НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ № Нормативные документы 1. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования. 2. . Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 3. 4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009 №373»Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32; 5. Основная образовательная программа начального образования МБОУ ООШ с.Сухотского. 6. Авторской программой основного общего образования по окружающему миру А.А.Плешакова 7. Учебный план филиал МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с.Малгобек на 2023-2024 учебный год. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА № Авторы 1 А.А.Плешаков 2 А.А.Плешаков 3 Название . Учебник» Окружающий мир» 3 класс 1 и 2 части Рабочие тетради на печатной основе 4 класс 1 и 2 части Год Издательство издания 2016 Просвещение 2016 Просвещение ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) Личностные Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Средством достижения этих результатов служит учебный мате учебника. Метапредметные РегулятивныеУУД: -самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. ПознавательныеУУД:1 Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить вою точку зрения; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); Ученик научится: Предметные - наблюдать объекты окружающего мира; - самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями; - работать с учебными и научно-познавательными текстами; - составлять план учебной статьи; - определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты; - различать важнейшие полезные ископаемые родного края; - различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственные животных края; Ученик получит возможность научиться : -называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта); - называть океаны и материки; - называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах; рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках России; - объяснять, что такое Конституция; - характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время; называть важнейшие события и великих людей отечественной истории. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС) Знать / понимать ; название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России, Адыгеи; государственные праздники; основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; общие условия, необходимые для жизни живых организмов; правила сохранения и укрепления здоровья; основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе); - Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни; показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города); описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -основная общеобразовательная школа имени Н.И.Сулимова с. Сухотского Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания363714, РСО - Алания, Моздокский район; с. Сухотское, ул.Новая № 35 тел/факс 56-6-27 ИНН 1511101273/ КПП 151001001;ОГРН 1021500921001 ;ОКТМО 90630460 ; ОКПО 71003261 _________________________________________________________________________________ ________ «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ ООШ с.Сухотского _________/Ф.З.Тажедут/ Приказ № ______ от «____» ________20__ г. от КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Предмет Окружающий мир Класс 4 Образовательная область Обществознание и естествознание МО начальные классы Учебный год 2023-2024год Срок реализации программы 1 год Учитель Архестова Галина Викторовна с.Сухотское 2023 г. РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ I четверть I полугодие II четверть II полугодие III четверть Всего IV четверть Всего Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве __2_ урока (ов) в неделю, всего 68_ уроков. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило __68_ уроков. Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся. № уро Тема раздела, урока ка Планируемые личностные результаты УУД метапредметные Дата предметные Земля и человечество (9 ч) 1 Мир глазами астронома. Оценивать жизненные ситуации 2 Планеты Солнечной системы. Осознание себя членом общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. 3 Звёздное небо – великая книга Природы. П:определять причины явлений, событий. Р:Принимать и сохранять учебную задачу. К:высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; П:выявление существенных признаков объектов.Р:Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном матери-але в сотрудничестве с учителем. К:делать выводы на основе обобщённых знаний. Осознание себя членом П:извлекать информацию, общества и государства, представленную в разных чувство любви к родной стране, формах (текст, таблица, выражающееся в интересе к её схема, иллюстрация и др.). природе. Р:учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познакомить уч-ся с наукой, изучающей Вселенную. Сформировать представления о Вселенной, о размерах и природе Солнца; о планете Земля,о форме и размерах Земли. Познакомить с планетами Солнечной системы, сформировать представление о них; о смене на Земле дня и ночи, времен года. Дать представление о звёздах,учить находить созвездия на звёздной карте и в ночном небе. план факт 4 5 6 К:высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать. Мир глазами географа. Оценивать жизненные П:Перерабатывать ситуации полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной за дачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане. К:Учитывать раз ные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Мир глазами историка. Осознание себя чле-ном Р:Планировать свои действия общества и госу-дарства , в соответствии с чувство гордости и любви к поставленной задачей и ее родной стране. реализации, в том числе во внутреннем плане П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, со бытий. К:Задавать вопросы,высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. Когда и где? Осознание себя членом Р:Планировать свои действия общества и государства , в соответствии с чувство любви к родной стране, поставленной задачей и ее выражающееся в интересе к её реализации, в том числе во Сформировать представления о глобусе как модели Земли. Учить элементарным приёмам чтения плана,карты. Знать материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Дать представление об окружающем нас мире с точки зрения историков. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные историче-ские времена. Познакомить детей с обозначением дат исторических событий,с понятиями «век», 7 Мир глазами эколога. 8 Сокровища Земли под охраной человечества. культуре, истории, народам и внутреннем желание участвовать в ее делах плане.П:Перерабатывать и событиях. полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.К:высказывать свою точку зрения , пытаться её обосновать. Осознание и приняР:Планировать свои действия тиебазовыхобщечев соответствии с ловеческихценно-стей. поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем пла не сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.П:Формировать собственное мнение и позицию.К: активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач. Установка на безопасный П:Отбирать необходимые для здоровый образ жизни.В решения учебной задачи предложенных ситуациях, источники информации среди опираясь на общие для всех предложенных учителем правила поведения, делать словарей, энциклопедий, выбор, какой поступок справочников. К:Исполь совершить. зовать речь для регуляции своего действия. «тысячелетие», «летоисчисление». Познакомить уч-ся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе. Познакомить с объектами Всемирного наследия, правилами поведения в природе. Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации. Р:Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и ее реализации, в том числе во внутреннем плане.П:Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.К: Адекватно использовать речевые средства. 9 Международная Красная книга. Обобщение по разделу «Земля и человечество». Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Познакомить с Международной Красной книгой. Формировать убеждение о личной ответственности за состояние природы. 10 Равнины и горы России. Осознание себя чле ном общества и государства , чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе. Р:Принимать и сохранять учебную за дачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Сформировать представление о равнинах и горах; познакомить с равнинами и горами на территории России. 11 Моря, озёра и реки России. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства Р:Принимать и сохранять учебную задачу,учитывать выделенные учителем Сформировать у уч-ся представление о водоёмах, их разнообразии, использовании гордости за свою Родину. 12 Природные зоны России. 13 Зона Арктических пустынь. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационнойдеятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе. ориентиры действия в новом человеком. учебном материале в сотрудничестве с учителем. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Р:овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. П: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.К:определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Осознание себя членом Р:Осознание и принятие общества и государства , базовых общечеловеческих чувство любви к родной стране, ценностей. П:Принимать и выражающееся в интересе к её сохранять учебную природе, её культуре , народам задачу,учитывать выделенные и желание участвовать в ее учителем ориентиры действия делах и событиях. в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К:Выявление существенных признаков объектов, делать Сформировать у уч-ся представление о природных зонах, дать понятие поясности. Сформировать у уч-ся представление о природной зоне арктических пустынь; особенностями природы, значении природы данной зоны для человека, её использование. 14 Тундра. 15 Леса России. 16 Лес и человек. 17 Зона степей. выводы на основе обобщённых знаний. Формирование целостного, П:Добывать новые знания: социально ориентированного извлекать информацию, взгляда на мир в его представленную в разных органичном единстве и формах (текст, таблица, разнообразии природы. схема, иллюстрация и др.) К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.Р:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. Осознание и принятие базовых Р:Преобразовывать общечеловеческих ценностей. практическую задачу в познавательную.П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Осознание себя чле ном Р:Различать способ и общества и государства, результат дейст вия. П:Делать чувство люб ви к родной выводы на основе обобщения стране, выражающееся в знаний. К:Доносить свою интересе к её природе. позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Осознание и принятие базовых Р:Преобразовывать Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры; ее географическом положении, климатических условиях, растительном и животном мире, деятельности человека. Сформировать у учащихся представлениео лесной зоне; географическом положении зоны лесов, растительном и животном мире. Сформировать у уx- ся пре дставлениео роли леса в жизни человека и природы; эко логических проблемах леса, возникших по вине челове ка, о бережном отношении человека к природе. Сформировать у учащихся общечеловеческих ценностей. 