Метапредметные результаты У учащихся будут сформированы: — умение планировать процесс созидательной и познавательной деятельности; — умение выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов; — творческий подход к решению учебных и практических задач при моделировании изделия или в ходе технологического процесса; — самостоятельность в учебной и познавательно-трудовой деятельности; — способность моделировать планируемые процессы и объекты; — умение аргументировать свои решения и формулировать выводы; — способность отображать в адекватной задачам форме результаты своей деятельности; — умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и созидательной деятельности; — умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими её участниками; — умение соотносить свой вклад с вкладом других участников в общую деятельность при решении задач коллектива; — способность оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам; — умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемой деятельности; — понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности. Предметные результаты В познавательной сфере у учащихся будут сформированы: — владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач; — ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг; — ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемых в технологических процессах; — использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической деятельности; — навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда; — владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации; — владение методами творческой деятельности; — применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов. В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы: — способности планировать технологический процесс и процесс труда; — умение организовывать рабочее место с учётом требований эргономики и научной организации труда; — умение анализировать, разрабатывать и/или реализовывать технологические проекты, предполагающие оптимизацию технологии; — умение обосновывать разработки материального продукта на основе самостоятельно проведённых исследований спроса потенциальных потребителей; — умение разрабатывать план возможного продвижения продукта на региональном рынке; — навыки конструирования механизмов, машин, автоматических устройств, простейших роботов с помощью конструкторов; — знание безопасных приёмов труда, правил пожарной безопасности, санитарии и гигиены; — ответственное отношение к трудовой и технологической дисциплине; — умение выбирать и использовать коды и средства представления технической и технологической информации и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертёж, эскиз, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения; — умение документировать результаты труда и проектной деятельности с учётом экономической оценки. В мотивационной сфере у учащихся будут сформированы: — готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере; — навыки оценки своих способностей к труду или профессиональному образованию в конкретной предметной деятельности; — навыки доказательного обоснования выбора профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или пути получения профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального образования; — навыки согласования своих возможностей и потребностей; — ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда; — проявление экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ; — экономность и бережливость в расходовании материалов и денежных средств. В эстетической сфере у учащихся будут сформированы: — умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую организацию работ; — владение методами моделирования и конструирования; — навыки применения различных технологий технического творчества и декоративноприкладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг; — умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности; — композиционное мышление. В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы: — умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватные сложившейся ситуации; — способность бесконфликтного общения; — навыки участия в рабочей группе с учётом общности интересов её членов; — способность к коллективному решению творческих задач; — желание и готовность прийти на помощь товарищу; — умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др. Содержание курса Методы и средства творческой и проектной деятельности 2 часа Экономическая оценка проекта. (1 час); Разработка бизнес-плана. (1 час) Основы производства 2 часа Транспортные средства в процессе производства. (2 часа) Технология 3 часа Новые технологии современного производства. (1 час); Перспективные технологии и материалы XXI века. (2 часа) Техника 3 часа Роботы и робототехника. (1 час); Классификация роботов. (1 час); Направления современных разработок в области робототехники. (1 час) Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов 4 часов Технология производства синтетических волокон. (1 час); Ассортимент и свойства тканей из синтетических волокон. (1 часа); Технологии производства искусственной кожи и её свойства. (1 часа); Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды. (1 час) Технологии обработки пищевых продуктов 4 часа Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов. (2 часа); Рациональное питание современного человека. (2 часа) Технологии получения, обработки и использования информации 2 часа Сущность коммуникации. (1 час); Каналы связи при коммуникации. (1 час) Технологии растениеводства 5 часов Растительные ткань и клетка как