РП по технологии 8 кл. (модуль черчение)

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по предмету «Технология» для 8 класса составлена на основе следующих
нормативных документов:
1. Основная образовательная программа МБОУ ООШ с. Сухотское.
2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях». Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года. Регистрационный № 19993
(редакции 2015г).
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (с изменениями и дополнениями от 13.12
2013 г., 28.05 2014 г., 17.07 2015г.) «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253 (в ред. Приказов от
08.06.2015 № 576, 28.12.2015 № 1529, 26.01.2016 № 38) «Об утверждении Федерального
перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего, среднего общего образования)

Изучение предмета «Технология» в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
— формирование личности , способной выявлять проблемы ( привлекая для этой цели знания из
разных областей) определять пути и средства их решения, прогнозировать результаты и возможные
последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно- следственные связи, оценивать
полученные результаты и выявлять способы совершенствования процесса и результатов труда;
— обучение способам организации труда и видам деятельности, обеспечивающим эффективность
действий в различных сферах приложения усилий человека по удовлетворению выявленных
потребностей;
— развитие адаптивности к меняющемуся по содержанию труду на основе развития подвижности
трудовых функций и активного влияния на совершенствование техники и производственных
отношений в процессе преобразующей деятельности.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
-обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения;
-формирование общетрудовых знаний и умений по созданию потребительского продукта или услуги в
условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративноприкладного творчества;
- ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, овладение умениями
реализации изготовленной продукции;
- развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способной
самостоятельно приобретать и интегрировать знания из разных областей и применять их для решения
практических задач;
-ознакомление с путями получения профессионального образования.
Основные базовые ценности определены фундаментальным ядром содержания общего образования.
Они отражают личностные и социальные результаты развития обучающихся:
- готовность и способность школьников к самосовершенствованию и реализации творческого
потенциала в сфере созидательного труда и материального производства;
- сформированность ценностно- смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного
морального выбора;

-осознание школьниками ценностного отношения к природной, социальной, культурной и
технологической среде;
- проявление толлерантного отношения и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой
деятельности;
- сформированность системы социальных ценностей: понимание ценности технологического
образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в
развитии науки, техники и технологий.
Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования
и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для
широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин основной школы. Предмет «Технология»
является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет
обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и
технология, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека
действительности.
Учебный план МБОУ ООШ с. Сухотское на уровне основного общего образования включает 245
учебных часа для обязательного изучения каждого направления образовательной области
"Технология", в том числе: в 5, 6 и 7 классах-70 ч, из расчета по 2 ч в неделю, 8 классе- 35 ч, из расчета
1 ч в неделю.
Авторская программа для 8 класса рассчитана на 35 часа. Содержание разделов курса соответствуют
авторской программе по технологии в рамках реализации ФГОС ООО.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность обучающихся.
Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические
работы.
Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный
урок.
В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При
организации творческой или проектной деятельности обучающихся очень важно акцентировать их
внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой
идеи.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса:
личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.
Обучение в основной школе является вторым уровнем пропедевтического технологического
образования. Одной из важнейших задач этой ступени является подготовка обучающихся к
осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. В результате
обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их
достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками
учебного процесса.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и
предметных результатов.

1.1. Личностные результаты
Личностными результатами освоения учащимися 8-х классов программы «Технология» являются:


проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной
технологической деятельности;



выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и
перспективных потребностей;



развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;



овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и
физического труда;



самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с
позиций будущей социализации;



планирование образовательной и профессиональной карьеры;



осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и
эффективной социализации;



бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;



проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей
деятельности.

1.2. Метапредметные результаты
Метапредметными результатами освоения учащимися 8-х классов программы «Технология» являются:


умения планирования процесса созидательной и познавательной деятельности;



умения выбирать оптимальные способы решения учебной или трудовой задачи на основе
данных алгоритмов;



творческий подход к решению учебных и практических задач в процессе моделирования
изделия или технологического процесса;



самостоятельности в учебной познавательно - трудовой деятельности;



способность моделировать планируемые процессы и объекты;



аргументирований обоснований решений и формулирование выводов; отображение в
адекватной задачам форме результатов своей деятельности;



умение выбирать и использовать источники информации для подкрепления познавательной и
созидательной деятельности;



умение организовывать эффективную коммуникацию в совместной деятельности с другими ее
участниками;



соотнесение своего вклада с деятельностью других участников при решении общих задач
коллектива;



оценка своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических
ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;



умение обосновывать пути и средства устранения ошибок или разрешения противоречий в
выполняемой деятельности;



понимание необходимости соблюдения норм и правил культуры труда, правил безопасности
деятельности в соответствии с местом и условиями деятельности.

1.3. Предметные результаты
Предметными результатами освоения учащимися 8-х классов программы «Технология» являются:
В познавательной сфере у учащихся будут сформированы:


владение алгоритмами и методами решения технических и технологических задач;



ориентирование в видах и назначении методов получения и преобразования материалов,
энергии информации, объектов живой природы и социальной среды, а также в
соответствующих технологиях общественного производства и сферы услуг;



ориентирование в видах, назначении материалов, инструментов и оборудования, применяемого
в технологических процессах;



использование общенаучных знаний в процессе осуществления рациональной технологической
деятельности;



навык рационального подбора учебной и дополнительной технической и технологической
информации для изучения технологий, проектирования и создания объектов труда;



владение кодами, методами чтения и способами графического представления технической,
технологической и инструктивной информации;



владение методами творческой деятельности;



применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

В сфере созидательной деятельности у учащихся будут сформированы:


способности планировать технологический процесс и процесс труда;



умение организовывать рабочее место с учетом требований эргономики и научной организации
труда;



ответственное отношение к качеству процесса и результатов труда;



проявления экологической культуры при проектировании объекта и выполнении работ;



экономность и бережливость в расходовании времени, материалов, денежных средств, своего и
чужого труда.

В эстетической сфере у учащихся будут сформированы:


умения проводить дизайнерское проектирование изделия или рациональную эстетическую
организацию работ;



владение методами моделирования и конструирования;



навыки применения различных технологий технического творчества и декоративно прикладного искусства в создании изделий материальной культуры или при оказании услуг;



умение сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности;



композиционное мышление.

В коммуникативной сфере у учащихся будут сформированы:



умение выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации, адекватных
сложившейся ситуации;



способность бесконфликтного общения;



навыки участия в рабочей группе с учетом общности интересов её членов;



способность к коллективному решению творческих задач;



желание и готовность прийти на помощь товарищу;



умение публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии и др.

В физиолого - психологической сфере у учащихся будут сформированы:


развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и
приспособлениями;



достижение необходимой точности движений и ритма при выполнении различных
технологических операций;



соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту с учетом
технологических требований;



развитие глазомера;



развитие осязания, вкуса, обоняния.

2. Содержание учебного предмета, курса.
Структура содержания программы выполнена по концентрической схеме. Содержание деятельности
учащихся в каждом классе включает в себя 11 общих для всех классов модулей:
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Модуль 2. Производство.
Модуль 3. Технология.
Модуль 4. Техника.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Модуль 11. Социальные технологии.
Содержание модулей предусматривает изучение и усвоение информации по следующим сквозным
тематическим линиям:


получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;



элементы черчения, графики и дизайна;



элементы прикладной экономики, предпринимательства;



влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;



технологическая культура производства;



культура и эстетика труда;



история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии;



виды профессионального труда и профессии.

