1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») соответствует Федеральной рабочей программе по учебному предмету «Окружающий мир» и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы и тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения окружающего мира, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и планируемым результатам. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения окружающего мира в каждом классе на уровне начального общего образования. Планируемые результаты программы по окружающему миру включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования. Программа по окружающему миру на уровне начального общего образования составлена на основе требований ФГОС НОО и федеральной рабочей программы воспитания. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА Изучение окружающего мира, интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественно-научных, обществоведческих, нравственноэтических понятий, представленных в содержании программы по окружающему миру; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина Российской Федерации, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов Российской Федерации; 2 освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения окружающему миру является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания программы по окружающему миру осуществлён на основе следующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», составляет 270 часов (два часа в неделю в каждом классе): 1 класс – 66 часов, 2 класс – 68 часов, 3 класс – 68 часов, 4 класс – 68 часов. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета «Окружающий мир» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине – России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; 3 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в расширении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. 4 МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть – целое; причина – следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др.); проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть – целое, причина – следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; 5 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др.) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль и самооценка: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 6 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 КЛАСС К концу обучения в 1 классе обучающийся научится: называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, региона, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей своей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространённые в родном крае дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных; сезонные явления в разные времена года; деревья, кустарники, травы; основные группы животных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и домашними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за сезонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воздуха) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие положительное и негативное отношение к природе; правила поведения в быту, в общественных местах; 7 соблюдать правила безопасности на учебном месте школьника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила использования электронных средств, оснащённых экраном; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с помощью взрослых (учителя, родители) пользоваться электронным дневником и электронными ресурсами школы. 8 9 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 1 КЛАСС Человек и общество Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Совместная деятельность с одноклассниками – учёба, игры, отдых. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования; поза; освещение рабочего места. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха. Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии. Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес. Россия – наша Родина. Москва – столица России. Символы России (герб, флаг, гимн). Народы России. Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края. Ценность и красота рукотворного мира. Правила поведения в социуме. Человек и природа Природа – среда обитания человека. Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними. Неживая и живая природа. Наблюдение за погодой своего края. Погода и термометр. Определение температуры воздуха (воды) по термометру. Сезонные изменения в природе. Взаимосвязи между человеком и природой. Правила нравственного и безопасного поведения в природе. Растительный мир. Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание). Лиственные и хвойные растения. Дикорастущие и культурные растения. Части растения (называние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Комнатные растения, правила содержания и ухода. Мир животных Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и др.). Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены. Правила использования электронных средств, оснащенных экраном. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы). Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. Изучение окружающего мира в 1 классе способствует освоению на пропедевтическом уровне ряда универсальных учебных действий: познавательных универсальных учебных действий, коммуникативных универсальных учебных действий, регулятивных универсальных учебных действий, совместной деятельности. 