ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа по учебному предмету «Окружающий мир» (предметная область «Обществознание и естествознание» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения во 2 классе начальной школы. Содержание обучения во 2 классе завершатся перечнем универсальных учебных действий (УДД) - познавательных, коммуникативных и регулятивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенностей младших школьников. В первом классе предлагается пропедевтический уровень формирования УУД, поскольку становление универсальности действий на этом этапе обучения только начинается. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определенные волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникативных (способность вербальными средствами устанавливать взаимоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в специальном разделе — «Совместная деятельность». Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за второй год обучения в начальной школе. В тематическом планировании описывается программное содержание по всем разделам содержания обучения 2 класса, а также раскрываются методы и формы организации обучения и характеристика деятельностей, которые целесообразно использовать при изучении той или иной программной темы. Представлены также способы организации дифференцированного обучения. Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, Примерной программы воспитания, а также с учётом историко-культурного стандарта. Изучение предмета «Окружающий мир», интегрирующего знания о природе, предметном мире, обществе и взаимодействии людей в нём, соответствует потребностям и интересам детей младшего школьного возраста и направлено на достижение следующих целей: — Формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение естественнонаучных, обществоведческих, нравственно этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета. — Развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисково-исследовательской деятельностью (наблюдения, опыты, трудовая деятельность), так и с творческим использованием приобретённых знаний в речевой, изобразительной, художественной деятельности. — Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Российскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям народов РФ; освоение младшими школьниками мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил построения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного богатства обучающихся. — Развитие способности ребёнка к социализации на основе принятия гуманистических норм жизни, приобретение опыта эмоционально-положительного отношения к природе в соответствии с экологическими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отношения к их взглядам, мнению и индивидуальности. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является раскрытие роли человека в природе и обществе, ознакомление с правилами поведения в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание». Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации. Отбор содержания курса«Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей: — раскрытие роли человека в природе и обществе; — освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах «Человек и природа»,«Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и познание». Общее число часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе, составляет 68 часов (два часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация Россия и её столица на карте. Государственные символы России. Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте. Города России. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества. Семья. Семейные ценности и традиции. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Правила культурного поведения в общественных местах. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле. Изображения Земли: глобус, карта, план. Карта мира. Материки, океаны. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Ориентирование на местности по местным природным признакам, Солнцу. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растений. Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика внешних признаков. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни животных. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Правила безопасной жизни Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки безопасности на общественном транспорте). Номера телефонов экстренной помощи. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. Универсальные учебные действия (пропедевтический уровень) Познавательные универсальные учебные действия: — ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); — на основе наблюдения определять состояние вещества (жидкое, твёрдое, газообразное); — различать символы РФ; — различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); — группировать растения: дикорастущие и культурные; лекарственные и ядовитые (в пределах изученного); — различать прошлое, настоящее, будущее. Работа с информацией: — различать информацию, представленную в тексте, графически, аудиовизуально; — читать информацию, представленную в схеме, таблице; — используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; — соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания. Коммуникативные универсальные учебные действия: 1. ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: — понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); — понятия и термины, связанные с миром природы (среда обитания, тело, явление, вещество; заповедник); — понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); 2. описывать условия жизни на Земле, отличие нашей планеты от других планет Солнечной системы; 3. создавать небольшие описания на предложенную тему (например, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и др.); 4. создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); 5. приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); 6. описывать современные события от имени их участника. Регулятивные универсальные учебные действия: — следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; — контролировать с небольшой помощью учителя последовательность действий по решению учебной задачи; — оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать советы и замечания. Совместная деятельность: — строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; — оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил поведения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; — проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в общее дело; — определять причины возможных конфликтов, выбирать (из предложенных) способы их разрешения. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение предмета "Окружающий мир" в 2 классе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения предмета «Окружающий мир» характеризуют готовность обучающихся руководствоваться традиционными российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучающихся, в части: Гражданско-патриотического воспитания: — становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; — осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; — сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной культуре своей страны, уважения к своему и другим народам; — первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена общества. Духовно-нравственного воспитания: — проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; — принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, которые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, уважения и доброжелательности; — применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям. Эстетического воспитания: — понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отношения, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; — использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности, в разных видах художественной деятельности. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: — соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе информационной); — приобретение опыта эмоционального отношения к среде обитания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью. Трудового воспитания: — осознание ценности трудовой деятельности в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям. Экологического воспитания: — осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к природе, неприятие действий, приносящих ей вред. Ценности научного познания: — ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картине мира; — осознание ценности познания, проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в обогащении своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательныеуниверсальные учебные действия: 1) Базовые логические действия: — понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь природной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; — на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); — сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии; — объединять части объекта (объекты) по определённому признаку; — определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; — находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; — выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма. 2) Базовые исследовательские действия: — проводить (по предложенному и самостоятельно составленному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руководством учителя; — определять разницу между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; — формулировать с помощью учителя цель предстоящей работы, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; — моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; природные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и др. ); — проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть — целое, причина — следствие); — формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования). 3) Работа с информацией: — использовать различные источники для поиска информации, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; — согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; — распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем способа её проверки; — находить и использовать для решения учебных задач текстовую, графическую, аудиовизуальную информацию; — читать и интерпретировать графически представленную информацию (схему, таблицу, иллюстрацию); — соблюдать правила информационной безопасности в условиях контролируемого доступа в Интернет (с помощью учителя); — анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; — фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (рисунок, схема, диаграмма). Коммуникативные универсальные учебные действия: — в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников; — признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; — соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; — использовать смысловое чтение для определения темы, главной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотношениях и поступках людей; — создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); — конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; — находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях социальной жизни; — готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и др. ) к тексту выступления. Регулятивные универсальные учебные действия: 1) Самоорганизация: — планировать самостоятельно или с небольшой помощью учителя действия по решению учебной задачи; — выстраивать последовательность выбранных действий и операций. 