РП по окружающему миру 4 кл.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

№

Нормативные документы

1.

Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего
образования.

2.

. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»

3.

4.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10. 2009
№373»Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным
санитарным врачом Российской Федерации от 27 октября 2020 г. N 32;

5.

Основная образовательная программа начального образования МБОУ ООШ
с.Сухотского.

6.

Авторской программой основного общего образования по окружающему миру
А.А.Плешакова

7.

Учебный план филиал МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с.Малгобек на 2023-2024
учебный год.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№

Авторы

1

А.А.Плешаков

2

А.А.Плешаков

3

Название
. Учебник» Окружающий мир» 3 класс 1
и 2 части
Рабочие тетради на печатной основе 4
класс 1 и 2 части

Год
Издательство
издания
2016

Просвещение

2016

Просвещение

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА
(ФГОС)

Личностные

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого
человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему
конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех
людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных
ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный мате учебника.

Метапредметные

РегулятивныеУУД:
-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного
обсуждения; -совместно с учителем обнаруживать и формулировать
учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно
с учителем;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки с помощью учителя;
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев.
ПознавательныеУУД:1
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая
информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации
среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных
формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и
явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе
обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой
план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять
информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и
письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться
её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым

изменить вою точку зрения;
- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с
автором» прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать
ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное;
составлять план;
- договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в
совместном решении проблемы (задачи);
Ученик научится:

Предметные

- наблюдать объекты окружающего мира;
- самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником,
энциклопедиями;
- работать с учебными и научно-познавательными текстами;
- составлять план учебной статьи;
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта,
находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса,
луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также
сельскохозяйственные животных края;
Ученик получит возможность научиться :
-называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус,
географическая карта);
- называть океаны и материки;
- называть природные зоны России, рассказывать об особенностях
природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
рассказывать о государственной символике России, о государственных
праздниках России;
- объяснять, что такое Конституция;
- характеризовать исторические периоды: первобытное общество,
Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА,
КУРСА (ФК ГОС)
Знать / понимать





; название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где
живут учащиеся; родного города;
государственную символику России, Адыгеи;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;





общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах,
водоемах, в школе);
-

Уметь







определять признаки различных объектов природы (цвет, форму,
сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой
природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и
животных (2-3 представителя изизученных); раскрывать особенности
их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря,
реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной
город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -основная
общеобразовательная школа имени Н.И.Сулимова с. Сухотского Моздокского района
Республики Северная Осетия – Алания363714, РСО - Алания, Моздокский район; с.
Сухотское, ул.Новая № 35
тел/факс 56-6-27
ИНН 1511101273/ КПП 151001001;ОГРН 1021500921001 ;ОКТМО 90630460 ; ОКПО 71003261
_________________________________________________________________________________
________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ООШ
с.Сухотского
_________/Ф.З.Тажедут/
Приказ № ______
от «____» ________20__ г. от

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет Окружающий мир
Класс

4

Образовательная область
Обществознание и естествознание
МО начальные классы
Учебный год 2023-2024год
Срок реализации программы

1 год

Учитель
Архестова Галина Викторовна

с.Сухотское
2023 г.

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ
К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
I четверть

I полугодие

II четверть

II полугодие

III четверть

Всего

IV четверть
Всего

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при
количестве __2_ урока (ов) в неделю, всего 68_ уроков. При соотнесении прогнозируемого
планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком
количество часов составило __68_ уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для
выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано
перепланировкой подачи материала.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся.
№
уро Тема раздела, урока
ка

Планируемые
личностные

результаты

УУД
метапредметные

Дата
предметные

Земля и человечество (9 ч)
1

Мир глазами
астронома.

Оценивать жизненные
ситуации

2

Планеты Солнечной
системы.

Осознание себя членом
общества и государства ,
чувство любви к родной стране,
выражающееся в интересе к её
природе.

3

Звёздное небо –
великая книга
Природы.

П:определять причины
явлений, событий.
Р:Принимать и сохранять
учебную задачу.
К:высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы;

П:выявление существенных
признаков
объектов.Р:Учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном матери-але в
сотрудничестве с учителем.
К:делать выводы на основе
обобщённых знаний.
Осознание себя членом
П:извлекать информацию,
общества и государства,
представленную в разных
чувство любви к родной стране, формах (текст, таблица,
выражающееся в интересе к её схема, иллюстрация и др.).
природе.
Р:учитывать выделенные
учителем ориентиры действия
в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.

Познакомить уч-ся с наукой,
изучающей Вселенную.
Сформировать представления
о Вселенной, о размерах и
природе Солнца; о планете
Земля,о форме и размерах
Земли.
Познакомить с планетами
Солнечной системы,
сформировать
представление о них; о смене
на Земле дня и ночи, времен
года.