Теоретические сведения.

Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.
Дизайн в процессе проектирования продукта труда. Методы дизайнерской деятельности. Метод
мозгового штурма при создании инноваций.
Модуль 2. Производство.
Продукт труда. Стандарты производства продуктов труда. Эталоны контроля качества продуктов
труда. Измерительные приборы и контроль стандартизированных характеристик продуктов труда.
Модуль 3. Технология.
Классификация технологий. Технологии материального производства. Технологии
сельскохозяйственного производства и земледелия. Классификация информационных технологий.
Модуль 4. Техника.
Органы управления технологическими машинами. Системы управления. Автоматическое управление
устройствами и машинами. Основные элементы автоматики. Автоматизация производства.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Плавление материалов и отливка изделий. Пайка металлов. Сварка материалов. Закалка материалов.
Электроискровая обработка материалов. Электрохимическая обработка металлов. Ультразвуковая
обработка материалов. Лучевые методы обработки материалов. Особенности технологий обработки
жидкостей и газов.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Мясо птицы. Мясо животных.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Выделение энергии при химических реакциях. Химическая обработка материалов и получение новых
веществ.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Материальные формы представления информации для хранения. Средства записи информации.
Современные технологии записи и хранения информации.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Микроорганизмы, их строение и значение для человека. Бактерии и вирусы в биотехнологиях.
Культивирование одноклеточных зеленых водорослей. Использование одноклеточных грибов в
биотехнологиях.
Модуль 10. Технологии животноводства.
Получение продукции животноводства. Разведение животных, их породы и продуктивность.
Модуль 11. Социальные технологии.
Основные категории рыночной экономики. Что такое рынок. Маркетинг как технология управления
рынком. Методы стимулирования сбыта. Методы исследования рынка.

Практические работы.
Модуль 1. Методы и средства творческой и проектной деятельности.

Деловая игра: «Мозговой штурм». Разработка изделия на основе морфологического анализа.
Разработка изделия на основе метода морфологической матрицы.
Модуль 2. Производство.
Сбор дополнительной информации по характеристикам выбранных продуктов труда в Интернете и
справочной литературе. Проведение наблюдений. Ознакомление с измерительными приборами и
проведение измерений различных физических величин. Экскурсии.
Модуль 3. Технология.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об конкретных видах
отраслевых технологий. Составление технологических карт изготовления возможных проектных
изделий или организации услуг.
Модуль 4. Техника.
Изучение конструкции и принципов работы устройств и систем управления техников, автоматических
устройств бытовой техники. Сборка простых автоматических устройств из деталей конструктора.
Модуль 5. Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов.
Практические работы по изготовлению проектных изделии посредством технологий плавления и литья
(новогодние свечи из парафина или воска). Закалка и испытание твёрдости металла. Пайка оловом.
Сварка пластмасс. Организация экскурсий и интегрированных уроков с учреждениями СПО
соответствующего профиля.
Модуль 6. Технологии обработки пищевых продуктов.
Определение доброкачественности мяса птицы и других пищевых продуктов органолептическим и
методом химического анализа.
Модуль 7. Технологии получения, преобразования и использования энергии.
Сбор дополнительной информации в Интернете и справочной литературе об областях получения и
применения химической энергии.
Модуль 8. Технологии получения, обработки и использования информации.
Составление формы протокола и проведение наблюдений реальных процессов. Проведение
хронометража и фотографии учебной деятельности.
Модуль 9. Технологии растениеводства.
Определение микроорганизмов по внешнему виду. Создание условий для искусственного
выращивания одноклеточных зеленых водорослей. Овладение биотехнологиями использования
одноклеточных грибов на примере дрожжей. Овладение биотехнологиями использования
кисломолочных бактерий для получения кисломолочной продукции (творога, кефира и др).
Модуль 10. Технологии животноводства.
Составление рационов для домашних животных, организация их кормления. Сбор информации и
проведение исследования о влиянии на здоровье животных натуральных кормов.
Модуль 11. Социальные технологии.
Составление вопросников для выявления потребностей людей в качествах конкретного товара. Оценка
качества рекламы в средствах массовой информации.

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждого
модуля.

№ п/п

Название модуля

Количество
часов

1

Методы и средства творческой и проектной деятельности

2

2

Производство

2

3

Технология

3

4

Техника

3

5

Технологии получения, обработки, преобразования и использования
конструкционных материалов

4

6

Технологии обработки пищевых продуктов

4

7

Технологии получения, преобразования и использования энергии

3

8

Технологии получения, обработки и использования информации

3

9

Технологии растениеводства

4

10

Технологии животноводства

3

11

Социальные технологии

3

12

Техника безопасности

1

Итого

№ п/п

35

Дата

Тема урока

Колво

Характеристика
деятельности

Метапредметные
результаты

часов

обучающихся

УУД

Методы и средства творческой и проектной деятельности 2 часа
1

2

Вводный урок. ТБ.
Дизайн в процессе
проектирования
продукта труда.

1

Методы дизайнерской
деятельности. Метод
мозгового штурма при
создании инноваций.
Практическая работа.

1

Знакомиться с
возможностями
дизайна продукта
труда. Осваивать
методы творчества в
проектной
деятельности.
Участвовать в
деловой игре
«Мозговой штурм».
Разрабатывать
конструкции изделия
на основе
морфологического
анализа

РУУД:Целеполагание как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что еще
неизвестно.
ПУУД: -Проявление
познавательных интересов
в данной области
предметной
технологической
деятельности.
КУУД:- Рациональное
использование учебной и
дополнительной,
технической и
технологической
информаций;

Производство 2 часа
3

Продукт труда.
Стандарты
производства
продуктов труда.

1

4

Эталоны контроля
качества продуктов
труда. Измерительные
приборы и контроль
стандартизированных
характеристик
продуктов труда.
Практическая работа.

1

Получать
представление о
продуктах труда и
необходимости
использования
стандартов для их
производства.

РУУД: Способствовать с
помощью вопросов
добывать недостающую
информацию, сравнивать
разные точки мнения,
умение аргументировать
свои ответы.

Усваивать влияние
частоты проведения
контрольных
измерений с помощью
различных
инструментов и
эталонов на качество
продуктов труда.

ПУУД: Творческий подход
к выполнению задания.
Осознавать пользу труда,
бережно относиться к
материалам, понимать
значимость экологии,
соблюдать этические
нормы при изготовлении
проекта.

Собирать
дополнительную информацию о
современных измерительных
приборах, их
отличиях от ранее
существовавших
моделей. Участвовать
в экскурсии на
промышленное
предприятие.
Подготовить реферат
о качестве
современных

КУУД: формулировать
вопросы и ответы на
вопросы;

продуктов труда
разных производств
Технология 3 часа
Классификация
технологий.
Технологии
материального
производства.

1

6

Технологии
сельскохозяйственного
производства и
земледелия.

1

7

Классификация
информационных
технологий.
Практическая работа.

