ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебному плану
на 2024– 2025 учебный год 1-4 класс
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(действующая редакция);
- Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года №61-РЗ «Об
образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года №286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;(1-2 е классы)
- Федеральным законом от 24 сентября 2022 года №371-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный
закон) и статьей №1 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации» введены единые для Российской Федерации федеральные основные
общеобразовательные программы (далее - ФООП), которые разрабатываются и
утверждаются Министерством просвещения РФ;
-приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года №
373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (2-4 классы);
- примерная основная образовательная программа начального общего образования
(в соответствии с действующими ФГОС) протокол № 1 от 31.08.2022 г.;
- приказы Министерства образования и науки РФ от 31.12.2015 г № 1576, № 1577, № 1578
«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего, основного общего, среднего общего образования,
предусматривающие выделение отдельных самостоятельных предметных областей
«Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и литература» как
самостоятельные и обязательные для изучения»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
- письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 января2018
года №08-96 «Методические рекомендации для органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации по совершенствованию процесса реализации
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» и
предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»;
-концепция «Шахматное образование в общеобразовательных организациях Республики
Северная Осетия-Алания»;
-приказ Минпросвещения России от 18.07.2022 г. № 569 «О внесении изменений в
федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской
Федерации от 31 мая 2021 года № 286»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г.
№ 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи"
- приказ Минпросвещения России от 20.05.2020 г №254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования"(с изменениями на 11 февраля
2022 года).
- приказ Минпросвещения России от 05.12.2022 г №1063 « О внесении изменений в
Порядок организации и осуществлении образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам- образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего образования, утверждённый приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115»
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования"
(Зарегистрирован 12.07.2023 № 74229).
-Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 27.12.2023 № 1028
«О внесении изменений в некоторые приказы Минобрнауки и Минпросвещения России,
касающиеся федеральных государственных стандартов основного общего образования и
среднего общего образования»
-Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 22.01.2024 № 31
«О внесении изменений в некоторые
приказы Минобрнауки и Минпросвещения России, касающиеся федеральных
государственных стандартов начального общего образования и основного общего
образования»
письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 20.06.2018
№ 05-192 «О реализации прав на изучение родных языков из числа языков народов
РФ в общеобразовательных организациях»;
Положения о языках образования (обучения) и об изучении «Родного языка»,
«Литературного чтения на родном языке» (приказ МБОУ ООШ с.Сухотского № .49
от 22.03.2013г.), осуществляющего образовательную деятельность по реализуемым
образовательным программам;
Положение о порядке организации изучения родного языка в МБОУ ООШ
с.Сухотского (пр.№ 49 от 22.03.2013 г.);
Устава МБОУ ООШ с.Сухотского
Уровень начальное общее образование
1.Учебный план начального общего образования филиала МБОУ ООШ с. Сухотского
НОШ с. Малгобек на2024–2025 учебный год является документом, распределяющим
учебное время, отводимое на изучение различных учебных предметов обязательной части
и части, формируемой участниками образовательных отношений, определяющим
максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся.
1.1.Содержание и структура учебного плана начального общего образования
определяется требованиями ФГОС-2021 , системой УМК, задачами и спецификой
образовательной деятельности филиала МБОУ ООШ с. Сухотского НОШ с. Малгобек ,
сформулированными в уставе образовательного учреждения. Учебный план уровня
начального общего образования призван обеспечить освоение учащимися
государственного образовательного стандарта, и дает возможность формировать
познавательную мотивацию, развивать личностную активность, способствовать
сохранению здоровья.
1.2. Учебный план предусматривает следующий режим:
- 4-летний срок освоения образовательных программ начального
общего образования для 1-4 классов;
-продолжительность учебного года:
-- в 1-х классах – 33 учебные недели;
- во 2- 4 х классах – 34 учебные недели.
- продолжительность учебной недели в 1классах – 5 дней; продолжительность учебной
недели во 2 классах – 6 дней;
- обязательная недельная нагрузка обучающихся:
в 1-х классах – 21 час;
во 2 –4 х классах- 26 часов.
- продолжительность урока: в 1-х классах используется «ступенчатый» режим обучения:
в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4
урока по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 40 минут каждый.
- продолжительность урока: во 2-4 х классах – 40 минут.
В филиале МБОУ ООШ с.Сухотского –НОШ с. Малгобек с 1-4 класс объединены в
классы комплекты 1,3 и 2,4 классы.
1.3 Обучение в 1-х классах проводится без балльного оценивания знаний обучающихся,
без домашних заданий.
1.4 Объем времени на выполнение домашних заданий:
во 2-4 х классах – 1,5 ч.
1.5 На основании санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН
2.4.2.2821-10 п. 10.10 для учащихся 1-х классов введены дополнительные недельные
каникулы в третьей четверти.
1.5.Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30
календарных дней, летом — не менее 8 недель.
2.Общая характеристика.