объекты технологии. Технологии клеточной инженерии. (1 час); Технология клонального микроразмножения растений. (1 час); Технологии генной инженерии. (1 часа) Автоматизация производства (1 час) Альтернативные источники энергии (1час) Технологии животноводства 3 часа Заболевания животных и их предупреждение. (3 часа) Социальные технологии 3 часа Что такое организация. Управление организацией. (1 час); Менеджмент. Менеджер и его работа. (1 час); Методы управления в менеджменте. (1 час); Требования к уровню подготовки. По окончанию курса технологии учащиеся научатся МОДУЛЬ 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности — Обосновывать и осуществлять учебные проекты материальных объектов, нематериальных услуг, технологий; — обосновывать потребность в конкретном материальном благе, услуге или технологии; — чётко формулировать цель проекта (вид, форму и предназначение изделия, услуги, технологии); — разрабатывать программу выполнения проекта; — составлять необходимую учебно- технологическую документацию; — подбирать оборудование и материалы; — организовывать рабочее место; — осуществлять технологический процесс; — контролировать ход и результаты работы; — оформлять проектные материалы МОДУЛЬ 2. Производство — Соотносить изучаемый объект или явления с природной средой и техно сферой; — различать нужды и потребности людей, виды материальных и нематериальных благ для их удовлетворения; — устанавливать рациональный перечень потребительских благ для современного человека; — ориентироваться в сущностном проявлении основных категорий производства: продукт труда, предмет труда, средства производства, средства труда, процесс производства, технологический процесс производства; — сравнивать и характеризовать раз личные транспортные средства, применяемые в процессе производства материальных благ и услуг; — находить источники информации о перспективах развития современных производств в области проживания, а также об актуальном состоянии и перспективах развития регионального рынка труда МОДУЛЬ 3. Технология — Чётко характеризовать сущность технологии как категории производства; — разбираться в видах и эффективности технологий получения, преобразования и применения материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды; — оценивать влияние современных технологий на общественное развитие; — ориентироваться в современных и перспективных технологиях сферы производства и сферы услуг, а также в информационных технологиях; — оптимально подбирать технологии с учётом предназначения продукта труда и масштабов производства; — прогнозировать для конкретной технологии возможные потребительские и производственные характеристики продукта труда МОДУЛЬ 4. Техника — Разбираться в сущности того, что такое техника, техническая система, технологическая машина, механизм; — классифицировать виды техники по различным признакам; находить информацию о современных видах техники; — изучать конструкцию и принципы работы современной техники; — оценивать область применения и возможности того или иного вида техники; — разбираться в принципах работы устройств систем управления техникой; — управлять моделями роботизированных устройств — Оценивать технический уровень совершенства действующих машин и механизмов; — моделировать машины и механизмы; — разрабатывать оригинальные конструкции машин и механизмов для сформулированной идеи МОДУЛЬ 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования материалов — Читать и создавать технические рисунки, чертежи, технологические карты; — анализировать возможные технологические решения, определять их достоинства и недостатки в контексте заданной ситуации; — Выполнять чертежи и эскизы с использованием средств компьютерной поддержки; — проектировать весь процесс получения материального продукта; — разрабатывать и создавать изделия с помощью 3D-принтера; — совершенствовать технологию получения материального продукта на основе дополнительной информации МОДУЛЬ 6. Технологии обработки пищевых продуктов — Ориентироваться в рационах питания для различных категорий людей в различных жизненных ситуациях; — выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах; — разбираться в способах обработки пищевых продуктов, применять их в бытовой практике; — выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов; — соблюдать санитарно-гигиенические требования при обработке пищевых продуктов; — владеть технологией карвинга для оформления праздничных блюд МОДУЛЬ 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии — Характеризовать сущность работы и энергии; — разбираться в видах энергии, используемых людьми; — ориентироваться в способах получения, преобразования, использования и аккумулирования механической энергии; — сравнивать эффективность различных источников тепловой энергии; — ориентироваться в способах получения и использования энергии магнитного поля; — давать оценку экологичности производств, использующих химическую энергию; — выносить суждения об опасности и безопасности ядерной и термоядерной энергетики МОДУЛЬ 8. Технологии получения, обработки и использования информации — Разбираться в сущности информации и формах её материального воплощения; — осуществлять технологии получения, представления, преобразования и использования различных видов информации; — применять технологии записи различных видов информации; — разбираться в видах информационных каналов человека и представлять их эффективность; — владеть методами и средствами получения, преобразования, применения и сохранения информации; — Пользоваться различными современными техническими средствами для