1

5

Получать более
полное представление
о различных видах
технологий разных
производств.
Собирать
дополнительную информацию о видах
отраслевых
технологий

РУУД:
- Осуществление действия
по образцу, формировать
настойчивость достижений
целей, понимать оценку
взрослого и сверстника,
осуществлять контроль
качества выполняемой
работы- соответствия,
результата предложенному
образцу
ПУУД:
- анализировать объекты
окружающего мира с
выделением отличительных
признаков;
- понимать и толковать
условные знаки и символы,
используемые в учебнике
для передачи информации;
- понимать схемы учебника,
передавая содержание
схемы в словесной форме;
- устанавливать причинноследственные деятельности
человека
КУУД:
- формулировать ответы на
вопросы;
включаться в диалог с
учителем и сверстниками;
- готовить небольшое
сообщение по теме проекта.

Техника 3 часа
8

Органы управления
технологическими
машинами. Системы
управления.

1

9

Автоматическое
управление
устройствами и
машинами.

1

10

Основные элементы
автоматики.

1

Получать
представление об
органах управления
техникой, о системе
управления, об
особенностях
автоматизированной
техники,
автоматических
устройств и машин,
станков с ЧПУ.
Знакомиться с
конструкцией и

РУУД: - фиксировать в
конце урока
удовлетворенность/
неудовлетворенность своей
работой на уроке;
- понимать и принимать
учебную задачу,
сформулированную
учителем;
- сверять выполнение
работы по алгоритму,

Автоматизация
производства.
Практическая работа.

принципами работы
устройств и систем
управления техникой,
автоматических
устройств бытовой
техники. Выполнить
сборку простых
автоматических
устройств из деталей
специального
конструктора

данному в учебнике .
ПУУД: - находить и
выделять под руководством
учителя необходимую
информацию из текстов,
иллюстраций в учебных
пособиях;
- понимать содержание
текстов, интерпретировать
смысл, применять
полученную информацию
при выполнении заданий
учебника, рабочей тетради
или заданий, предложенных
учителем;
КУУД: - слушать партнера
по общению;
- договариваться и
приходить к общему
решению;
- признавать свои ошибки;
- готовить небольшое
сообщение с помощью
взрослого по теме проекта.

Технологии получения, обработки, преобразования и использования конструкционных
материалов 4 часа
Плавление материалов
и отливка изделий.
Пайка металлов.
Сварка металлов.

1

12

Закалка материалов.
Электроискровая
обработка материалов.

1

13

Электрохимическая
обработка металлов.
Ультразвуковая
обработка материалов.

1

Лучевые методы
обработки материалов.
Особенности
технологий обработки
жидкостей и газов.

1

11

14

Получать
представление о
технологиях
термической обработки материалов,
плавления материалов
и литье, закалке,
пайке, сварке.
Выполнять
практические работы
по изготовлению
проектных изделий
посредством
технологий плавления
и литья (новогодние
свечи из парафина
или воска) и др.

РУУД:
- Способствовать с
помощью вопросов
добывать недостающую
информацию, сравнивать
разные точки мнения,
умение аргументировать
свои ответы.
выделять из темы урока
известные знания и умения.
ПУУД:
Творческий подход к
выполнению задания.
Осознавать пользу труда,
бережно относиться к
материалам, понимать
значимость экологии,
соблюдать этические
нормы при изготовлении
проекта.
КУУД:
- слушать партнера по
общению;
- договариваться и

приходить к общему
решению;
- интегрироваться в группу
сверстников, проявлять
стремление ладить с
собеседником;
- осуществлять поиск
необходимой информации,
сравнивать данную
информацию со знаниями,
полученными из
собственных наблюдений и
из прочитанных книг.

Технологии обработки пищевых продуктов 4 часа
15

Мясо птицы.

1

16

Мясо животных.

1

17

Технологии тепловой
обработки мяса и
субпродуктов.

1

18

Рациональное питание
современного
человека.
Практическая работа.

1

Знакомиться с видами
птиц и животных,
мясо которых
используется в
кулинарии. Осваивать
правила механической
кулинарной
обработки мяса птиц
и животных. Получать
представление о
влиянии на здоровье
человека полезных
веществ и витаминов,
содержащихся в мясе
птиц и животных.
Осваивать
органолептический
способ оценки
качества мяса птиц и
животных

РУУД:
- Осуществление действия
по образцу , формировать
настойчивость достижений
целей, понимать оценку
взрослого и сверстника,
осуществлять контроль
качества выполняемой
работы- соответствия,
результата предложенному
образцу. Целеполагание как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что еще
неизвестно.
Документирование
результатов труда;
осознанно выбирать
наиболее эффективные
способы решения учебных
задач.
ПУУД:
- Выполнение действий по
алгоритму. Анализ, синтез.
Обобщение
Выполнение действий по
алгоритму. Оценивать
результаты деятельности;
выстраивать логическую
цепь рассуждений;
осуществлять поиск и
выделение необходимой
информации. Проявление
инновационного подхода к
решению учебных задач в
технологическом процессе.
Проявление
познавательных интересов

в данной области
предметной
технологической
деятельности.
КУУД:
- Уметь взаимодействовать
с учителем и коллективом.
рациональное
использование учебной и
дополнительной,
технической и
технологической
информаций; Овладение
средствами и формами
графического отображения
объектов или процессов,
правилами выполнения
графической документации,
Технологии получения, преобразования и использования энергии 3 часа
19

20

21

Выделение энергии
при химических
реакциях.

1

Химическая обработка
материалов и
получение новых
веществ.

1

Химическая обработка
материалов и
получение новых
веществ. Практическая
работа.

1

Знакомиться с новым
понятием: химическая
энергия. Получать
представление о
превращении
химической энергии в
тепловую: выделение
тепла, поглощение
тепла. Собирать
дополнительную
информацию об
областях получения и
применения
химической энергии,
анализировать
полученные сведения.
Подготовить реферат

РУУД:Целеполагание как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что еще
неизвестно.
ПУУД: -Проявление
познавательных интересов
в данной области
предметной
технологической
деятельности.
КУУД:- Рациональное
использование учебной и
дополнительной,
технической и
технологической
информаций;

Технологии получения, обработки и использования информации 3 часа
Материальные формы
представления
информации для
хранения.

1

23

Средства записи
информации.

1

24

Современные
технологии записи и
хранения информации.
Практическая работа.

1

22

Ознакомиться с
формами хранения
информации.
Получать
представление о
характеристиках
средств записи и
хранения информации
и анализировать
полученные сведения.
Анализировать
представление о
компьютере как
средстве получения,

РУУД:Целеполагание как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что еще
неизвестно.
ПУУД: -Проявление
познавательных интересов
в данной области
предметной
технологической

обработки и записи
информации.
Подготовить и снять
фильм о своём классе
с применением
различных
технологий записи и
хранения информации

деятельности.
КУУД:- Рациональное
использование учебной и
дополнительной,
технической и
технологической
информаций;

Технологии растениеводства 4 часа
25

Микроорганизмы, их
строение и значение
для человека.

1

26

Бактерии и вирусы в
биотехнологиях.

1

27

Культивирование
одноклеточных
зеленых водорослей.

1

28

Использование
одноклеточных грибов
в биотехнологиях.
Практическая работа.