2.1. Реализация содержания федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обеспечивается учебно-методическим комплексом,
направленным на общекультурное, личностное, познавательное развитие, на
формирование универсальных учебных действий: «Школа России»
2.2. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой
участниками образовательных отношений:
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей).
ОО реализовывает примерный учебный план начального общего образования
Вариант №4 для 1-4 классов общеобразовательных организаций в которых
обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков
народов Российской Федерации
Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2954
часов и более 3345 часов. Время, отводимое на внеурочную деятельность,
составляет до 1350 часов за 4 года обучения.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметами:
русский язык –5 часа в неделю в 1-4 классах
литература – 3 часа в неделю в 1 -4 классах.
Предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» представлена
предметами:
родной язык (русский) и литературное чтение на родном языке(русском,
осетинском) – в1классе 2 часа , 2-4 классах – 3часа в неделю.
Изучение родного языка и литературного чтения на родном языке направлено на
развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и
монологической речи.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом математика 4 часа в неделю в 1-4 классе.
Предметная область «Обществознание и естествознание» представлена предметом
окружающий мир - 2 часа в неделю в 1-4 классе.
Образовательная область «Физическая культура» представлена предметом физическая
культура – 2 часа в неделю в 1-4 классе . Образовательная область «Искусство»
представлена предметами:
музыка -1 час в неделю в 1-4 классах
изобразительное искусство -1 час в неделю в 1-4 классах.
Образовательная область «Технология» представлена учебным предметом труд (
технология) -1 час в неделю в 1-4классе.
2.3. Особенности учебного плана ОУ:
Учебный план филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с. Малгобек Моздокского
района РСО-Алания начального общего образования
обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС – 2021 для 1-4
классов, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структура обязательных предметных областей по классам (годам
обучения).
ФГОС НОО -2021 устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и
обязательные предметные области.
- Предметная область « Русский язык и литературное чтение»
- Предметная область « Родной язык и литературное чтение на родном языке»
- Предметная область « Математика и информатика»
- Предметная область «Обществознание и естествознание»
- Предметная область «Искусство»
- Предметная область «Технология»
- Предметная область «Физическая культура»
Часы отведённые в 1-4 классе на преподавание учебных предметов области «
Искусство» проводится отдельно : музыка – 1 час в 1-4 классе, ИЗО – 1 час в 1-4 классе
, в соответствии с учебным планом.
Региональной спецификой учебного плана является изучение предметов « Родной язык» (
русский язык ) в 1классе - 2 часа в неделю, а во2-4 классах - 3 часа в неделю.
Учебный план
уровня начального общего образования
на 2024-2025учебный год 1-4 класс
Вариант 4
Федеральный учебный план начального общего образования
(1 кл. – 5-дневная учебная неделя, 2–4 кл. – 6-дневная учебная неделя
с изучением родного языка)
Количество часов в неделю
Предметные
области
Учебные предметы/
классы
II
Формы
промежуточ
ной
аттестации
III
Формы
промежут
очной
аттестаци
и
IV
Формы
промежуточн
ой аттестации
5
5
5
3
диктан
тс
грамма
тическ
тестова
им
я
задание
работа
м
5
3
диктант
с
граммат
ическим
тестовая
заданием
работа
диктант с
грамматич
еским
заданием
тестовая
работа
I
Формы
промежуточ
ной
аттестации
Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение
Русский язык
Литературное чтение
3
3
Всего
часов
20
12
Родной язык и (или)
государственный язык
республики
Российской
Родной язык и
Федерации( русский
литературное
чтение на родном язык/осетинский
язык)
языке
Литературное чтение
на родном язык
(русский)
2
1
1
–
2
контроль
ная
работа
4
4
2
2
контроль
ная
работа
тестовая
работа
–
–
Музыка
1
1
Изобразительное
искусство
1
1
Труд (технология)
1
1
Иностранный
язык
Иностранный язык
Математика и
информатика
Математика
Обществознание
и естествознание
Основы
религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
диктант
с
граммат
ическим
заданием
1
Окружающий мир
Основы религиозных
культур и светской
этики
диктан
тс
грамма
тическ
им
задание
м
2
2
контро
льная
работа
2
контрольн
ая работа
6
4
контро
льная
работа
тестова
я
работа
4
контрольн
ая работа
16
2
тестовая
работа
проектная
работа
8
отчетн
ый
концер
т
творчес
кая
работа
проект
ная
работа
1
отчетный
концерт
4
1
творческа
я работа
4
1
проектная
работа
4
2
1
2
–
отчетны
й
концерт
творческ
ая работа
1
проектна
я работа
1
1
диктант с
грамматич
еским
заданием
1
1
7
4
1
Физическая
культура
Физическая культура
2
2
Итого:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Русский язык и
Литературное чтение
литературное
чтение
Физическая
Физическая культура
литературное
культура
чтение недели
Учебные
Всего часов
21
0
24
2
24
2
25
1
94
5
1
1
1
3
1
1
33
693
34
884
34
884
34
884
135
3345
21
26
26
26
99
Максимально допустимая недельная
нагрузка, предусмотренная
действующими санитарными правилами
и гигиеническими нормативами
сдача
контроль
ных
нормати
вов
2
сдача
контро
льных
нормат
ивов
2
сдача
контрольн
ых
нормативо
в
8
2
2.1.Учебный план (недельный)
для 1,3 класса - комплекта филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с.Малгобек
Моздокского района РСО- Алания реализующих основную образовательную
программу начального общего образования
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением
на родном языке)
Предметные области
Учебные предметы/классы Количество Всего
часов