2) Самоконтроль: — осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; — находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); — предвидеть возможность возникновения трудностей и ошибок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни. 3) Самооценка: — объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя; — оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их. Совместная деятельность: — понимать значение коллективной деятельности для успешного решения учебной (практической) задачи; активно участвовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного материала по окружающему миру); — коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; — проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; — выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считаться с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно разрешать без участия взрослого; — ответственно выполнять свою часть работы. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения во 2 классе обучающийся научится: — находить Россию на карте мира, на карте России - Москву, свой регион и его главный город; — узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; — проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и на природе; — распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; — приводить примеры изученных традиций, обычаев и праздников народов родного края; важных событий прошлого и настоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; — проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; — приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, при меры, иллюстрирующие значение природы в жизни человека; — описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); — описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; — группировать изученные объекты живой и неживой природы по предложенным признакам; — сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; — ориентироваться на местности по местным природным при знакам, Солнцу, компасу; — создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; — использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; — соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры положительного и негативного отношения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; — соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро; — соблюдать режим дня и питания; — безопасно использовать мессенджеры Интернета в условиях контролируемого доступа в Интернет; — безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообществах с помощью учителя в случае необходимости. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов всего контрольные работы практические работы Дата изучения Виды деятельности Виды, формы контроля Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Человек и общество. 1.1. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте. 1 0 0 05.09.2022 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Устный опрос; «Наша Родина – Россия» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/50d2babf-d5f2-4f8cb9de-6f770051aed2 1.2. Государственные символы России, символика своего региона. 1 0 1 07.09.2022 Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; Практическа я работа; 1.3. Москва — столи ца. Достопримечательности Москвы. Страницы истории Москвы. 3 0 0 12.09.2022 Рассказ учителя по теме «История возникновения Москвы»; Устный опрос; «Достопримечательности Москвы» https://незабываемая.москва/blog/21350_luchs hikh_dostoprimechatelnostey_moskvy .html 1.4. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ. 1 0 1 21.09.2022 Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте РФ; Практическа я работа; 2 0 1 26.09.2022 Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках; Устный опрос; Практическа я работа; 28.09.2022 Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации); Устный опрос; «Путешествие по Москве и Санкт Петербургу»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3739/start/157 640/ 1.5. 1.6. Россия — многонациональное государство. Народы России, их традиции, обычаи, праздники. Родной край, его природные и культурные достопримечательности. 2 0 0 «Родная страна. Город и село. Проектное задание«Родной город (село)». (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/6071/start/154 856/ «Россия на карте. Проектное задание «Города России» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5538/start/292 072/ «Славные символы России. Такие разные праздники»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4035/start/160251/ «Итоговый урок по разделу «Где мы живём» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4277/start/22352 2/ 1.7. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте. 1 0 1 03.10.2022 Учебный диалог по теме «Зачем чело век трудится?»; Практическа я работа; «Итоговый урок по разделу «Путешествия» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3783/start/29620 1/ 1.8. Хозяйственные занятия, профессии жителей 1 родного края. Значение труда в жизни человека и общества. 0 0 05.10.2022 Дидактическая игра по теме«Профессии города и села»; Устный опрос; «Культура и образование. Все профессии важны. Проектное задание «Профессии» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3719/start/156 980/ 1.9. Семья — коллектив. Семейное древо. Семейные ценности. и традиции. 2 0 0 10.10.2022 Учебный диалог по теме «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье»; 1.10. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи. 1 0 0 17.10.2022 Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых; уроксемья. по разделу «Где мы живём» Устный опрос; «Итоговый «Наша дружная Проектное задание (РЭШ) «Родословная» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4277/start/22352 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5564/start/157 2/ Устный опрос; 330/ «Наша дружная семья» https://videouroki.net/blog/urok-pookruzhayushchemu-miru-nasha-druzhnayasemya.html 1.11. Правила культурного поведения в общественных местах. 1 1.12 Доброта, справедливость, честность, 2 уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества. Итого по разделу 18 0 0 19.10.2022 Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — жадный, смелый — трусливый, правдивый — лживый и др.); 1 0 24.10.2022 Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям; 0 1 26.10.2022 Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо Созвездия»; Устный опрос; «В школе. Правила вежливости» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5963/start/157 361/ Устный опрос; Тестирование; "Нравственные основы жизни" https://multiurok.ru/files/prakticheskaiarabota-nravstvennye-osnovy-zhizni.html Раздел 2. Человек и природа. 2.1. Наблюдения, опыты, измерения. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба. Планеты. 3 Устный опрос; Практическа я работа; Природа и рукотворный мир» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5625/start/154 922/ «Звёздное небо и кладовые земли» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3687/start/223 584/ «Строение солнечной системы» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/bed22945-7a74401c-ab8c-c9c9815bd5c5 2.2. Чем Земля отличается от других планет. Условия жизни на Земле. 2 0 0 07.11.2022 Учебный диалог по теме «Чем Земля отличается от других планет»; Устный опрос; «Наша планета Земля!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4013/start/154 631/ 2.3. Изображения Земли: глобус, карта, план. 1 0 1 14.11.2022 Практическая работа с глобусом; Практическа я работа; «Планета Земля и её строение» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/0fe7c6ba-4b17-4637b3b7-25e532ef3498 2.4. Карта мира. Материки, океаны. 2 0 1 16.11.2022 Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; «Путешествие по планете. Путешествие по материкам. Страны мира» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3761/start/157 671/ «Материки и части света» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/440607b3-dde2-435b84eb-7c925dea2119 2.5. 2.6. 2.7. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Компас, его устройство, ориентирование на местности. Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. 3 4 1 1 0 0 1 0 0 23.11.2022 Практическая работа с картой: «Как показывать объекты на настенной карте»; Устный опрос; Практическа я работа; Тестировани е; «Посмотри вокруг. Ориентирование на местности»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4307/start/29781 2/ «Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование по компасу» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/072cea0d-2dcc-4e91a8b9-0c6851e96306 05.12.2022 Коммуникативная деятельность: Устный опрос; «Мир растений» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155 описание растений по 268/ иллюстрациям и живым объектам; 19.12.2022 Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие —культурные; «Какие бывают растения и животные. Невидимые связи человека и природы» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5533/start/156 764/ Устный опрос; «Дикорастущие и культурные растения. Дикие и домашние животные» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3708/start/223 682/ «Комнатные растения. Животные живого уголка. Про кошек и собак» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5532/start/156 826/ 2.8. Связи в природе. Годовой ход изменений в жизни растения. 3 1 0 21.12.2022 Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав; Устный опрос; Тестирование; 2.9. Мир животных (фауна). 1 0 0 11.01.2023 Дидактическая игра по теме Устный опрос; «Животные. Группы животных» (Инфоурок) «Угадай животное по описанию»; https://iu.ru/video-lessons/0610c2f4-e282-41138519-7291d3057ad8 "Характеристика сезонных изменений в мире растений" http://www.myshared.ru/slide/1415148/ 2.10. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения). 6 0 0 16.01.2023 Логическая задача по теме «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно»; Устный опрос; "Кто такие насекомые" https://videouroki.net/video/11-ktotakie-nasekomye.html "Кто такие рыбы" https://videouroki.net/video/12-kto-takieryby.html "Кто такие птицы" https://videouroki.net/video/13-kto-takiepticy.html "Кто такие звери" https://videouroki.net/video/14-kto-takiezveri.html "Класс земноводные (амфибии)" https://videouroki.net/video/15-klasszemnovodnye-amfibii.html "Пресмыкающиеся" https://videouroki.net/razrabotki/priezientat siia-priesmykaiushchiiesia.html 2.11. Сезонная жизнь животных. 