18 Пустыни. 19 У Черного моря. 20 Наш край. Поверхность нашего края. практическую задачу в познавательную.П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Осознание себя членом Р:Преобразовывать общества и государства, практическую задачу в чувство любви крод ной стране, познавательную.П:Добывать выражающееся в интересе к её новые знания: извлекать при роде, её куль туре, народам информацию, и желание участвовать в ее представленную в разных делах и событиях. формах.К:Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. Формирование уважительного П:Добывать новые знания: отношения к иному мнению. извлекать информацию. Р:использование знаковосимволических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов.К:готовность слушать собеседника и вести диалог. представлениео природной зоне степей; ее географическом положении особенностях, животном и растительном мире, об охране природы. Осознание себя членом общества и государства,чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её природе, её куль туре, народам Учить вести наблюдение в природе, сравнивать свойства наблюдаемых объектов, расширять знания о родном городе, селе.Представление о Р:Преобразовывать практическую задачу в познавательную. П:Добывать новые знания: извлекать информацию, Сформировать у учащихся представлениео природной зоне пустыни; географическом положении, её особенностях. Сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа; географическом положении, особенностях и деятельности людей. и желание участвовать в ее делах и событиях. 21 Водные богатства нашего края. 22 Наши подземные богатства. 23 Земля – кормилица. представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. Осознание и принятие базовых Р:Учитывать установленные общечеловеческих ценностей. правила в планировании и контроле способа ре шения. П:Добывать новые знания: из влекать информацию, представленную в разных формах. К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного Развитие этических чувств, Р:овладение начальными доброжелательности и сведениями о сущности и эмоционально-нравственной особенностях объектов, отзывчивости, понимания и процессов и явлений сопереживания чувствам других действительности. П: людей. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. К:излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. Формирование целостного, Р:Учитывать установленные социально ориентированного прави ла в планировании и взгляда на мир в его органичном контроле способа решения. единстве и разнообразии П:Перерабатывать природы. полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К:Доносить свою позицию поверхности родного края; работа с картой. Расширять представления учся о водоёмах нашего края; естественных и искусственных водоёмах,о их значении и охране. Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения. Познакомить детей с раз личными видами почв и их составом. Развивать умение наблюдать, выделять характерные особенности природных объектов. 24 Жизнь леса. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду. 25 Жизнь луга. Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками. 26 Жизнь в пресных водах. Формирование уважительного отношения к иному мнению. до других: высказывать свою точку зрения и пытаться еёобосновать, приводя аргументы. Р:овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. П:Выявление существенных признаков объектов, делать выводы на основе обобщённых знаний. К:Адекватно использовать речевые средства. П:способность осознавать и оценивать свои мысли и действия. К: использование различных способов поиска, обработки и интерпретации информации. Р:формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция действий партнера. Р:определение Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса. Дать представление о луге, как природном сообществе. Сформировать представление о жизни пресного водоёма, растительном и животном мире, о роли человека. 27 Экскурсия в Формирование целостного, природные сообщества социально ориентированного родного края. взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. 28 Наши проекты. Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками. 29 Растениеводство в нашем крае. Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение. 30 Животноводство в нашем крае. Иметь представление о многообразии животного и растительного мира и позволяют воспитывать бережное к нему отношение. промежуточных целей с учетом конечного результата. П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависи мости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов по и интерпретации ин формации. П: соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Р:использовать речь для регуляции своего действия. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:формирование умения планировать, Развивать умение наблюдать за природой, познакомить с особенностями природных сообществ края. Развивать навыки работы с информацией. Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х, роли растений в природе и жизни людей, бережном отношении человека к растениям. Сформировать представление уч-ся об отрасли с/х. Раскрыть роль животных в жизни людей; бережное отношение к животным. контролировать и К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. 31 Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 32 Презентация проектов. Развитие самостоятельности и личной ответственности. 33. Начало истории человечества. Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. История – живая связь времен. 1.Что такое история. 