Дать представление о
звёздах,учить находить
созвездия на звёздной карте и
в ночном небе.

план

факт

4

5

6

К:высказывать свою точку
зрения, пытаться её
обосновать.
Мир глазами географа. Оценивать жизненные
П:Перерабатывать
ситуации
полученную информацию:
сравнивать и группировать
факты и явления; определять
причины явлений,
событий.Р:Планировать свои
действия в соответствии с
поставленной за дачей и ее
реализации, в том числе во
внутреннем плане.
К:Учитывать раз
ные мнения и стремиться к
координации различных
позиций в сотрудничестве
Мир глазами историка. Осознание себя чле-ном
Р:Планировать свои действия
общества и госу-дарства ,
в соответствии с
чувство гордости и любви к
поставленной задачей и ее
родной стране.
реализации, в том числе во
внутреннем плане
П:Перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
факты и явления; определять
причины явлений, со бытий.
К:Задавать
вопросы,высказывать свою
точку зрения , пытаться её
обосновать.
Когда и где?
Осознание себя членом
Р:Планировать свои действия
общества и государства ,
в соответствии с
чувство любви к родной стране, поставленной задачей и ее
выражающееся в интересе к её реализации, в том числе во

Сформировать
представления о глобусе как
модели Земли. Учить
элементарным приёмам
чтения плана,карты. Знать
материки и океаны, их
названия, расположение на
глобусе и карте.

Дать представление об
окружающем нас мире с
точки зрения историков.
История Отечества:
отдельные, наиболее важные
и яркие исторические
картины быта, труда,
традиций людей в разные
историче-ские времена.

Познакомить детей с
обозначением дат
исторических событий,с
понятиями «век»,

7

Мир глазами эколога.

8

Сокровища Земли под
охраной человечества.

культуре, истории, народам и
внутреннем
желание участвовать в ее делах плане.П:Перерабатывать
и событиях.
полученную информацию:
сравнивать и группировать
факты и явления; определять
причины явлений,
событий.К:высказывать свою
точку зрения , пытаться её
обосновать.
Осознание и приняР:Планировать свои действия
тиебазовыхобщечев соответствии с
ловеческихценно-стей.
поставленной задачей и ее
реализации, в том числе во
внутреннем пла не сравнивать
и группировать факты и
явления; определять причины
явлений,
событий.П:Формировать
собственное мнение и
позицию.К: активное
использование речевых
средств и средств
информационных и
коммуникационных
технологий (ИКТ) для
решения коммуникативных и
познавательных задач.
Установка на безопасный
П:Отбирать необходимые для
здоровый образ жизни.В
решения учебной задачи
предложенных ситуациях,
источники информации среди
опираясь на общие для всех
предложенных учителем
правила поведения, делать
словарей, энциклопедий,
выбор, какой поступок
справочников. К:Исполь
совершить.
зовать речь для регуляции
своего действия.

«тысячелетие»,
«летоисчисление».

Познакомить уч-ся с
последствиями влияния
человека на природу,
экологическими проблемами,
которые необходимо решать
на современном этапе.

Познакомить с объектами
Всемирного наследия,
правилами поведения в
природе.

Р:Планировать свои действия в
соответствии с поставленной
задачей и ее реализации.
Р:Планировать свои действия
в соответствии с
поставленной задачей и ее
реализации, в том числе во
внутреннем
плане.П:Ориентироваться в
своей системе знаний:
самостоятельно предполагать,
какая информация нужна для
решения учебной задачи в
один шаг.К: Адекватно
использовать речевые
средства.

9

Международная
Красная книга.
Обобщение по разделу
«Земля и
человечество».

Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на
результат, бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям.

Познакомить с
Международной Красной
книгой. Формировать
убеждение о личной
ответственности за состояние
природы.

10

Равнины и горы
России.

Осознание себя чле ном
общества и государства ,
чувство любви к родной
стране, выражающееся в
интересе к её природе.

Р:Принимать и сохранять
учебную за дачу, учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
К:Выявление существенных
признаков объектов, делать
выводы на основе
обобщённых знаний.
К:Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.

Сформировать
представление о равнинах и
горах; познакомить с
равнинами и горами на
территории России.

11

Моря, озёра и реки
России.

Формирование основ
российской гражданской
идентичности, чувства

Р:Принимать и сохранять
учебную задачу,учитывать
выделенные учителем

Сформировать у уч-ся
представление о водоёмах, их
разнообразии, использовании

гордости за свою Родину.

12

Природные зоны
России.

13

Зона Арктических
пустынь.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за
свои поступки, в том числе в
информационнойдеятельности,
на основе представлений о
нравственных нормах,
социальной справедливости и
свободе.

ориентиры действия в новом
человеком.
учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
П:Выявление существенных
признаков объектов, делать
выводы на основе обобщённых
знаний. К:Слушать других,
пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.