10 Базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий способствуют формированию умений: сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния неживой природы; приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особенность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде. Работа с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий способствует формированию умений: понимать, что информация может быть представлена в разной форме – текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием. Коммуникативные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно от носиться к разным мнениям; воспроизводить названия своего населенного пункта, название страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу РФ, описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются. Регулятивные универсальные учебные действия способствуют формированию умений: сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, двигательная активность, закаливание, безопасность использования бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на дорогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать нарушения режима дня, организации учебной работы; нарушения правил дорожного движения, правил пользования электро- и газовыми приборами. Совместная деятельность способствует формированию умений: соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты. 11 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Всего Контрольные работы Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество 1.1 Школа. Школьные традиции и праздники. Адрес школы. Классный, школьный коллектив. Друзья, взаимоотношения между ними, ценность дружбы, согласия, взаимной помощи 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.2 Совместная деятельность с одноклассниками. Рабочее место школьника: удобное размещение учебных материалов и учебного оборудования. Правила безопасной работы на учебном месте. Режим труда и отдыха 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.3 Семья. Моя семья в прошлом и настоящем. Имена и фамилии членов семьи, их профессии 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.4 Взаимоотношения и взаимопомощь в семье. Совместный труд и отдых. Домашний адрес 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.5 Россия – наша Родина. Символы России (герб, флаг, гимн) 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.6 Москва – столица России 1 Библиотека ЦОК 12 https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.7 Народы России 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.8 Первоначальные сведения о родном крае. Название своего населённого пункта (города, села), региона. Культурные объекты родного края 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.9 Ценность и красота рукотворного мира 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 1.10 Правила поведения в социуме 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 16 Раздел 2. Человек и природа 2.1 Природа – среда обитания человека 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.2 Природа и предметы, созданные человеком. Природные материалы. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.3 Неживая и живая природа 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.4 Наблюдения за погодой родного края. Погода и термометр 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.5 Определение температуры воздуха, воды по термометру 1 2.6 Сезонные изменения в природе 3 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 13 2.7 Взаимосвязи между человеком и природой 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.8 Правила нравственного и безопасного поведения в природе 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.9 Растительный мир. Растения ближайшего окружения: узнавание, называние, краткое описание 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.10 Лиственные и хвойные растения 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.11 Дикорастущие и культурные растения 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.12 Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.13 Комнатные растения. Правила содержания и ухода 3 2.14 Мир животных. Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие) 13 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 2.15 Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни). Забота о домашних питомцах 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 37 Раздел 3. Правила безопасной жизнедеятельности 3.1 Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 14 3.2 Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.3 Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы) 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 3.4 Безопасность в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет»: электронный дневник и электронные ресурсы школы 1 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4116e4 Итого по разделу 7 Резервное время 6 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 0 2 15 16 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Мы – школьники. Адрес школы. Знакомство со школьными помещениями 1 01.09.23 www.encyclopedia.ru 2 Классный коллектив. Мои друзья – одноклассники. Правила совместной деятельности 1 05.09.23 www.encyclopedia.ru 3 Учебный класс. Рабочее место школьника. Режим учебного труда, отдыха 1 08.09.23 www.encyclopedia.ru 4 Семейные поколения. Моя семья в прошлом и настоящем 1 12. 09.23 www.encyclopedia.ru 5 Семья – коллектив. Права и обязанности членов семьи 1 15. 09.23 www.encyclopedia.ru 6 Наша страна – Россия, Российская Федерация 1 19. 09.23 www.encyclopedia.ru 7 Наша Родина: от края и до края. Символы России 1 22. 09.23 www.encyclopedia.ru 8 Столица России - Москва. Достопримечательности Москвы 1 26. 09.23 www.encyclopedia.ru 9 Народы России. Народов дружная семья 1 29. 09.23 www.encyclopedia.ru 10 Родной край – малая Родина. 1 03.10.23 www.encyclopedia.ru 17 Первоначальные сведения о родном крае: название 11 Путешествие по родному краю 1 06. 10.23 www.encyclopedia.ru 12 Культурные объекты родного края 1 10. 10.23 www.encyclopedia.ru 13 Труд людей родного края 1 13. 10.23 www.encyclopedia.ru 14 Декоративное творчество народов, которое воплотилось в одежде, предметах быта, игрушках 1 17. 10.23 www.encyclopedia.ru 15 Отражение в предметах декоративного искусства природных условий жизни и традиций народов РФ 1 20. 10.23 www.encyclopedia.ru 16 Мы идём в театр 1 24. 