1

Получать
представление об
особенностях
строения микроорганизмов (бактерий,
вирусов,
одноклеточных
водорослей и
одноклеточных
грибов). Получать
информацию об
использовании
микроорганизмов в
биотехнологических
процессах и
биотехнологиях.
Узнавать технологии
искусственного
выращивания
одноклеточных
зелёных водорослей.
Собирать
дополнительную
информацию об
использовании
кисломолочных
бактерий для
получения кисломолочной продукции
(творога, кефира и
др.)

РУУД: - Целеполагание как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что еще
неизвестно.
ПУУД:
-Проявление
познавательных интересов
в данной области
предметной
технологической
деятельности.
КУУД:- Уметь
взаимодействовать с
учителем и коллективом.

Технологии животноводства 3 часа
Получении продукции
животноводства

1

30

Разведение животных,
их породы и
продуктивность.

1

31

Разведение животных,
их породы и
продуктивность.
Практическая работа.

1

29

Узнавать о получении
продукции
животноводства в
птицеводстве,
овцеводстве,
скотоводстве.
Ознакомиться с
необходимостью
постоянного
обновления и
пополнения стада.
Усвоить
представления об
основных качествах
сельскохозяйственных

РУУД:
- Обеспечивать умения
работы в группе; разрешать
конфликтные ситуации,
адекватно воспринимать и
вырабатывать
уважительное отношение к
сверстникам. Проявлять
познавательную
инициативу.
ПУУД:
- Осуществлять поиск
необходимой информации;

животных: породе,
продуктивности,
хозяйственно
полезных признаках,
экстерьере.
Анализировать
правила разведения
животных с учётом
того, что все породы
животных были
созданы и
совершенствуются
путём отбора и
подбора. Выполнять
практические работы
по ознакомлению с
породами животных
(кошек, собак и др.) и
оценке их экстерьера

сравнивать данную
информацию со знаниями,
полученными из
собственных наблюдений и
из прочитанных книг.
Способствовать с помощью
вопросов добывать
недостающую
информацию, сравнивать
разные точки мнения,
умение
КУУД:
- Обеспечивать умения
работы в группе; разрешать
конфликтные ситуации,
адекватно воспринимать и
вырабатывать
уважительное отношение к
сверстникам
Проявлять познавательную
инициативу.

Социальные технологии 3 часа
32

Основные категории
рыночной экономики.

33

Что такое рынок.
Маркетинг как
технология
управления рынком.

34

Методы
стимулирования
рынка. Методы
исследования рынка.
Практическая работа.

35

Итоговое занятие.

1

1

1

Получать
представление о
рынке и рыночной
экономике, методах и
средствах
стимулирования
сбыта. Осваивать
характеристики и
особенности
маркетинга.
Ознакомиться с
понятиями:
потребительная
стоимость и цена
товара, деньги.
Получать
представление о
качестве и
характеристиках
рекламы. Подготовить рекламу
изделия или услуги
творческого проекта

РУУД:Целеполагание как
постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что еще
неизвестно.
ПУУД: -Проявление
познавательных интересов
в данной области
предметной
технологической
деятельности.
КУУД:- Рациональное
использование учебной и
дополнительной,
технической и
технологической
информаций;

1. Пояснительная записка
1.1.Рабочая программа разрабатывается на основании Федерального Закона РФ от
29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Рабочая программа по технологии (черчение и графика) для 8 класса разработана в
соответствии с:
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.12.2010 №1897
 Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 28.12.2018 №345
 Перечнем организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от
09.06.2016 №699
1.2 Место предмета в учебном плане:
В учебном плане МБОУ ООШ с. Сухотское на изучение предмета технология (черчение и
графика) отводится 34 часа в год (1 час в неделю): 34 часа из федерального компонента.
1.3. Цели и задачи учебного предмета:
Программа ставит целью:

научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц;

применять графические знания при решении задач с творческим содержанием.
В процессе обучения черчению ставятся задачи:

сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических
проекций (косоугольной диметрической и прямоугольной изометрической) и приёмах
выполнения технических рисунков;

ознакомить учащихся с важнейшими правилами выполнения чертежей,

установленными государственными стандартами ЕСКД;

обучить в процессе чтения чертежей восстанавливать образы предметов,
анализировать их форму и конструкцию;

развить все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью
школьников;

научить пользоваться учебными и справочными материалами.
1.4 Адресность рабочей программы
Данная рабочая программа рассчитана на учащихся 8 классов, обучающихся по
основной образовательной программе основного общего образования.
1.5 Рабочая программа рассчитана на 34 часа:
Из них:
графических работ (чертежей) – 14, из них оценочных 14
практических работ (упражнений) – 9, из них оценочных 9.

1.6 О внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование
Раздел «Техника выполнения и правила выполнения чертежей» увеличен на 2 часа (1 час
добавлен на тему «Нанесение размеров», 1 час – на выполнение графической работы с
целью закрепления изученного материала);
раздел «Способы проецирования» выделен из раздела «Чтение и выполнение чертежей
деталей» как основополагающий для понимания всего курса, в нём содержатся основные
теоретические сведения, которые закрепляются на практической и трёх графических
работах, причём практическая работа выполняется с использованием моделирования ;
раздел «Чтение и выполнение чертежей деталей и геометрические построения»
включил в себя раздел «Геометрические построения» и вместо двух часов темы этого
раздела изучаются на уроках по построению чертежей и аксонометрических проекций
геометрических тел, а также отдельный урок выделен на тему «Сопряжение»; темы
раздела отрабатываются на 7 графических и 3 практических работах ;
раздел «Сечения и разрезы» увеличен на 1 час в связи с тем, что эта тема является
основополагающей для понимания темы Сборочные чертежи» и необходимо провести
хотя бы 2 самостоятельные работы;
раздел «Сборочные чертежи уменьшен на 6 часов, так как без понимания предыдущих
разделов бесполезно рассказывать детям о сборочных чертежах.
раздел «Прикладная графика» изменён уменьшен на 1 часа , при этом тема «Разработка
эскизов логотипа или товарного знака» ( 2 часа) заменена темой «Архитектурностроительные чертежи» (1 часа) в связи с востребованностью этой темы выпускниками
лицея).
1.7 Ожидаемые результаты
Программа обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной
программы основного общего образования:
личностные:
•
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных
предпочтений,
осознанному
построению
индивидуальной

образователь-ной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
•
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики;
•
формирование коммуникативной компетентности и общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
•
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли посредством чертежа, а также в
устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать решение;
•
критичность мышления, умение распознавать ошибки в чертежах;
•
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении
графических задач;

•
умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
•
способность к эмоциональному восприятию графических объектов, задач,
решений, рассуждений;
метапредметные:
регулятивные универсальные учебные действия:
•
умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
•
умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне
произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
•
умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной
задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
•
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в
соответствии с предложенным алгоритмом;
•
умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения
учебных математических проблем;
•
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач
исследовательского характера;
познавательные универсальные учебные действия:
•
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения,
установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и
критериев, установления родовидовых связей;
•
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
•
умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства,
модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•
формирование первоначальных представлений об идеях и о методах
начертательной геометрии (математической основе черчения) как универсальном языке
науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;
•
умение видеть техническую задачу в контексте проблемной ситуации в других
дисциплинах, в окружающей жизни;
•
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения
технических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в
условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
•
умение понимать и использовать средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и
др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
•
умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать
необходимость их проверки;
•
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть
различные стратегии решения задач;
коммуникативные универсальные учебные действия:
•
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников,
общие способы работы;
•
умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учета интересов;
•
слушать партнера;

•

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

рационально пользоваться чертёжными инструментами;

выполнять геометрические построения (деление отрезка пополам, деление
окружности на равные части, сопряжения);

анализировать форму детали;

выполнять чертёж детали, используя виды, разрезы, сечения;

отображать форму изделия, выбирая необходимое число изображений (в том числе
главное изображение чертежа);

оформлять чертёж в соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД;

читать чертежи несложных деталей;

по сборочному чертежу анализировать форму изделия и деталей, составляющих
сборочную единицу.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник,
циркуль, транспортир).