Р:овладение способностью
принимать и сохранять цели и
задачи учебной деятельности,
поиска средств её
осуществления. П: овладение
логическими действиями
сравнения, анализа, синтеза,
обобщения.К:определение
общей цели и путей её
достижения; умение
договариваться о
распределении функций и
ролей в совместной
деятельности.
Осознание себя членом
Р:Осознание и принятие
общества и государства ,
базовых общечеловеческих
чувство любви к родной стране, ценностей. П:Принимать и
выражающееся в интересе к её сохранять учебную
природе, её культуре , народам задачу,учитывать выделенные
и желание участвовать в ее
учителем ориентиры действия
делах и событиях.
в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем.
К:Выявление существенных
признаков объектов, делать

Сформировать у уч-ся
представление о природных
зонах, дать понятие
поясности.

Сформировать у уч-ся
представление о природной
зоне арктических пустынь;
особенностями природы,
значении природы данной
зоны для человека, её
использование.

14

Тундра.

15

Леса России.

16

Лес и человек.

17

Зона степей.

выводы на основе
обобщённых знаний.
Формирование целостного,
П:Добывать новые знания:
социально ориентированного
извлекать информацию,
взгляда на мир в его
представленную в разных
органичном единстве и
формах (текст, таблица,
разнообразии природы.
схема, иллюстрация и др.)
К:Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым
изменить свою точку
зрения.Р:Выявление
существенных признаков
объектов, делать выводы на
основе обобщённых знаний.
Осознание и принятие базовых Р:Преобразовывать
общечеловеческих ценностей. практическую задачу в
познавательную.П:Выявление
существенных признаков
объектов, делать выводы на
основе обобщённых знаний.
К:Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
Осознание себя чле ном
Р:Различать способ и
общества и государства,
результат дейст вия. П:Делать
чувство люб ви к родной
выводы на основе обобщения
стране, выражающееся в
знаний. К:Доносить свою
интересе к её природе.
позицию до других:
высказывать свою точку
зрения и пытаться её
обосновать, приводя
аргументы.
Осознание и принятие базовых Р:Преобразовывать

Сформировать у учащихся
представление о природной
зоне тундры; ее
географическом положении,
климатических условиях,
растительном и животном
мире, деятельности человека.

Сформировать у учащихся
представлениео лесной зоне;
географическом положении
зоны лесов, растительном и
животном мире.

Сформировать у уx- ся пре
дставлениео роли леса в
жизни человека и природы;
эко логических проблемах
леса, возникших по вине
челове ка, о бережном
отношении человека к
природе.
Сформировать у учащихся

общечеловеческих ценностей.

18

Пустыни.

19

У Черного моря.

20

Наш край.
Поверхность нашего
края.

практическую задачу в
познавательную.П:Выявление
существенных признаков
объектов, делать выводы на
основе обобщённых знаний.
К:Слушать других, пытаться
принимать другую точку
зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения.
Осознание себя членом
Р:Преобразовывать
общества и государства,
практическую задачу в
чувство любви крод ной стране, познавательную.П:Добывать
выражающееся в интересе к её новые знания: извлекать
при роде, её куль туре, народам информацию,
и желание участвовать в ее
представленную в разных
делах и событиях.
формах.К:Слушать других,
пытаться принимать другую
точку зрения, быть готовым
изменить свою точку зрения.
Формирование уважительного П:Добывать новые знания:
отношения к иному мнению.
извлекать информацию.
Р:использование знаковосимволических средств
представления информации
для создания моделей
изучаемых объектов и
процессов.К:готовность
слушать собеседника и вести
диалог.

представлениео природной
зоне степей; ее
географическом положении
особенностях, животном и
растительном мире, об
охране природы.

Осознание себя членом
общества и государства,чувство
любви к родной стране,
выражающееся в интересе к её
природе, её куль туре, народам

Учить вести наблюдение в
природе, сравнивать свойства
наблюдаемых объектов,
расширять знания о родном
городе, селе.Представление о

Р:Преобразовывать
практическую задачу в
познавательную. П:Добывать
новые знания: извлекать
информацию,

Сформировать у учащихся
представлениео природной
зоне пустыни;
географическом положении,
её особенностях.

Сформировать у учащихся
представление о
субтропической зоне
Черноморского побережья
Кавказа; географическом
положении, особенностях и
деятельности людей.

и желание участвовать в ее
делах и событиях.

21

Водные богатства
нашего края.

22

Наши подземные
богатства.

23

Земля – кормилица.