2 1 0 06.02.2023 Ролевая игра по теме «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме»; Устный опрос; Тестирование; "Сезонная жизнь животных" https://infourok.ru/prezentaciya-pookruzhayuschemu-miru-na-temu-sezonnieizmeneniya-v-zhizni-zhivotnih-2834557.html "Летние изменения в живой природе" https://videouroki.net/video/8-lietniieizmienieniia-v-zhivoi-prirodie.html "Осенние изменения в живой природе" https://videouroki.net/video/5-osienniieizmienieniia-v-zhivoi-prirodie.html "Зимние изменения в живой природе" https://videouroki.net/video/6-zimniieizmienieniia-v-zhivoi-prirodie.html "Весенние изменения в живой природе" https://videouroki.net/video/7-viesienniieizmienieniia-v-zhivoi-prirodie.html 2.12 Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. 2.13 Заповедники, природные парки. Охрана природы. Правила нравственного поведения на природе. Итого по разделу Раздел 3. Правила безопасной жизни. 3 5 36 0 1 1 0 13.02.2023 Рассказ учителя: «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу»; Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге; Устный опрос; Практическая работа; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; «Красная книга» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5536/start/1 56857/ 22.02.2023 Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном; Устный опрос; Тестирование; Самооценка с использование м«Оценочного листа»; «Будь природе другом» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/920698cd-43974097-8b0f-e58cab82605c «Красная книга» (Инфоурок) https://iu.ru/video-lessons/052b29c8-d82e46d4-a6a3-adbe2c9a19dd «Итоговый урок по разделу «Природа» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3698/start/2 89903/ 3.1. 3.2. Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания). 3 Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. 2 0 0 15.03.2023 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; Устный опрос; «Как предупредить болезни? Здоровый образ жизни»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5562/start/2245 16/ «Строение тела человека. Если хочешь быть здоров»(РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/4275/start/1571 67/ 0 0 03.04.2023 Учебный диалог по теме «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?»; Устный опрос; «Закаливание» (РЭШ) зарядка» (РЭШ) «Режим дня, утренняя https://resh.edu.ru/subject/lesson/5737/start/1 https://resh.edu.ru/subject/lesson/5736/start/1 68999/ 68916/ 3.3. 3.4. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории). Правила безопасного поведения пассажира 1 0 0 4 0 1 наземного транспорта и метро. Номера телефонов экстренной помощи. 3.5. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в Интернет. 4 Итого по разделу 14 Резервное время 0 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 1 0 6 10 10.04.2023 Беседа по теме «Что может Устный опрос; случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила 12.04.2023 безопасности»; Ролевая игра по теме «Мы — Устный опрос; пешеходы»; Практическая Анализ дорожных ситуаций.; работа; Работа в паре: соотнесение Самооценка с изображений и названий использование дорожных знаков; м«Оценочного Практическая работа по теме листа»; «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя»; Обсуждение с опорой на иллюстрации потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций; Беседа по теме «Правила поведения в общественном транспорте»; 26.04.2023 Практическая работа по теме«Правила пользования компьютером»; Устный опрос; Практическа я работа; Тестировани е; "В школе. Правила вежливости" https://yandex.ru/video/preview/121511788803639 38024 «Берегись автомобиля!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3499/start/157 198/ «Домашние опасности. Пожар!» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/3729/start/157 229/ «Правила безопасности на воде и в лесу. Опасные незнакомцы» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5534/start/157 260/ «Здоровье и безопасность» (РЭШ) https://resh.edu.ru/subject/lesson/5537/start/223 713/ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока п/п Количество часов всег контрольн о ые работы Дата изучени практичес я кие работы Виды, формы контроля 1. Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Россия и её столица на карте 1 0 0 05.09.2022 Устный опрос; 2. Государственные символы России, символика своего региона 1 0 1 07.09.2022 Практич еская работа; 3. Входная контрольная работа 1 1 0 12.09.2022 Контрольная работа; 4. Москва – столица. Достопримечательности Москвы 1 0 0 14.09.2022 Устный опрос; 5. Страницы истории Москвы 1 0 0 19.09.2022 Устный опрос; 6. Города России. Свой регион и его столица на карте РФ 1 0 1 21.09.2022 Практическ ая работа; 7. Россия – многонациональное государство 1 0 0 26.09.2022 Устный опрос; 8. Народы России, их традиции, обычаи, праздники 1 0 1 9. Родной край, его природные и культурные достопримечательности 1 0 0 28.09.202 2 Практиче ская работа; 03.10.2022 Устный опрос; 10. Родной край, его природные и культурные достопримечательности 1 0 0 05.10.202 Устный 2 опрос; 11. Значимые события истории родного края. Свой регион и его главный город на карте 1 0 1 10.10.2022 Практич еская работа; 12. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края. Значение труда в жизни человека и общества 1 0 0 12.10.2022 Устный опрос; 13. Семья – коллектив.