использования графического языка для описания реальных ситуаций и решения
поставленных задач

использование методов стандартизации и стандартов ЕСКД при решении
поставленных задач;

определения формы предметов и геометрических тел (состав, размеры, пропорции)
и положении предметов в пространстве;

умения различать виды изделий (детали, сборочные единицы, комплекты,
комплексы), конструктивные элементы деталей и составных частей сборочной единицы;

умения различать виды соединений;

читать чертежи различного назначения. (используя при необходимости
справочники и технические средства);
В результате изучения предмета технология (черчение и графика) обучающийся
научится:

правильно выполнять и оформлять чертежи;

применять метод прямоугольного проецирования;

использовать способы построения косоугольной фронтальной и прямоугольной
изометрической проекций;

применять способы построения эскизов и технических рисунков;

читать и выполнять изображения на чертеже (виды, разрезы, сечения);

понимать условное обозначение и изображение резьбы;

понимать и применять условности и упрощения, применяемые при изображении
сборочных единиц.

2. Содержание тем учебного курса 2. 1Название темы и
количество часов на её изучение
Название темы
Количество часов на её Графические
изучение
работы
Техника выполнения
6
2
чертежей и правила их
оформления
Способы проецирования
6
4
Чтение и выполнение
10
7
чертежей деталей, геометрические построения
Сечения и разрезы
5
Сборочные чертежи
5
1
Прикладная графика и
2
строительные чертежи
Итого

34

14 оценочные

Практические
работы
2

1
3

2
1
-

9 оценочные

2.2Содержание тем учебного курса
Черчение и графика (34 часа)
Раздел 1. Техника выполнения чертежей и правила их оформления (6 час)
Основные теоретические сведения
Краткая история графического общения человека. Значение графической подготовки в
современной жизни и профессиональной деятельности человека. Области применения
графики и ее виды. Основные виды графических изображений: эскиз, чертеж,
технический рисунок, техническая иллюстрация, схема, диаграмма, график. Виды
чертежных инструментов, материалов и принадлежностей. Понятие о стандартах.
Правила оформления чертежей. Форматы, масштабы, шрифты, виды линий. Правила
нанесения размеров на чертежах.
Графические работы
1. Чертеж детали «Прокладка».
2. Чертеж плоской детали (учебник, рис.36 )
Практические работы
1. Рамка, таблица «Основная надпись».
2.Заполнение шрифтом основной
надписи. Варианты объектов труда
Образцы графической документации. ЕСКД. Формат А4 для чертежа. Чертежи
плоских деталей.

Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представления об истории зарождения графического языка и
основных этапах развития чертежа, о стандартизации и стандартах ЕСКД. Учащи-еся
должны знать правила оформления чертежей. Учащиеся должны уметь рационально
пользоваться чертёжными инструментами;
Формы и вопросы контроля
Проверяются графические и практические работы, выполненные учащимися.
Раздел 2. Способы проецирования (6 час)
Основные теоретические сведения
Графические способы решения геометрических задач на плоскости. Центральное и
параллельное проецирование. Прямоугольное (ортогональное) проецирование. Проецирование на одну, две и три взаимно перпендикулярные плоскости проекций. Применение
метода ортогонального проецирования для выполнения чертежей. Виды. Способы построения видов. Аксонометрические проекции. Косоугольная фронтальная и прямоугольная
изометрическая проекции. Способы построения аксонометрических проекций плоских
фигур.
Графические работы
1. Чертеж детали по аксонометрическому изображению (работа по карточкам) 2.
Чертеж и аксонометрические проекции детали «Шип»
3. Чертеж и аксонометрические проекции детали «Проушина»
4. Аксонометрические проекции плоских фигур (учебник, рис.119 а или б)
Практические работы
1. «Брусочки» (проецирование на три плоскости по модели)
Варианты объектов труда
Чертежи простейших деталей (три вида). Аксонометрические проекции плоских фигур.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представления о видах проецирования. Учащиеся должны знать
основы метода прямоугольного проецирования, способы построения косоугольной
фронтальной и прямоугольной изометрической проекций. Учащиеся должны уметь строить
чертежи простейших деталей как по модели, так и по аксонометрическому изображению, а
также строить аксонометрические проекции плоских фигур.
Формы и вопросы контроля
Проверяются графические и практические работы, выполненные учащимися.
Раздел 3. Чтение и выполнение чертежей деталей, геометрические построения (10 часов)
Основные теоретические сведения
Образование поверхностей простых геометрических тел. Геометрические построения на
чертежах. Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Формообразование.
Аксонометрические проекции объемных фигур. Особенности технического

рисунка. Эскизы, их назначение и правила выполнения. Построение третьей проекции по
двум данным. Выполнение чертежей и аксонометрических проекций деталей.
Графические работы
1. Чертеж и аксонометрические проекции треугольной призмы.
2. Чертеж и аксонометрические проекции шестиугольной призмы.
3. Чертеж и аксонометрические проекции треугольной пирамиды.
5. Построение овала в изометрии (цилиндры в плоскостях H,V и W)
6. Чертеж детали «Опора» (три вида).
7. Изометрическая проекция детали «Опора».
Практические работы
1. Сопряжение
2. Выполнение эскиза детали по аксонометрическому изображению
3. Выполнение технического рисунка по эскизу детали
Варианты объектов труда
Чертежи и аксонометрические проекции геометрических тел. Чертежи и эскизы
объемных фигур.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представления о форме предметов и геометрических тел (состав,
размеры, пропорции) и положении предметов в пространстве. Учащиеся должны знать,
как образуются виды на чертеже а также сущность построения аксонометрических
проекций., правила оформления чертежей, способы построения эскизов и технических
рисунков. Учащиеся должны уметь строить чертежи и аксонометрические проекции
геометрических тел, анализировать форму детали, выполнять чертёж (или эскиз) детали,
используя виды, технический рисунок детали, выполнять геометрические построения
(деление от-резка пополам, деление окружности на равные части, сопряжения),
Формы и вопросы контроля
Проверяются графические и практические работы, выполненные учащимися.
Раздел 4. Сечения и разрезы (5 часов)
Основные теоретические сведения
Наложенные и вынесенные сечения. Обозначение материалов в сечениях. Виды разрезов
.Простые разрезы, их обозначения. Местные разрезы. Соединение вида и разреза. Особые
случаи разрезов (тонкие стенки и спицы на разрезах, ребро на оси симметрии)
Практические работы
1. Построение фронтального разреза (работа на кальке)
2. Построение горизонтального и профильного разрезов (работа на кальке).
Варианты объектов труда
Чертежи деталей с сечениями и разрезами. Аксонометрические проекции деталей с вырезом ¼.

Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представления о способах образования сечений и разрезов.
Учащиеся должны знать обозначение материалов в сечениях; виды разрезов. Учащиеся
должны уметь читать чертежи несложных деталей, выполнять чертёж детали, используя
виды, разрезы, сечения, отображать форму изделия, выбирая необходимое число
изображений (в том числе главное изображение чертежа), оформлять чертёж в
соответствии с требованиями ГОСТов ЕСКД.
Формы и вопросы контроля
Проверяются практические работы, выполненные учащимися.
Раздел 5. Сборочные чертежи (4 часа)
Основные теоретические сведения
Основные сведения о сборочных чертежах изделий. Понятие об унификации и типовых
деталях. Способы представления на чертежах различных видов соединений деталей.
Условные обозначения резьбового соединения. Штриховка сечений смежных деталей.
Спецификация деталей сборочного чертежа. Размеры, наносимые на сборочном чертеже.
Деталировка сборочных чертежей.
Графические работы
1. Чертеж болта М10х60 (учебник, рис.215)
Практические работы
1. Деталирование сборочного чертежа (учебник, рис.244).
Варианты объектов труда
Сборочные чертежи (эскизы) несложных изделий из 4-5 деталей. Чертежи деталей
сборочных единиц.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представления о видах соединений, о видах изделий (детали,
сборочные единицы, комплекты, комплексы), конструктивных элементах деталей и
составных частях сборочной единицы. Учащиеся должны знать условное обозначение и
изображение резьбы, условности и упрощения, применяемые при изображении сборочных
единиц. Учащиеся должны уметь по сборочному чертежу анализировать форму изделия и
деталей, составляющих сборочную единицу.
Формы и вопросы контроля
Проверяются графические работы, выполненные учащимися.
Раздел 6. Прикладная графика и строительные чертежи (3 часа)
Основные теоретические сведения
Архитектурно-строительные
чертежи.
Их
отличие
от
машиностроительных.
Изображения на строительных чертежах. Масштабы строительных чертежей. Размеры на
строительных чертежах. Условные изображения на строительных чертежах. Графическое
представление информации: графики, диаграммы, гистограммы, пиктограммы, условные
знаки. Виды композиционного и цветового решения.
Практические работы
Чтение простой электрической и кинематической схемы. Чтение строительных
чертежей

Варианты объектов труда
Образцы графической информации. Образцы строительных чертежей.
Требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны иметь представления о чертежах различного назначения. Учащиеся
должны знать правила оформления архитектурно-строительных чертежей. Учащиеся
должны уметь читать архитектурно-строительные чертежи.
Формы и вопросы контроля
Устный опрос.

3. Календарно-тематическое планирование 8 класс
Урок
№

Тема урока

Форма
контроля

Планируемые результаты
Предметные

Метапредметны Личностные
е УУД
УУД

Техника выполнения чертежей и правила оформления (6 часов)
Вводный урок.
Уметь находить
1
Знать
Из истории
дополниособенности
чертежа. Виды
тельные
предмета и
графических
источники
структуру
изображений
информации
учебника.

2

.Понятие о
государственных
стандартах.
Линии чертежа.
Форматы.

Иметь понятие о Уметь
государственных оформлять
стандартах. Знать формат рамкой
оформление
формата.

3

Шрифт
чертежный.
Правила
выполнения.

Знать правила
выполнения
чертёжного
шрифта.

Уметь
правильно
заполнить
шрифтом
таблицу
«Основная

Объяснять
Текущая
значение
роли
графических
изображений
в
различных
областях
деятельности
человека.

Формулируют
собственное
мнение и
позицию, задают
вопросы,
слушают
собеседника
Формулируют
собственное
мнение и
позицию, задают
во-

Д/З

Текущи
й

Иметь при 09.09.2023
себе
принадлеж
ности к
уроку
(тетрадь
А4,
инструмен
ты )
Введение,
§1.

Практическая Текущий §2 (2.1работа № 1 –
2.3)
рамка,
таблица
«Основная
надпись»
Оценка за
алфавит, выполненный
шрифтом.

Дата по
плану

Вид
контро
ля

Текущ
ий

16.09.2023

§2 (2.4)
23.09.2023
Заполнить
таблицу

Дата
фактическая

надпись»

4

Нанесение
размеров на
чертежах.

Знать, как
наносятся
линейные
размеры на
чертежах.

5

Знаки: диаметр,
радиус, квадрат,
s, l.

Знать, когда
применяются
знаки диаметра,
радиуса,
квадрата, s, l.

Иметь
Уметь
представление об использовать
осевой и
мас
центральной
штаб.
симметрии.
Понимать, когда
рационально
использовать
Способы проецирования (6мас-штаб.
часов)
Проецирование
Знать виды
7
(центральное,
проецирования.
По6

Масштаб. Симметрия.

Практическая
работа № 2 –
заполнение
основ-ной
надписи
шрифтом.
Уметь наносить Формулируют
Текущ
Оценка за
линейные
ий
собственное
заполнение
размеры на
мнение и
таблицы
чертежах.
позицию, задают «Основная
вопросы,
надпись»
слушают
шрифтом
собеседника
Уметь
Графическая Текущ
Формулируют
использовать
работа № 1 – ий
собственное
знаки мнение и
чертеж детадиаметра,
ли «Пропозицию, задают
радиуса,
кладка».
вопросы,
квадрата, s, l.
слушают
собеседника
вопросы,
слушают
собеседника

«Основная
надпись»
шрифтом

§2 (2.4)

30.09.2023

§2 (2.4)

07.10.2023

Формулируют
собственное
мнение и
позицию, задают
вопросы,
слушают
собеседника

Графическая Текущ
работа № 2 – ий
чертеж
плоской детали(учебник,
рис.36 )

§2 (2.6)

14.10.2023

Формулируют

Оценка за
конспект

§§3-5

21.10.2023

Текущ
ий

параллельное,
косоугольное,
прямоугольное).
Прямоугольное
проецирование на
три плоско-сти.
Виды на
чертежах.
Проецирование на
три плоскости по
модели

понимать
сущность
проецирования на
три плоскости,
образование
чертежа. Знать
название видов на
чертежах.
Понимать, как
Уметь строить
происходит
три
вида по
образование
модели.
видов на чертеже

9

Чертеж детали по
аксонометрическ
ому изображению
(работа по карточкам)

Понимать, как
происходит
образование
видов на чертеже

10

Аксонометрически . Знать виды
е
ак

8

(ведение
собственное
тетради)
мнение и
позицию, задают
вопросы,
слушают
собеседника

С достаточной
полнотой и
точностью
выражают свои
мыс-ли
посредством
чертежа
Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
Уметь строить сверстникам
С достаточной
три
вида по полнотой и
аксонометрическ точностью
ому
выражают свои
изображению
мыс-ли
дета-ли.
посредством
чертежа
Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Уметь
Формулируют
разли-

Практическая Текущ
работа № 3– ий
«Брусочки»
(проецирован
ие на три
плоскости по
модели)

Подготови 11.11.2023
ть формат
А4

Графическая Текущ
работа № 3 – ий
чертеж детали по
аксонометрич
ескому
изображению

18.11.2023

Текущая

25.11.2023

Текущий §§6-7

проекции.