представленную в разных
формах. К:Читать вслух и
про себя тексты учебника,
выделять главное, отделять
новое от известного.
Осознание и принятие базовых Р:Учитывать установленные
общечеловеческих ценностей.
правила в планировании и
контроле способа ре шения.
П:Добывать новые знания:
из влекать информацию,
представленную в разных
формах. К:Читать вслух и
про себя тексты учебника,
выделять главное, отделять
новое от известного
Развитие этических чувств,
Р:овладение начальными
доброжелательности и
сведениями о сущности и
эмоционально-нравственной
особенностях объектов,
отзывчивости, понимания и
процессов и явлений
сопереживания чувствам других действительности. П:
людей.
освоение способов решения
проблем творческого и
поискового характера.
К:излагать своё мнение и
аргументировать свою точку
зрения и оценку событий.
Формирование целостного,
Р:Учитывать установленные
социально ориентированного
прави ла в планировании и
взгляда на мир в его органичном контроле способа решения.
единстве и разнообразии
П:Перерабатывать
природы.
полученную информацию:
сравнивать и группировать
факты и явления; определять
причины явлений, событий.
К:Доносить свою позицию

поверхности родного края;
работа с картой.

Расширять представления учся о водоёмах нашего края;
естественных и
искусственных водоёмах,о их
значении и охране.

Практическое знакомство с
полезными ископаемыми
своего края. Опыты с
природными объектами,
простейшие измерения.

Познакомить детей с раз
личными видами почв и их
составом. Развивать умение
наблюдать, выделять
характерные особенности
природных объектов.

24

Жизнь леса.

Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни, наличие мотивации к
творческому труду.

25

Жизнь луга.

Развитие навыков
сотрудничествасо взрослыми и
сверстниками.

26

Жизнь в пресных
водах.

Формирование уважительного
отношения к иному мнению.

до других: высказывать свою
точку зрения и пытаться
еёобосновать, приводя
аргументы.
Р:овладение базовыми
предметными и
межпредметными
понятиями, отражающими
существенные связи и
отношения между объектами
и процессами. П:Выявление
существенных признаков
объектов, делать выводы на
основе обобщённых знаний.
К:Адекватно использовать
речевые средства.
П:способность осознавать и
оценивать свои мысли и
действия. К: использование
различных способов поиска,
обработки и интерпретации
информации.
Р:формирование умения
контролировать и оценивать
учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей и условиями её
реализации.
П:самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели.
К:контроль, коррекция
действий партнера.
Р:определение

Познакомить с
разнообразием лесных
обитателей, ярусами леса.

Дать представление о луге,
как природном сообществе.

Сформировать
представление о жизни
пресного водоёма,
растительном и животном
мире, о роли человека.

27

Экскурсия в
Формирование целостного,
природные сообщества социально ориентированного
родного края.
взгляда на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы.

28

Наши проекты.

Развитие навыков
сотрудничествасо взрослыми и
сверстниками.

29

Растениеводство в
нашем крае.

Иметь представление о
многообразии животного и
растительного мира и
позволяют воспитывать
бережное к нему отношение.

30

Животноводство в
нашем крае.

Иметь представление о
многообразии животного и
растительного мира и
позволяют воспитывать
бережное к нему отношение.

промежуточных целей с
учетом конечного
результата.
П: выбор наиболее
эффективных способов
решения задачи в зависи
мости от конкретных
условий. К: владение форма
ми речи в соответствии с
нормами языка. Р:сличение
способа действия и его
результата.
П:самостоятельное
определение познавательной
цели. К:использование
речевых форм для решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Р:использование различных
способов по и
интерпретации ин формации.
П: соотносить результат
деятельности с поставленной
целью, определять своё
знание и незнание. К:строить
речевое высказывание в
устной и письменной форме.
Р:использовать речь для
регуляции своего действия.
П: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме.
Р:формирование умения
планировать,

Развивать умение наблюдать
за природой, познакомить с
особенностями природных
сообществ края.

Развивать навыки работы с
информацией.

Сформировать
представление уч-ся об
отрасли с/х, роли растений в
природе и жизни людей,
бережном отношении
человека к растениям.
Сформировать
представление уч-ся об
отрасли с/х. Раскрыть роль
животных в жизни людей;
бережное отношение к
животным.

контролировать и К:Развитие
навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
31

Проверим себя и
оценим свои
достижения за первое
полугодие.

Принятие и освоение
социальной роли учащегося,
развитие мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения.

32

Презентация
проектов.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности.

33.

Начало истории
человечества.

Осознание себя членом
общества и государства,
чувство любви к родной стране,
выражающееся в интересе к её
культуре, истории, народам и
желание участвовать в ее делах
и событиях.

История – живая
связь времен.
1.Что такое история.
2. Как изучают
прошлое.

П:осуществлять анализ
объектов с выделением
существенных и
несущественных признаков.
К:умение владеть
диалогической
речью.Р:адекватно
использовать речевые
средства для решения
различных комму
никативных задач.
П:поиск и выделение
необходимой информации.
К:инициативное сот
рудничество с учителем и
сверстниками. Р:само и
взаимооценка деятельности.