10.23 www.encyclopedia.ru 17 Резервный урок. Семейные традиции. Труд и отдых в семье 1 27. 10.23 www.encyclopedia.ru 18 Резервный урок. Культура народов России. Фольклор народов России 1 07.11.23 www.encyclopedia.ru 19 Резервный урок. Культура народов России. Декоративное искусство народов России 1 10. 11.23 www.encyclopedia.ru 20 Что такое окружающий мир. Что природа даёт человеку? 1 14. 11.23 www.encyclopedia.ru 21 Значение природы в жизни людей: природа кормит, лечит 1 17. 11.23 www.encyclopedia.ru 22 Природа и человек. Природные материалы и изделия из них. Наше творчество 1 21. 11.23 www.encyclopedia.ru 23 Явления и объекты неживой природы 1 24. 11.23 www.encyclopedia.ru 18 24 Объекты живой природы. Сравнение объектов неживой и живой природы: выделение различий 1 28. 11.23 www.encyclopedia.ru 25 Наблюдаем за погодой. Анализ результатов наблюдений 1 01.12.23 www.encyclopedia.ru 26 Что такое термометр. Измерение температуры воздуха и воды как способы определения состояния погоды 1 05. 12.23 www.encyclopedia.ru 27 Практические занятия: измерение температуры воздуха и воды в разных условиях (в комнате, на улице) 1 08. 12.23 www.encyclopedia.ru 28 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира осенью 1 12. 12.23 www.encyclopedia.ru 29 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира зимой 1 15. 12.23 www.encyclopedia.ru 30 Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира весной 1 19. 12.23 www.encyclopedia.ru 31 Труд и быт людей в разные времена года 1 22. 12.23 www.encyclopedia.ru 32 Прогулки на природе. Правила поведения 1 26. 12.23 www.encyclopedia.ru 33 Что мы знаем о растениях? 1 29. 12.23 www.encyclopedia.ru 34 Особенности лиственных растений: узнавание, краткое описание. 1 09.01.24 www.encyclopedia.ru 1 19 Лиственные растения нашего края 35 Особенности хвойных растений: узнавание, краткое описание. Хвойные растения нашего края 1 12. 01.24 www.encyclopedia.ru 36 Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различия дикорастущих и культурных растений 1 16. 01.24 www.encyclopedia.ru 37 Как растение живет? 1 19. 01.24 www.encyclopedia.ru 38 Части растения. Название, краткая характеристика значения для жизни растения 1 23. 01.24 www.encyclopedia.ru 39 Растения нашего уголка природы: узнавание, называние, краткое описание 1 26. 01.24 www.encyclopedia.ru 40 Комнатные растения. Растения в твоем доме: краткое описание 1 30. 01.24 www.encyclopedia.ru 41 Как мы ухаживаем за растениями уголка природы (практическая работа) 1 02.02.24 www.encyclopedia.ru 42 Многообразие мира животных. Какие животные живут в нашем регионе? 1 06. 02.24 www.encyclopedia.ru 43 Каких зверей мы знаем? Мир животных: звери (узнавание, называние, сравнение, краткое описание) 1 09. 02.24 www.encyclopedia.ru 44 Какие звери живут в морях и океанах? Звери морские: узнавание, называние, краткое описание 1 13. 02.24 www.encyclopedia.ru 45 Мир животных: чем похожи все звери: главная особенность этой группы животных. Забота зверей о своих 1 16. 02.24 www.encyclopedia.ru 1 20 детенышах 46 Мир животных: насекомые (узнавание, называние). Главная особенность этой группы животных 1 27. 02.24 www.encyclopedia.ru 47 Насекомые: сравнение, краткое описание внешнего вида 1 01.03.24 www.encyclopedia.ru 48 Мир животных: птицы (узнавание, называние) Главная особенность этой группы животных 1 05. 03.24 www.encyclopedia.ru 49 Где обитают птицы, чем они питаются. Птицы: сравнение места обитания, способа питания 1 12. 03.24 www.encyclopedia.ru 50 Мир животных: рыбы пресных и соленых водоемов (сравнение, краткое описание) 1 15. 03.24 www.encyclopedia.ru 51 Мир животных: земноводные (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных 1 19. 03.24 www.encyclopedia.ru 52 Земноводные: как они размножаются. Развитие лягушки от икры до икры: анализ схемы 1 22. 03.24 www.encyclopedia.ru 53 Мир животных: пресмыкающиеся (узнавание, называние, краткое описание). Главная особенность этой группы животных 1 02.04.24 www.encyclopedia.ru 54 Поговорим о пресмыкающихся, которые живут в жарких странах. 1 05.04.24 www.encyclopedia.ru 21 Пресмыкающиеся жарких стран (узнавание, называние, краткое описание) 55 Домашние и дикие животные. Различия в условиях жизни 1 09. 04.24 www.encyclopedia.ru 56 Кто заботится о домашних животных Профессии людей, которые заботятся о животных 1 12. 04.24 www.encyclopedia.ru 57 Резервный урок. Времена года: наблюдения за особенностью погоды, жизнью растительного и животного мира лета 1 16. 04.24 www.encyclopedia.ru 58 Резервный урок. Где живут насекомые? Насекомые: место обитания, питание 1 19. 04.24 www.encyclopedia.ru 59 Режим дня первоклассника. Правильное сочетание труда и отдыха в режиме первоклассника 1 23. 04.24 www.encyclopedia.ru 60 Правила здорового питания. Состав пищи, обеспечивающий рост и развитие ребенка 6-7 лет. Правила поведения за столом 1 26. 04.24 www.encyclopedia.ru 61 Предметы личной гигиены. Закаливание организма солнцем, воздухом, водой. Условия и правила закаливания 1 30. 04.24 www.encyclopedia.ru 62 Бытовые электрические и газовые приборы: правила безопасного использования. Поведение в экстремальных ситуациях. Номера 1 07.05.24 www.encyclopedia.ru 22 телефонов экстренных служб 63 Ты – пешеход! 1 14. 05.24 www.encyclopedia.ru 64 Знаки дорожного движения 1 17. 05.24 www.encyclopedia.ru 65 Знакомься: электронные ресурсы школы 1 21. 05.24 www.encyclopedia.ru 66 Резервный урок. Правила использования электронных устройств 1 24. 05.24 www.encyclopedia.ru ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 66 0 2 23 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Окружающий мир (в 2 частях), 1 класс/ Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» Рабочие тетради 1-4 кл А.А.Плешаков МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М.: Просвещение, 2022 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://yandex.ru/video/ https://uchi.ru/teachers/hometasks https://resh.edu.ru/ https://infourok.ru/ https://uchitelya.com 24 25