11

12

аксонометрически различать виды собственное
х проекций
аксонометрическ мнение и
их проекций
позицию, задают

вопросы,
слушают
собеседника
Конструирование . Знать виды
Научиться
С
достаточной
. Ответные
аксонометрически построению
полнотой и
детали.
х проекций
аксонометрическ точностью
Построение
их проекций
выражают свои
аксонометрическ
мысли
их изображений.
посредством
чертежа
Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Аксонометрическ Знать виды
Уметь строить С
достаточной
ие проекции
аксонометрически аксонометрическ полнотой и
плоских фигур.
х проекций
ие проекции
точностью
плоских фигур.
выражают свои
мысли
посредством
чертежа

Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Чтение и выполнение чертежей деталей, геометрические построения
(10 часов)

Подготови
ть два
формата
А4
Графические Текущ
работы № 5 и ий
№ 6 – дет.
«Шип» и
«Проушина»,

Выполнит 02.12.2023
ь чертёж
«Проушин
ы»
Подготови
ть формат
А4

Графическая
работа №7–
чертежи деталей
«Шаблон»
или «Плита»
(учебник,
рис.119)

Подготови 09.12.2023
ть формат
А4

Текущ
ий

13

14

15

Чертеж и
аксонометричес
кие проекции
треугольной
приз-мы.

Чертеж и
аксонометричес
кие проекции
шестиугольной
призмы.

Чертеж и
аксонометричес
кие проекции
треугольной
пирамиды.

Знать виды
аксонометрически
х проекций
Знать правила
построения
равностороннего
треугольника при
помощи циркуля
по за-данной
стороне

Уметь строить С достаточной
чертеж и
полнотой и
аксонометрическ точностью
ие проекции
выражают свои
треугольной
мысли
призмы.
посредством
чертежа

Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Знать виды
Уметь строить С
достаточной
аксонометрически чертеж и
полнотой и
х проекций
аксонометрическ точностью
Знать правила
ие проекции
выражают свои
построения
шестиугольной
мысли
правильного
призмы.
посредством
шестиугольника,
чертежа
вписанного в
окружность, по
заданной стороне
Своевременно
при помощи
оказывают нециркуля.
обходимую
взаимопомощь
Знать виды
Уметь строить сверстникам
С достаточной
аксонометрически чертеж и
полнотой и
х проекций
аксонометрическ точностью
Знать правила
ие проекции
выражают свои
построения
треугольной
мысли
правильного
пирамиды.
посредством
треугольника,
чертежа
впи-

Графическая Текущ
работа № 8 – ий
чертеж и
аксонометрич
еские
проекции
треугольной
призмы.

§15(15.115.2),
§11(11.111.2)

Графическая Текущ
работа № 9 – ий
чертеж и
аксонометрич
еские
проекции
шестиугольно
й призмы.

§11(11.111.2)

Графическая Текущ
работа № 10 – ий
чертеж и
аксонометрич
еские
проекции
треугольной

§11(11.3)

16.12.2023

Подготови
ть формат
А4

23.12.2023

§15(15.115.2)
Подготови
ть формат
А4

§15(15.115.2)
Подготовит
ь вить

12.01.2024

санного в
окружность, по
заданной стороне
при помощи
циркуля.
16

17

Изображение тел
вращения и
элементов этих
тел на
комплексном
чертеже.
Сокращение
количества
изображений.
Изображение
окружности в
аксонометрии.
Эллипс как
проекция
окружности

Понимать, как
изображаются на
чертеже тела
вращения и как
можно сократить
количество
изображений тел
вращения на
чертеже с
помощью
специальных
знаков Понимать,
строятся овалы в
изометрии в
плоскостях H,V
и W..

Геометрические
построения на
чертежах.

Понимать
сущность
сопряжения
параллельных
прямых, углов,
окружности и
прямой.

Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Уметь строить С достаточной
овалы в изополнотой и
метрии в
точностью
плоскостях H,V
выражают свои
и W..
мысли
посредством
чертежа

пирамиды.

формат
А4

Графическая Текущ
работа № 12 - ий
построение
овала в
изометрии
(цилиндры в
плоскостях
H,V и W)

§8,
§11(11.4)

Практическа
я работа №5
«Сопряжени
е»

§15(15.3) 27.01.2024
Подготови
ть формат
А4

20.01.2024

Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам

Уметь сопрягать
параллельные
прямые,
углы,
окружность
и
прямую.

С достаточной
полнотой и
точностью
выражают свои
мысли
посредством
чертежа
Своевременно
оказывают не-

Текущ
ий

18

19

20

21

обходимую
взаимопомощь
сверстникам
Технический
Знать правила
Уметь строить Своевременно
рисунок детали
построения
технический
оказывают нетехнического
рисунок
обходимую
рисунка детали
параллелограмм
взаимопомощь
а, цилиндра и
полуцилиндра сверстникам
Чертеж детали
.Знать правила
Уметь строить С достаточной
«Опора» (три
построения
чертёж детали полнотой и
вида).
чертежа детали
по
правилам точностью
прямоугольного
выражают свои
проецирования
мыс-ли
посредством
чертежа
Изометрическая .Знать правила
Уметь строить С достаточной
проекция детали построения изоизометрическую полнотой и
«Опора».
метрической
проекцию
точностью
проекции детали детали по её
выражают свои
по её чертежу.
чертежу
мыс-ли
посредством
чертежа
Выполнение
Знать правила
Уметь
С достаточной
эскиза детали по построения эскиза выполнять
полнотой и
аксонометрическо детали
эскиз детали
точностью
му изображению
по
выражают свои
(работа по караксонометрическ
мысли
точкам)
ому
посредством
изображению
эскиза
Своевременно

Оценка за
Текущ
конспект
ий
«Технический
рисунок
детали»

§9

03.02.2024

Графическая Текущ
работа № 15– ий
чертеж детали «Опора»

§§12-13.

10.02.2024

Графическая Текущ
работа №16
ий
изометрическ
ая проекция
детали
«Опора».

Подготови 17.02.2024
ть формат
А4

Практическая Текущ
работа № 6 - ий
выполнение
эскиза детали
по
аксонометрич
ескому
изображению

§18
24.02.2024
Подготови
ть формат
А

22

Выполнение
технического
рисунка по эскизу
детали (работа по
кар-точкам)

Знать правила
построения
технического
рисунка детали

Сечения и разрезы (5 часов)
Образование и
. Знать назначение
23
назначение
сечений и
сечений.
графическое обоГрафическое
значение
обозначение
материалов на
материалов на
сечениях.
сечениях.
Правила
выполнения и
обозначение
наложенных и
вынесен-ных
Разрезы
Знать виды раз24
сечений.
(назначение).
резов.
Различие между
разрезом

оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Уметь
С достаточной
выполнять
полнотой и
технический
точностью
рисунок
по
выражают свои
эскизу детали
мысли
посредством
технического
рисунка

Понимать
процесс
образования
сечений

Практическая Текущ
работа № 7ий
выполнение
технического
рисунка по
эскизу детали

Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Формулируют
Текущая
собственное
мнение и
позицию, задают
вопросы,
слушают
собеседника

Понимать
Формулируют
разницу между собственное
разрезом и

Текущая

02.03.2024

Текущ
ий

§§20-22

09.03.2024

Текущ
ий

§23

16.03.2024

и сечением.
Классификация
разрезов.
25

26

27

Фронтальный
разрез.