получения, преобразования, предъявления и сохранения информации МОДУЛЬ 9. Технологии растениеводства — Применять основные агротехнологические приёмы выращивания культурных растений; — определять полезные свойства культурных растений; — классифицировать культурные растения по группам; — проводить исследования с культурными растениями; — классифицировать дикорастущие растения по группам; — проводить заготовку сырья дикорастущих растений; — выполнять способы подготовки и закладки сырья дикорастущих растений на хранение; — владеть методами переработки сырья дикорастущих растений; — определять культивируемые грибы по внешнему виду МОДУЛЬ 10. Технологии животноводства — Описывать роль различных видов животных в удовлетворении материальных и нематериальных потребностей человека; — анализировать технологии, связанные с использованием животных; — выделять и характеризовать основные элементы технологий животноводства; — собирать информацию и описывать технологии содержания домашних животных; — оценивать условия содержания животных в квартире, школьном зооуголке, личном подсобном хозяйстве и их соответствие требованиям; — составлять по образцам рационы кормления домашних животных в семье (в городской школе) и в личном подсобном хозяйстве (в сельской школе); — подбирать корма, оценивать их пригодность к скармливанию по внешним признакам, подготавливать корма к скармливанию и кормить животных МОДУЛЬ 11. Социальные технологии — Разбираться в сущности социальных технологий; — ориентироваться в видах социальных технологий; — характеризовать технологии сферы услуг, социальные сети как технологию; — создавать средства получения информации для социальных технологий; — ориентироваться в профессиях, относящихся к социальным технологиям; — осознавать сущность категорий «рыночная экономика», «потребность», «спрос», «маркетинг», «менеджмент» — Обосновывать личные потребности и выявлять среди них наиболее приоритетные. Тематическое планирование Наименование раздела Количество часов 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности 2 2. Основы производства 2 3. Технология 2 4. Техника 3 5. Технологии производства и применения синтетических текстильных материалов и искусственной кожи 4 6. Технологии обработки пищевых продуктов 2 Технологии получения, преобразования и использования энергии 3 7. Технологии получения, обработки и использования информации 3 8. Технологии растениеводства 4 9. Технологии животноводства 2 10. Социальные технологии 7 Итого: 34 № п/п Календарно – тематическое планирование 9 класс Кол-во часов Домашнее задание Дата Экономическая оценка проекта 1 стр. 147 09.09.2023 2 Разработка бизнес-плана. Кабинет и мастерская. Выводы. 1 стр. 152 16.09.2023 Раздел Основы производства. Средства транспортирования продуктов труда. 3 Транспортные средства в процессе производства 1 стр. 155 23.09.2023 4 Особенности средств транспортировки газов, жидкостей и сыпучих веществ. Кабинет и мастерская. Выводы. 1 стр. 160 30.09.2023 Раздел Технология 5 Новые технологии современного производства 1 стр. 163 07.10.2023 6 Перспективные технологии и материалы 21-го века. Кабинет и мастерская. Выводы 1 стр. 166 14.10.2023 Раздел Техника 7 Роботы и робототехника 1 стр. 169 21.10.2023 8 Классификация роботов 1 стр. 172 11.11.2023 9 Направление современных разработок в области робототехники. Кабинет и мастерская. Выводы 1 стр. 174 18.11.2023 Раздел Технологии производства и применения синтетических текстильных материалов и искусственной кожи 10 Технология производства синтетических волокон 1 стр. 177 25.11.2023 11 Ассортимент и свойства ткааней из синтетичеких волокон 1 стр. 180 02.12.2023 № п\п Тема Раздел Методы и средства творческой проектной деятельности 1 12 Технологии производства искусственной кожи и её свойства 1 стр. 182 09.12.2023 13 Современные конструкционные материалы и технологии для индустрии моды. Кабинет и мастерская. Выводы. 1 стр. 186 16.12.2023 Раздел Технологии оработки и использования пищевых продуктов 14 Технологии тепловой обработки мяса и субпродуктов 1 стр. 189 23.12.2023 15 Рациональное питание современного человека. Кабинет и мастерская. Выводы. 1 стр. 194 13.01.2024 Раздел Технологии получения, преобразования и использования энергии. Ядерная и термоядерная энергии. 16 Ядерная и термоядерная реакции 1 стр. 197 20.01.2024 17 Ядерная энергия. 1 стр. 200 27.01.2024 18 Термоядерная энергия. Кабинет и мастерская. Выводы. 1 стр. 202 03.02.2024 Раздел Технологии обработки информации. Коммуникационные технологии. 19 Сущность коммуникации 1 стр. 205 10.02.2024 20 Структура процесса коммуникации 1 стр. 208 17.02.2024 21 Каналы связи при коммуникаации. Кабинет и мастерская. Выводы. 1 стр. 210 24.02.2024 Раздел Технологии растениеводства. Клеточная и генная инженерия 22 Растительные ткань и клетка как объекты технологии. 1 стр. 215 02.03.2024 23 Технологии клеточной инженерии. 1 стр. 218 09.03.2024 24 Технология клонального микроразмножения растений. 1 стр. 220 16.03.2024 25 Технологии генной инженерии. Кабинет и мастерская. Выводы. 1 стр. 222 06.04.2024 Раздел Технологии животноводства 26 Заболевания животных и их предупреждение 1 стр. 225 13.04.2024 27 Кабинет и мастерская. Выводы 1 стр. 230 20.04.2024 Раздел Социальные технологии. Менеджмент. 28 Что такое организация. 1 стр. 231 27.04.2024 29 Управление организацией 1 стр. 235 04.05.2024 30 Менеджмент 1 стр. 239 18.05.2024 31 Менеджер и его работа 1 стр. 241 18.05.2024 32 Методы управления в менеджменте 1 стр. 243 18.05.2024 33 Трудовой договор как средство управления в менеджменте 1 стр. 248 25.05.2024 34 Кабинет и мастерская. Выводы 1