Контроль усвоения и
владение базовым
понятийным аппаратом,
необходимым для
дальнейшего обучения.

Развивать познавательные,
интеллектуально-учебные
умения; умение
пользоватьсяприобретенными
знаниями в повседневной
практической жизни.

П:Формирование
Дать уч-ся представление о
целостного, социально
первобытных людях.
ориентированного взгляда на
мир в его органичном
единстве и разнообразии
природы. К:Развитие
навыков сотрудничества со
взрослыми и сверстниками.
Р:Формирование
уважительного отношения к
иному мнению.

3.Твоя родословная.
34

Мир древности:
далекий и близкий.
Наша Родина в
глубокой древности.

Оценивать жизненные
ситуации.

4.Кобанская культура.
5.Скифское царствоий.

35

Средние века: время
рыцарей и замков.
Наша Родина в
глубокой древности.

В предложенных ситуациях,
опираясь на общие для всех
правила поведения, делать
выбор.

6. Как Скифия стала
Сарматией.
7.Аланский союзков.

36

Новое время: встреча
Европы и Америки.

Развитие навыков
сотрудничествасо взрослыми и
сверстниками в различных
социальных ситуациях.

37

Новейшее время:
история продолжается

Проявлять уважение к чужому
мнению, в том числе мнению

П:самостоятельное
определение и
формулирование
цели,умение владеть
диалогической
речью.К:строить речевое
высказывание в уст ной и
письменной речи.Р:
приходить к общему
решению в совместной
деятельности.
П:.самостоятельное
определение и
формулирование цели.
К:строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме, умение
владеть диалогической
речью.Р:адекватно
использовать речевые
средства для решения
различных
коммуникативных задач.
П:классификация объектов
по выделенным признакам.
К:умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли.
Р:оценивание качества и
уровня усвоения знаний.
П:.самостоятельное
определение и

Познакомить уч-ся с древним
Египтом, Грецией, Римом.

Формировать представление
о Средневековье.

Познакомить уч-ся с
выдающимися людьми
Нового времени, их
изобретениями,
географическими
открытиями.
Познакомить уч-ся с
открытиями ученых,

сегодня.

38

сверстников.

Жизнь древних славян. Развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
Древняя Русь и
поступки.
Аланская держава.
8.Восточные славяне.
9.Соседи алан и
славян.

39

Во времена Древней
Руси.
Древняя Русь и
Аланская держава.
10. Аланская держава.
11.Древняя Русь.

Осознание себя членом
общества и государства,
чувство любви к родной
стране, выражающееся в
интересе к её культуре,
истории, народам и желание
участвовать в ее делах и
событиях.

формулирование
цели.К:строить речевое
высказывание в устной и
письменной форме, умение
владеть диалогической
речью.Р:адекватно
использовать речевые
средства для решения
различных
коммуникативных задач.

знаменитыми людьми XX
века.

П:соотносить результат
деятельности с поставленной
целью, определять своё
знание и незнание.К:строить
речевое высказывание в
устной и письменной форме
в соответствии с
поставленной
задачей.Р:использовать речь
для регуляции своего
действия.
П: построение логической
цепи рассуждений. Р:
формирование умения
планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия в
соответствии с поставленной
задачей.К:владение формами
речи в соответствии с
грамматическими и
синтаксическими нормами
языка.

Представление о жизни
древних славян

Представление о Древней
Руси, русских князьях

40

Страна городо.
Общие вехи истории.
12.Крещение Алании и
Руси.

Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
общепринятых норм и
ценностей.

13.Распространение
письменности.
41

в.
Принятие и освоение
Из книжной сокровищницыДревнейРуси. социальной роли учащегося,
развитие мотивов учебной
Общие вехи истории. деятельности и формирование
личностного смысла учения.
14.Борьба с
иноземными
завоевателями.

П:самостоятельное создание Представление о городах Xалгоритмов деятельности для XI века Киеве и Новгороде
решения проблем
творческого и поискового
характера. К: инициативное
сотрудничество с учителем и
классом. Р:составление
плана и последовательности
действий.
П: выбор наиболее
эффективных способов
решения задачи в
зависимости от конкретных
условий. К: владение форма
ми речи в соответствии с
нормами языка. Р:сличение
способа действия и его
результата.

Представление о
возникновении славянской
азбуки, появлении
письменности на Руси;

П:смысловое чтение,
рефлексия способов и
условий действия.
К:владение формами речи в
соответствии с нормами
языка. Р: внесение
необходимых дополнений и
корректив в план и способ
действия.
П:подведение под понятие,
анализ, сравнение, синтез. К:

Россия на карте (границы,
города, места изученных
сражений, исторических
событий). Выдающиеся люди
разных эпох. Охрана
памятников истории
культуры.