Построение
фронтального
разреза (работа
по карточкам)

Горизонтальный
и профильный

сечением.

мнение и
позицию, задают
вопросы,
слушают
собеседника
С
достаточной
Текущая
полнотой и
точностью
выражают свои
мысли
посредством
эскиза

Знать правила
построения
фронтального
разреза

Понимать
образование
фронтального
разреза.

Знать правила
построения
фронтального
разреза

Своевременно
оказывают
необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Уметь строить С
достаточной
фронтальный
полнотой и
разрез.
точностью
выражают свои
мысли
посредством
эскиза

Знать правила
построения

Понимать
образование
го-

Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
С достаточной
полнотой и

Текущ
ий

§24

Практическая Текущ
работа № 10 - ий
построение
фронтального
разреза
(работа на
кальке)

Практическа
я работа

Текущ
ий

23.03.2024

30.03.2024

§24

20.04.2024

разрезы.
Построение
горизонтального
и профильного
разрезов (работа
по кар-точкам)

горизонтальног
ои
профильного
разрезов.

горизонтального
и профильного
разрезов. Уметь
строить
горизонтальный
и профильный
разрезы.

точностью
выражают свои
мысли
посредством
эскиза

№11
построение
горизонтально
го и
профильного
разрезов
(работа на
кальке)

Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Сборочные чертежи (4 часа)
Общие сведения о Знать построение Понимать, как Формулируют
28
Текущая
соединениях
изображения и
происходит
собственное
деталей.
обозначение
образование
мнение и
Сборочные
резьбы на стержне резьбовой
позицию, задают
чертежи. Общие и в отверстии.
поверхности.
вопросы,
сведения.
слушают
Условности и
собеседника
упрощения на
сборочных чертеж
Резьба.
Знать виды резь- Уметь строить С достаточной
Графическая
29
Изображение и
бы.
чертёж детали, полнотой и
работа № 17 обозначение
имеющей
чертеж бол-та
точностью
резьбы на
резьбу.
М20х60
выражают свои
стержне
ив
(учебник,
-ттттттежах.
мысли
отверстии.
рис.215)
посредством
чертежа
Уметь
пользоваться
справочными
материа-лами.

Текущ
ий

§§30,34

Текущ
ий

§31(31.1- 04.05.2024
31.2)
Подготови
ть формат
А4

27.04.2024

Классификация
резьбы.
Метрическая
резьба. Чертеж
болта М20х60

Знать
виды
соединения
деталей.
Знать условности
и упрощения на
сборочных
чертежах.

Понимать, как
строится
сборочный
чертёж.

С достаточной
полнотой и
точностью
выражают свои
мысли
посредством
чертежа
Уметь
пользоваться
справочными
материалами
Своевременно
оказывают необходимую
взаимопомощь
сверстникам
Порядок чтения Знать условности Понимать, как Формулируют
31
сборочных
и упрощения на
читаются
собственное
чертежей.
сборочных
сборочные
мнение и
Понятие о
чертежах.
чертежи.
позицию, задают
деталировании.
.
Понимать, как
вопросы,
происходит
слушают
процесс
деталирования собеседника
сборочного
чертежа
Прикладная графика (3 часа)
АрхитектурноЗнать отличия
Уметь
читать Формулируют
32
строительные
архитектурностроительный
собственное
чертежи, их
строительных
чертёж.
мнение и
отличие от
чертежей от
позицию, задают
машиностроитель машиностроитель
вопросы,
ных.
ных.
слушают
собеседника
30

Оценка за
конспект по
теме «Резьба»

Текущ
ий

§31(31.3) 11.05.2024
Подготови
ть формат
А4

Текущая

Текущ
ий

§§35,37

18.05.2024

Текущая

Текущ
ий

§38

25.05.2024

33

34

Разновидности
графических
изображений.
Виды
композиционног
о и цветового
решения
Обобщение и
повторение
пройденного
материала

Знать виды
графических
изображений.
Знать виды композиционного и
цветового
решения
Понимать, как
происходит
образование
видов, разрезов и
сечений на
чертеже

Уметь
на
практике
различать виды
графических
изображений

Формулируют
Текущая
собственное
мнение и
позицию, задают
вопросы,
слушают
Уметь
читать собеседника
Формулируют
машиностроител собственное
ьные
и
мнение и
строительные
позицию, задают
чертежи
вопросы,
слушают
собеседника

Текущ
ий

Текущ
ий

4.Контрольно-оценочный фонд
Критерии оценки знаний и умений учащихся по черчению Оценка «5»
ставится, когда ученик

Полностью овладел программным материалом, тщательно выполняет и свободно
читает чертежи, ясно пространственного представляет себе формы предметов по их
изображениям;

Твёрдо знает все изученные условные изображения и обозначения, при
необходимости умело пользуется справочным материалом;

Интересуется учебным предметом, своевременно выполняет все обязательные
практические и графические работы и аккуратно ведёт рабочую тетрадь;

Ошибок в изображениях не делает, но допускает неточности при устном опросе,
при чтении чертежей, которые легко исправляет с помощью учителя.
Оценка «4» ставится, когда ученик

Полностью овладел основным программным материалом, но чертежи выполняет и
читает с небольшими затруднениями вследствие недостаточно развитого ещё
пространственного представления;

Правила изображения и условные обозначения знает, справочными материалами
пользуется не систематически и ориентируется в них с трудом, выполняет обязательные
практические и графические работы и сравнительно аккуратно ведёт рабочую тетрадь;

При чтении и выполнении чертежей допускает ошибки второстепенного порядка,
исправление которых требует периодической помощи учителя;
Оценка «3» ставится, когда ученик
Основной материал знает нетвёрдо, чертежи читает и выполняет неуверенно, требует
постоянной помощи учителя и частичного применения средств наглядности;

знает большинство изученных условностей изображения и обозначения;
обязательные работы, предусмотренные программой выполняет не всегда своевременно,
рабочую тетрадь по черчению ведёт небрежно, в процессе графической деятельности
допускает в отдельных случаях грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, когда ученик

основной программный материал не знает;

чертежи читает плохо, не выполняет обязательные практические и графические
работы, не ведёт рабочую тетрадь;

систематически допускает грубые ошибки.
Оценка «1» ставится, когда ученик

обнаруживает полное незнание и непонимание учебного материала, совсем не
подготовлен к работе и совершенно не владеет умениями и навыками, предусмотренными
программой курса.

5. Учебно-методический комплекс
1. Название основного (базового) учебника
№
Название учебника класс ФИО автора
1

Черчение

9

А.Д. Ботвинников
В.Н. Виноградов
И.С. Вышнепольский

2. Дополнительная литература
№
Название пособия класс ФИО автора
1

Черчение.
9
Методическое
пособие к учебнику
А.Д. Ботвинников
и др.

А.Д. Ботвинников

Издательство Год издания
Москва
Астрель

Издательство
Москва
Астрель

3. Фонд оценочных средств для проведения текущей и итоговой аттестации
№
Название пособия класс ФИО автора
Издательство
1

Карточки-задания 7-8
по черчению

Е.А.Василенко
Е.Т.Жукова
Ю.Ф.Катханова
А.Л.Терещенко

Просвещение

2017

Год
издания
2017

Год
издания


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».