Семейное древо 1 0 0 17.10.2022 Устный опрос; 14. Семейные ценности и традиции 1 0 0 19.10.2022 Устный опрос; 15. Совместный труд и отдых. Участие детей в делах семьи 1 0 0 24.10.2022 Устный опрос; 16. Правила культурного поведения в общественных местах 1 0 0 26.10.2022 Устный опрос; 17. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества 1 0 0 31.10.2022 Устный опрос; 18. Обобщение по теме «Человек и общество» 1 1 0 02.11.2022 Тестирование; 19. Наблюдения, опыты, измерения 1 0 0 09.11.2022 Устный опрос; 20. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба 1 0 1 14.11.2022 Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 21. Планеты 1 0 0 16.11.2022 Устный опрос; 22. Чем Земля отличается от других планет? 1 0 0 21.11.2022 Устный опрос; 23. Условия жизни на Земле 1 0 0 23.11.2022 Устный опрос; 24. Изображения Земли: глобус, карта, план 1 0 1 28.11.2022 Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 25. Карта мира 1 0 1 30.11.2022 Практическая работа; 26. Материки, океаны 1 0 0 05.12.2022 Устный опрос; 27. Определение сторон горизонта при помощи компаса 1 0 1 07.12.2022 Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 28. Компас, его устройство, ориентирование на местности 1 0 0 12.12.2022 Устный опрос; 29. Обобщение по теме «Мир вокруг нас» 1 1 0 14.12.2022 Тестирование; 30. Многообразие растений 1 0 0 19.12.2022 Устный опрос; 31. Деревья 1 0 0 21.12.2022 Устный опрос; 32. Кустарники 1 0 0 26.12.2022 Устный опрос; 33. Травы 1 0 0 28.12.2022 Устный опрос; 34. Дикорастущие и культурные растения 1 0 0 11.01.2023 Устный опрос; 35. Связи в природе 1 0 0 16.01.2023 Устный опрос; 36. Годовой ход изменений в жизни растения 1 0 0 18.01.2023 Устный опрос; 37. Обобщение по теме «Многообразие растений» 1 1 0 23.01.2023 Тестирование; 38. Мир животных (фауна). 1 0 0 25.01.2023 Устный опрос; 39. Насекомые 1 0 0 30.01.2023 Устный опрос; 40. Рыбы 1 0 0 01.02.2023 Устный опрос; 41. Птицы 1 0 0 06.02.2023 Устный опрос; 42. Звери 1 0 0 08.02.2023 Устный опрос; 43. Земноводные 1 0 0 13.02.2023 Устный опрос; 1 0 0 15.02.2023 Устный опрос; 45. Сезонная жизнь животных 1 0 0 20.02.2023 Устный опрос; 46. Обобщение по теме «Мир животных» 1 1 0 22.02.2023 Тестирование; 47. Красная книга России, её значение 1 0 0 27.02.2023 Устный опрос; 48. Отдельные представители растений и животных Красной книги 1 0 0 01.03.2023 Устный опрос; 49. Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу 1 0 1 06.03.2023 Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 50. Заповедники 1 0 0 13.03.2023 Устный опрос; 51. Природные парки 1 0 0 15.03.2023 Устный опрос; 52. Охрана природы 1 0 0 20.03.2023 Устный опрос; 53. Правила нравственного поведения на природе 1 0 0 22.03.2023 Устный опрос; 54. Обобщение по теме «Охрана природы» 1 1 0 27.03.2023 Тестирование; 55. Здоровый образ жизни 1 0 0 05.04.2023 Устный опрос; 56. Режим дня (чередование 1 сна, учебных занятий, двигательной активности). 0 0 10.04.2023 Устный опрос; 57. Рациональное питание 1 (количество приёмов пищи и рацион питания). 0 0 12.04.2023 Устный опрос; 58. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 0 0 17.04.2023 Устный опрос; 59. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья 1 0 0 19.04.2023 Устный опрос; 44. Пресмыкающиеся 60. Правила безопасности в школе 1 0 0 24.04.2023 Устный опрос; 61. Мы – пешеходы 1 0 0 26.04.2023 Устный опрос; 62. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро 1 0 1 03.05.2023 Практическая работа; Самооценка с использованием «Оценочного листа»; 63. Номера телефонов экстренной помощи 1 0 0 10.05.2023 Устный опрос; 64. Правила безопасности на воде и в лесу. Опасные незнакомцы 1 0 0 15.05.2023 Устный опрос; 65. Правила поведения при пользовании компьютером. Безопасность в Интернете 1 0 0 17.05.2023 Устный опрос; 66. Итоговая контрольная работа 1 1 0 22.05.2023 Контрольная работа; 67. Обобщение по теме «Правила безопасной жизни» 1 0 0 24.05.2023 Устный опрос ; 68. Итоговое повторение 1 0 0 29.05.2023 Устный опрос; ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 6 10 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Окружающий мир (в 2 частях), 2 класс /Плешаков А.А., Акционерное общество «Издательство«Просвещение»; Окружающий мир.2 класс.Учеб.для общеобразоват. организаций.В 2 ч.-М.:Просвещение,2020.-144 с.:ил.-(Школа России). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ - Поурочные разработки по курсу "Окружающий мир" 2 класс Максимова Т.Н. - Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. М.: Просвещение. - Тесты. Окружающий мир. 2 класс Плешаков А.А. - А.А. Плешаков «Зеленые страницы». Книга для учащихся нач. классов. М. Просвещение. - Окружающий мир Тетрадь для практических работ. №1, 2 Е. М. Тихомирова М.: Просвещение.- Комплект демонстрационных таблиц. - Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики. Книга для учащихся начальных классов. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://nsportal.ru/ http://easyen.ru/ http://www.uchportal.ru/ http://www.nachalka.com/ https://resh.edu.ru/ https://school-collection.edu.ru https://videouroki.net/ http://1-4-old.prosv.ru/ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ Учебные плакаты : "Живая и неживая природа"," Карта Мира", "Народы России","Земноводные", "Животные", "Растения", "Дикорастущие растения". Компьютер. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ Гербарий ,термометр