15.Сказания о героях –
богатырях.
42

Формирование эстетических
Трудные времена на
Русской земле. Горная потребностей, ценностей и
чувств.
Алания и
Московское царство.
16.Аланские общества.

43

17.Жизнь в горных
обществах.
Русь расправляет
крылья.

Проявлять уважение к чужому
мнению, в том числе мнению

Сформировать
представления уч-ся о

Горная Алания и
Московское царство.
18.Московское
царство.

сверстников.

построение и применение
высказываний для решения
постав ленной задачи.
Р:взаимооценка
деятельности.

возрождении Руси.

Развитие навыков
сотрудничествасо взрослыми и
сверстниками в различных
социальных ситуациях.

Р:Перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
факты ; определять причины,
событий. К:Доносить свою
позицию до других:
оформлять свои мысли в
устной и письменной речи.
П:Проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве.
П:моделирование.К:
построение речевых
высказываний в
соответствии с поставленной
задачей. Р:самооценка
деятельности.
Р:Проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве. П:Строить
рассуждения в форме связи
простых суждений об
объекте. К: Доносить свою
позицию до других:
оформлять свои мысли в
устной и письменной речи .
П:выдвижение гипотез и их
обоснование. К:признавать

Сформировать
представления уч-ся о
подвигах защитников Руси.

44

19.Жизнь в русских
городах и селах
Куликовская битва.

45

Иван Третий.

46

Мастера печатных дел. Формирование установки к
работе на результат, бережному
отношению к материальным и
духовным ценностям

47

Патриоты России.

Развитие этических чувств,
доброжелательности и
эмоционально-нравственной
отзывчивости.

Осознание своей гражданской
идентичности, чувства

Сформировать представления
уч-ся о Москве времен Ивана
III, сравнить ее со временем
правления Ивана Калиты и
Дмитрия Донского.
Сформировать
представления уч-ся о
появлении первой печатной
книги н а Руси,
книгопечатанья.

Сформировать
представления уч-ся о

патриотизма, уважение к
культурному наследию России.

48

Петр Великий.

Развитие самостоятельности,
самооценки.

49

Михаил Васильевич
Ломоносов.

Развитие этических чувств,
понимания и сопереживания
чувствам других людей.

50

Екатерина Великая.

Принятие и освоение
социальной роли учащегося.

возможность существования
раз личных точек зрения и
права каждого иметь свою.
Р: умение работать в
материальной и ин
формационной среде.
Р:Самостоятельно учитывать
выделенные учителем
ориентиры действия в новом
учебном материале
П:Перерабатывать
полученную информацию:
сравнивать и группировать
факты ; определять причины,
событий.К:Читать вслух и
про себя тексты учебника,
выделять главное, отделять
новое от известного.
П: самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели.
К:контроль, коррекция
действий партнера.
Р:определение
последовательности
промежуточных целей с
учетом конечного
результата.
П:поиск и выделение
необходимой информации.
К:умение с достаточной
полнотой выражать свои
мысли. Р:постановка учеб
ной задачи.

патриотизме.

Сформировать
представления уч-ся о
времени правления Петра I ,
его реформах.

Сформировать
представления уч-ся о жизни
и деятельности М.В.
Ломоносова.

Сформировать
представления уч-ся о жизни
в России во времена
правления Екатерины
Великой.

51

Отечественная война
1812 года.

Оценивать жизненные си туации
(поступки людей) с точки
зрения общепринятых норм и
ценностей: учиться отделять
поступки от самого человека.

52

Страницы истории
XIX века. .

Основы гражданской
идентичности личности в
форме осознания «Я» как
гражданина России, чувства со
причастности, гордости за свою
Родину, народ и историю.

Осетия – Алания в
Российском
государстве.
20. Смутное время и
обновление России.

П:выбор наиболее
эффективных способов
решения задачи в
зависимости от конкретных
условий. К:сотрудничество с
классом. Р:сличение способа
действия и его результата с
данным эталоном.
П:осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме.
К:владение монологической
и диалогической речью.
Р:составление плана и
последовательности
действий.

Сформировать
представления уч-ся о войне
1812 года.

П:самоопределение к
деятельности. К:построение
логической цепи
рассуждений. Р:постановка
учебной задачи.

Сформировать
представления уч-ся о
важнейших событиях в
России в началеXX века.

Сформировать
представления уч-ся о жизни
в XIX веке, о технических
изобретениях того времени.

21. Российская
империя.
53

Россия вступает в 20
век . Осетия –
Алания в Российском
государстве.
22. Присоединение
Алании – Осетии к
России.
23. Город Дзауджикау
– Владикавказ.

Самостоятельно определять и
высказывать самые простые
общие для всех людей правила
поведения (основы
общечеловеческих
нравственных ценностей).

54

Страницы истории
1920 – 1930хВпоисках народного
счастья.

Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
общепринятых норм и
ценностей.