2. Как изучают прошлое. П:осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. К:умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных комму никативных задач. П:поиск и выделение необходимой информации. К:инициативное сот рудничество с учителем и сверстниками. Р:само и взаимооценка деятельности. Контроль усвоения и владение базовым понятийным аппаратом, необходимым для дальнейшего обучения. Развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения; умение пользоватьсяприобретенными знаниями в повседневной практической жизни. П:Формирование Дать уч-ся представление о целостного, социально первобытных людях. ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. К:Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Р:Формирование уважительного отношения к иному мнению. 3.Твоя родословная. 34 Мир древности: далекий и близкий. Наша Родина в глубокой древности. Оценивать жизненные ситуации. 4.Кобанская культура. 5.Скифское царствоий. 35 Средние века: время рыцарей и замков. Наша Родина в глубокой древности. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор. 6. Как Скифия стала Сарматией. 7.Аланский союзков. 36 Новое время: встреча Европы и Америки. Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. 37 Новейшее время: история продолжается Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению П:самостоятельное определение и формулирование цели,умение владеть диалогической речью.К:строить речевое высказывание в уст ной и письменной речи.Р: приходить к общему решению в совместной деятельности. П:.самостоятельное определение и формулирование цели. К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. П:классификация объектов по выделенным признакам. К:умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Р:оценивание качества и уровня усвоения знаний. П:.самостоятельное определение и Познакомить уч-ся с древним Египтом, Грецией, Римом. Формировать представление о Средневековье. Познакомить уч-ся с выдающимися людьми Нового времени, их изобретениями, географическими открытиями. Познакомить уч-ся с открытиями ученых, сегодня. 38 сверстников. Жизнь древних славян. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои Древняя Русь и поступки. Аланская держава. 8.Восточные славяне. 9.Соседи алан и славян. 39 Во времена Древней Руси. Древняя Русь и Аланская держава. 10. Аланская держава. 11.Древняя Русь. Осознание себя членом общества и государства, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к её культуре, истории, народам и желание участвовать в ее делах и событиях. формулирование цели.К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение владеть диалогической речью.Р:адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. знаменитыми людьми XX века. П:соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.К:строить речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной задачей.Р:использовать речь для регуляции своего действия. П: построение логической цепи рассуждений. Р: формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.К:владение формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. Представление о жизни древних славян Представление о Древней Руси, русских князьях 40 Страна городо. Общие вехи истории. 12.Крещение Алании и Руси. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. 13.Распространение письменности. 41 в. Принятие и освоение Из книжной сокровищницыДревнейРуси. социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной Общие вехи истории. деятельности и формирование личностного смысла учения. 14.Борьба с иноземными завоевателями. П:самостоятельное создание Представление о городах Xалгоритмов деятельности для XI века Киеве и Новгороде решения проблем творческого и поискового характера. К: инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:составление плана и последовательности действий. П: выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К: владение форма ми речи в соответствии с нормами языка. Р:сличение способа действия и его результата. Представление о возникновении славянской азбуки, появлении письменности на Руси; П:смысловое чтение, рефлексия способов и условий действия. К:владение формами речи в соответствии с нормами языка. Р: внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия. П:подведение под понятие, анализ, сравнение, синтез. К: Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории культуры. 15.Сказания о героях – богатырях. 42 Формирование эстетических Трудные времена на Русской земле. Горная потребностей, ценностей и чувств. Алания и Московское царство. 16.Аланские общества. 43 17.Жизнь в горных обществах. Русь расправляет крылья. Проявлять уважение к чужому мнению, в том числе мнению Сформировать представления уч-ся о Горная Алания и Московское царство. 18.Московское царство. сверстников. построение и применение высказываний для решения постав ленной задачи. Р:взаимооценка деятельности. возрождении Руси. Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. Р:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий. К:Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи. П:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:моделирование.К: построение речевых высказываний в соответствии с поставленной задачей. Р:самооценка деятельности. Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи . П:выдвижение гипотез и их обоснование. К:признавать Сформировать представления уч-ся о подвигах защитников Руси. 44 19.Жизнь в русских городах и селах Куликовская битва. 45 Иван Третий. 46 Мастера печатных дел. Формирование установки к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям 47 Патриоты России. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Осознание своей гражданской идентичности, чувства Сформировать представления уч-ся о Москве времен Ивана III, сравнить ее со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского. Сформировать представления уч-ся о появлении первой печатной книги н а Руси, книгопечатанья. Сформировать представления уч-ся о патриотизма, уважение к культурному наследию России. 48 Петр Великий. Развитие самостоятельности, самооценки. 49 Михаил Васильевич Ломоносов. Развитие этических чувств, понимания и сопереживания чувствам других людей. 50 Екатерина Великая. Принятие и освоение социальной роли учащегося. возможность существования раз личных точек зрения и права каждого иметь свою. Р: умение работать в материальной и ин формационной среде. Р:Самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале П:Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты ; определять причины, событий.К:Читать вслух и про себя тексты учебника, выделять главное, отделять новое от известного. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:контроль, коррекция действий партнера. Р:определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата. П:поиск и выделение необходимой информации. К:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р:постановка учеб ной задачи. патриотизме. Сформировать представления уч-ся о времени правления Петра I , его реформах. Сформировать представления уч-ся о жизни и деятельности М.В. Ломоносова. Сформировать представления уч-ся о жизни в России во времена правления Екатерины Великой. 51 Отечественная война 1812 года. Оценивать жизненные си туации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. 52 Страницы истории XIX века. . Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства со причастности, гордости за свою Родину, народ и историю. Осетия – Алания в Российском государстве. 20. Смутное время и обновление России. П:выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. К:сотрудничество с классом. Р:сличение способа действия и его результата с данным эталоном. П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. К:владение монологической и диалогической речью. Р:составление плана и последовательности действий. Сформировать представления уч-ся о войне 1812 года. П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рассуждений. Р:постановка учебной задачи. Сформировать представления уч-ся о важнейших событиях в России в началеXX века. Сформировать представления уч-ся о жизни в XIX веке, о технических изобретениях того времени. 21. Российская империя. 53 Россия вступает в 20 век . Осетия – Алания в Российском государстве. 22. Присоединение Алании – Осетии к России. 23. Город Дзауджикау – Владикавказ. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). 54 Страницы истории 1920 – 1930хВпоисках народного счастья. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. П:структуирование знаний. К:умение с достаточной полнотой выражать свои мысли. Р:оценивание ка чества и уровня усвоения материала. Сформировать представления уч-ся о жизни страны в 20-30-е годы. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. Р:Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. П:Строить сообщения в устной и письменной форме К:Делать выводы на основе обобщённых знаний. Сформировать представления уч-ся о Великой Отечественной войне. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. П:выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К:владение формами речи в соответствии с нормами языка. Р:постановка учебной Сформировать представления уч-ся о Великой Отечественной войне, ее героях, о битве на Курской дуге. 24. Переселение на равнину. 25.Освобождение крестьян. 55 годов. Великая Отечественная война и Великая Победа. Впоисках народного счастья. 26.Революция и гражданская война. 27. Спасение Южной Осетии. 56 Великая Отечественная война и Великая Победа. Курская дуга. Трудный путь к задачи. согласию и миру. 28. Строительство нового общества. 29. Великая Отечественная война. 57 Страна, открывшая путь в космос. Наши проекты. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. Р:Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П:Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в слова рях и энциклопедиях. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. Сформировать представления уч-ся ожизни страны в послевоенное время. 58 Основной закон России и права человека. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах. Р:Проявлять познавательную ини циативу в учебном сотрудничестве П:Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники ин формации. К:Оформлять свои мысли в устной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций. Дать представление о государственном устройстве нашей страны, об основных документах, защищающих права человека. Трудный путь к согласию и миру. 30. Современная Россия. 31.Алания на пути в будущее. 59 Мы - граждане России. Повторение пройденного материала. Обобщение изученного. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. 60 Славные символы России.Проверочная работа по курсу «Рассказы по истории Алании и России». Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. 61 Такие разные праздники. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. 62 Путешествие по Формирование чувства П:самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам. К:инициативное сотрудничество с учителем и классом. Р:постановка учебной задачи. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. К:осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей. Р:оценивание качества и уровня усвоения материала. П: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. К:владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с поставленной задачей. Р: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию. П: осознанное и Формировать представление о том, что значит быть гражданином, о главе государства, Федеральном собрании и их работе. Формировать представление о государственных символах России. Сформировать представление опраздника в России, их различиях и особенностях. Дать представление, на России, по Дальнему Востоку и Сибири. гордости за свою Родину, российский народ и историю России. 63 По северу европейской Осознание своей этнической и части России. национальной принадлежности. 64 Драгоценное ожерелье старинных русских городов. Формирование ценностей многонационального российского общества 65 Резерв. Проверим себя и Принятие и освоение социальной роли учащегося, произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.К: контроль и оценка действий партнера. П:самостоятельное определение познавательной цели. К:использование речевых форм для решения коммуникативных и познавательных задач. Р:использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. Р:активное использование знаково-символических средств представления информации. К:использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач. П: самостоятельное выделение и сколько наша страна велика, познакомить с народами, населяющими Россию, их обычаями. Познакомить с городами европейской части России, их народами, образом жизни. Познакомить с достопримечательностями старинных русских городов. Проверить знания по изученным разделам. оценим свои достижения за второе полугодие. развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 66 Презентация проектов. Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. 67 Резерв. Обобщающая игра «Крестики – нолики». Развитие навыков сотрудничествасо взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях. 68 Резерв. Обобщающий урок– игра. КВН. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. формулирование цели, К: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Р: оценивание качества и уровня усвоения материала. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации. К: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками. Р: составление плана и последовательности действий. П:самоопределение к деятельности. К:построение логической цепи рассуждений. Р:постановка учебной задачи. П:анализ объектов с целью выделения их признаков. К:сотрудничество со сверстниками .Р: самооценка деятельности. Формировать умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения. Проверить знания уч-ся по разделам « Современная Россия», «Страницы истории России»,«Страницы всемирной истории». Обобщение и повторение знаний по разделам «Современная Россия»,«Страницы истории России». «Наша Родина в прошлом» 4 класс (17 часов) № п/п 1. Раздел, тема урока, тип урока Кол – во часов 1. История – живая связь времен. 1.Что такое история. С. 3 – 5 2. Как изучают прошлое. С. 5 – 7 3.Твоя родословная. С. 7 – 9 Тип урока: урок открытия новых знаний 2. Учебник 2. Наша Родина в глубокой древности. 1 Ожидаемые результаты Дата проведения 4.Кобанская культура. С. 10 – 12 5.Скифское царство. С. 12 - 14 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 3. 2. Наша Родина в глубокой древности. 6. Как Скифия стала Сарматией. С. 14 – 16 7.Аланский союз. С. 17 – 19 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 4. 3. Древняя Русь и Аланская держава. 8.Восточные славяне. С.20 – 22 9.Соседи алан и славян. С.22 – 24 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 5. 3. Древняя Русь и Аланская держава. 10. Аланская держава. С.24 – 27 11.Древняя Русь. С. 27 – 29 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 6. 4. Общие вехи истории. 12.Крещение Алании и Руси. С. 30 – 32 13.Распространение письменности. С.32 – 35 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 7. 4. Общие вехи истории. 14.Борьба с иноземными завоевателями. С. 35 – 38 15.Сказания о героях – богатырях. С. 38 – 41 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 8. 5. Горная Алания и Московское царство. 16.Аланские общества. С. 42 – 45 17.Жизнь в горных обществах. С.45 – 48 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 9. 5. Горная Алания и Московское царство. 18.Московское царство. С. 48 – 51 19.Жизнь в русских городах и селах. С. 51 - 53 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 10. 6. Осетия – Алания в Российском государстве. 20. Смутное время и обновление России. С. 54 – 57 21. Российская империя. С. 57 – 60 Тип урока: урок открытия новых знаний 11. 6. Осетия – Алания в Российском государстве. 1 22. Присоединение Алании – Осетии к России. С. 60 – 63 23. Город Дзауджикау – Владикавказ. С. 63 – 66 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 12. 7.Впоисках народного счастья. 24. Переселение на равнину. С. 67 – 69 25.Освобождение крестьян. С. 70 – 72 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 13. 7.Впоисках народного счастья. 26.Революция и гражданская война. С. 72 – 75 27. Спасение Южной Осетии. С. 76 – 78 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 14. 8. Трудный путь к согласию и миру. 28. Строительство нового общества. С. 79 – 81 29. Великая Отечественная война. С. 82 – 85 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 15. 8. Трудный путь к согласию и миру. 30. Современная Россия. С. 85 – 88 31.Алания на пути в будущее. С. 88 – 91 1 Тип урока: урок открытия новых знаний 16. Повторение пройденного материала. Обобщение изученного. 17. Проверочная работа по курсу «Рассказы по истории Алании и России». 1 1 Лист корректировки рабочей программы Дата урока Дата по плану проведения по факту Содержание корректировки (тема урока) Обоснование корректировки проведения Реквизиты документа (дата , приказа) №