П:структуирование знаний.
К:умение с достаточной
полнотой выражать свои
мысли. Р:оценивание ка
чества и уровня усвоения
материала.

Сформировать
представления уч-ся о жизни
страны в 20-30-е годы.

Формирование чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России.

Р:Адекватно воспринимать
предложения и оценку
учителей, товарищей,
родителей и других людей.
П:Строить сообщения в
устной и письменной форме
К:Делать выводы на
основе обобщённых знаний.

Сформировать
представления уч-ся о
Великой Отечественной
войне.

Формирование чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России.

П:выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в зависимости
от конкретных условий.
К:владение формами речи в
соответствии с нормами
языка. Р:постановка учебной

Сформировать
представления уч-ся о
Великой Отечественной
войне, ее героях, о битве на
Курской дуге.

24. Переселение на
равнину.
25.Освобождение
крестьян.
55

годов.
Великая
Отечественная война и
Великая Победа.
Впоисках народного
счастья.
26.Революция и
гражданская война.
27. Спасение Южной
Осетии.

56

Великая
Отечественная война и
Великая Победа.
Курская дуга.
Трудный путь к

задачи.

согласию и миру.
28. Строительство
нового общества.
29. Великая
Отечественная война.
57

Страна, открывшая
путь в космос. Наши
проекты.

Формирование установки на
безопасный, здоровый образ
жизни.

Р:Проявлять познавательную
инициативу в учебном
сотрудничестве. П:Находить
необходимую информацию,
как в учебнике, так и в слова
рях и энциклопедиях.
К:Оформлять свои мысли в
устной речи с учётом
учебных и жизненных
речевых ситуаций.

Сформировать
представления уч-ся ожизни
страны в послевоенное
время.

58

Основной закон
России и права
человека.

Развитие самостоятельности и
личной ответственности за свои
поступки, в том числе в
информационной деятельности,
на основе представлений о
нравственных нормах.

Р:Проявлять познавательную
ини
циативу в учебном
сотрудничестве
П:Отбирать необходимые
для решения учебной задачи
источники ин формации.
К:Оформлять свои мысли в
устной речи с учётом
учебных и жизненных
речевых ситуаций.

Дать представление о
государственном устройстве
нашей страны, об основных
документах, защищающих
права человека.

Трудный путь к
согласию и миру.
30. Современная
Россия.
31.Алания на пути в
будущее.

59

Мы - граждане России.
Повторение
пройденного
материала. Обобщение
изученного.

Формирование целостного,
социально ориентированного
взгляда на мир в его
органичном единстве и
разнообразии природы,
народов, культур и религий.

60

Славные символы
России.Проверочная
работа по курсу
«Рассказы по истории
Алании и России».

Формирование уважительного
отношения к иному мнению,
истории и культуре других
народов.

61

Такие разные
праздники.

Формирование эстетических
потребностей, ценностей и
чувств.

62

Путешествие по

Формирование чувства

П:самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели, анализ,
сравнение, классификация
объектов по выделенным
признакам. К:инициативное
сотрудничество с учителем и
классом. Р:постановка
учебной задачи.
П: самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели.
К:осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме,
умение выражать свои
мысли в соответствии с
поставленной задачей.
Р:оценивание качества и
уровня усвоения материала.
П: выбор наиболее
эффективных способов
решения задач в зависимости
от конкретных условий.
К:владение монологической
и диалогической формами
речи в соответствии с
поставленной задачей. Р:
способность к мобилизации
сил и энергии, к волевому
усилию.
П: осознанное и

Формировать представление
о том, что значит быть
гражданином, о главе
государства, Федеральном
собрании и их работе.

Формировать представление
о государственных символах
России.

Сформировать
представление опраздника в
России, их различиях и
особенностях.

Дать представление, на

России, по Дальнему
Востоку и Сибири.

гордости за свою Родину,
российский народ и историю
России.

63

По северу европейской Осознание своей этнической и
части России.
национальной принадлежности.

64

Драгоценное ожерелье
старинных русских
городов.

Формирование ценностей
многонационального
российского общества

65

Резерв.
Проверим себя и

Принятие и освоение
социальной роли учащегося,

произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме.
Р:формирование умения
планировать,
контролировать и оценивать
учебные действия.К:
контроль и оценка действий
партнера.
П:самостоятельное
определение познавательной
цели. К:использование
речевых форм для решения
коммуникативных и
познавательных задач.
Р:использование различных
способов поиска (в
справочных источниках),
сбора, обработки, анализа,
организации, передачи и
интерпретации информации.
П: осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной и письменной форме.
Р:активное использование
знаково-символических
средств представления
информации.
К:использование речевых
средств для решения
коммуникативных и
познавательных задач.
П: самостоятельное
выделение и

сколько наша страна велика,
познакомить с народами,
населяющими Россию, их
обычаями.

Познакомить с городами
европейской части России,
их народами, образом жизни.

Познакомить с
достопримечательностями
старинных русских городов.

Проверить знания по
изученным разделам.

оценим свои
достижения за
второе полугодие.

развитие мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения.

66

Презентация
проектов.

Принятие и освоение
социальной роли учащегося,
развитие мотивов учебной
деятельности и формирование
личностного смысла учения.

67

Резерв.
Обобщающая игра
«Крестики – нолики».

Развитие навыков
сотрудничествасо взрослыми и
сверстниками в различных
социальных ситуациях.

68

Резерв.
Обобщающий урок–
игра. КВН.

Развитие умения не создавать
конфликтов и находить выходы
из спорных ситуаций.

формулирование цели, К:
овладение способностью
принимать и сохранять цели
и задачи учебной
деятельности, поиска
средств её осуществления. Р:
оценивание качества и
уровня усвоения материала.
П: самостоятельное
выделение и
формулирование
познавательной цели, поиск
и выделение необходимой
информации. К:
инициативное
сотрудничество с учителем
и сверстниками. Р:
составление плана и
последовательности
действий.
П:самоопределение к
деятельности. К:построение
логической цепи
рассуждений. Р:постановка
учебной задачи.
П:анализ объектов с целью
выделения их признаков.
К:сотрудничество со
сверстниками .Р: самооценка
деятельности.

Формировать умение
самостоятельно работать,
отстаивать свою точку
зрения.

Проверить знания уч-ся по
разделам « Современная
Россия», «Страницы истории
России»,«Страницы
всемирной истории».
Обобщение и повторение
знаний по разделам
«Современная
Россия»,«Страницы истории
России».

«Наша Родина в прошлом»
4 класс (17 часов)

№
п/п
1.

Раздел, тема урока, тип урока

Кол – во
часов

1. История – живая связь времен.
1.Что такое история.

С. 3 – 5

2. Как изучают прошлое.

С. 5 – 7

3.Твоя родословная.

С. 7 – 9

Тип урока: урок открытия новых знаний
2.

Учебник

2. Наша Родина в глубокой древности.

1

Ожидаемые результаты

Дата
проведения

4.Кобанская культура.

С. 10 – 12

5.Скифское царство.

С. 12 - 14

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
3.

2. Наша Родина в глубокой древности.
6. Как Скифия стала Сарматией.

С. 14 – 16

7.Аланский союз.

С. 17 – 19

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
4.

3. Древняя Русь и Аланская держава.
8.Восточные славяне.

С.20 – 22

9.Соседи алан и славян.

С.22 – 24

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
5.

3. Древняя Русь и Аланская держава.
10. Аланская держава.

С.24 – 27

11.Древняя Русь.

С. 27 – 29

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
6.

4. Общие вехи истории.
12.Крещение Алании и Руси.

С. 30 – 32

13.Распространение письменности.

С.32 – 35

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
7.

4. Общие вехи истории.
14.Борьба с иноземными завоевателями.

С. 35 – 38

15.Сказания о героях – богатырях.

С. 38 – 41

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
8.

5. Горная Алания и Московское царство.
16.Аланские общества.

С. 42 – 45

17.Жизнь в горных обществах.

С.45 – 48

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
9.

5. Горная Алания и Московское царство.
18.Московское царство.

С. 48 – 51

19.Жизнь в русских городах и селах.

С. 51 - 53

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
10.

6. Осетия – Алания в Российском государстве.
20. Смутное время и обновление России.

С. 54 – 57

21. Российская империя.

С. 57 – 60

Тип урока: урок открытия новых знаний
11.

6. Осетия – Алания в Российском государстве.

1

22. Присоединение Алании – Осетии к России.

С. 60 – 63

23. Город Дзауджикау – Владикавказ.

С. 63 – 66

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
12.

7.Впоисках народного счастья.
24. Переселение на равнину.

С. 67 – 69

25.Освобождение крестьян.

С. 70 – 72

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
13.

7.Впоисках народного счастья.
26.Революция и гражданская война.

С. 72 – 75

27. Спасение Южной Осетии.

С. 76 – 78

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
14.

8. Трудный путь к согласию и миру.
28. Строительство нового общества.

С. 79 – 81

29. Великая Отечественная война.

С. 82 – 85

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
15.

8. Трудный путь к согласию и миру.
30. Современная Россия.

С. 85 – 88

31.Алания на пути в будущее.

С. 88 – 91

1

Тип урока: урок открытия новых знаний
16.

Повторение пройденного материала. Обобщение изученного.

17.

Проверочная работа по курсу «Рассказы по истории Алании и
России».

1

1

Лист корректировки рабочей программы
Дата урока Дата
по плану
проведения
по факту

Содержание корректировки
(тема урока)

Обоснование
корректировки

проведения Реквизиты
документа
(дата
,
приказа)

№


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».