в неделю
I
III
Русский язык
5
5
10
Литературное чтение
3
3
6
Обязательная часть
Русский язык
и литературное чтение
Родной язык и (или)
государственный язык
Родной язык
республики Российской
и литературное чтение на Федерации
родном языке
4
2
2
Литературное чтение
1
1
Иностранный язык
Иностранный язык
-
2
2
Математика
и информатика
Математика
4
4
8
Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
2
2
4
-
-
-
Изобразительное искусство 1
1
2
Музыка
1
1
2
Технология
Труд (технология)
1
1
2
Физическая культура
Физическая культура
2
2
4
21
24
44
Основы религиозных
Основы религиозных
культур и светской этики культур и светской этики
Искусство
Итого:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Русский язык и
литературное чтение
литературное чтение
Литературное чтение
Физическая культура
Физическая культура
0
2
2
1
1
1
1
Учебные недели
33
34
67
Всего часов
693
782
1475
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная санитарными правилами
и гигиеническими нормативами
21
26
47
2.2.Учебный план (недельный)
для 2,4 класса - комплекта филиала МБОУ ООШ с.Сухотского НОШ с.Малгобек
Моздокского района РСО- Алания реализующих основную
образовательную программу начального общего образовании
Федеральный учебный план начального общего образования
(5-дневная учебная неделя с изучением родного языка или обучением
на родном языке)
Предметные области
Учебные предметы/классы Количество Всего
часов
в неделю
II
IV
Русский язык
5
5
10
Литературное чтение
3
3
6
3
3
6
Обязательная часть
Русский язык
и литературное чтение
Родной язык и (или)
государственный язык
Родной язык
и литературное чтение на республики Российской
Федерации
родном языке
Литературное чтение
Иностранный язык
Иностранный язык
2
2
4
Математика
и информатика
Математика
4
4
8
Обществознание
и естествознание
(Окружающий мир)
Окружающий мир
2
2*
4
Основы религиозных
Основы религиозных
культур и светской этики культур и светской этики
-
1
1
Изобразительное искусство 1
1
2
Музыка
1
1
2
Технология
Труд (технология)
1
1
2
Физическая культура
Физическая культура
2
2
4
Итого:
24
24
48
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
2
2
4
1
2
1
2
Искусство
Русский язык и
литературное чтение
литературное чтение
Литературное чтение
Физическая культура
Физическая культура
1
1
Учебные недели
34
34
67
Всего часов
782
782
1564
Максимально допустимая недельная нагрузка,
предусмотренная санитарными правилами
и гигиеническими нормативами
26
26
52
2* - Учебный курс «История Осетии» изучается интегрировано в рамках учебного
предмета «Окружающий мир»
3.План внеурочной деятельности
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. План внеурочной деятельности филиала МБОУ ООШ с.Сухотского – НОШ с.
Малгобек обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего:
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 569);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413».
1.2. Основные образовательные программы начального общего образования реализуются
образовательной организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности
с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
•
•
•
•
•
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), Санитарные
правила и нормы СанПин 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2
(далее – СанПин 1.2.3685-21).
Под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС понимается образовательная
деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной, и направленная на
достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования.
1.3. При разработке плана использовались следующие документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 14.07.2022);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 569);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 “Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования” (с изменениями от 18.06.2022 Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации № 568);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 г. № 732 «О
внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт
среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 г. "Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ
начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями,
осуществляющими образовательную деятельность";
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021
№ 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего образования";
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.12.2021 № 03-2161 «О
направлении методических рекомендаций»;
Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций» (вместе с
«Информационно-методическим письмом об организации внеурочной деятельности в
рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего и основного общего образования»);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 992 "Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования";
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи" (СП 2.4.3648-20);
Информационно-методическое письмо Министерства просвещения Российской
Федерации «Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации
обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего и основного общего образования» от 05.07.2022
№ ТВ-1290/03;
•
•
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания" (СанПиН 1.2.3685-21);
Устав МБОУ ООШ с.Сухотского
2. Целевая направленность, стратегические и
тактические цели содержания образования
2.1. План отражает основные цели и задачи МБОУ ООШ с.Сухотского
2.2. Подготовлен с учетом требований Федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования, основного общего образования, среднего
общего образования, обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей
обучающихся через внеурочную деятельность, широту развития личности
обучающихся, учитывает социокультурные и иные потребности, регулирует
недопустимость перегрузки обучающихся, с целью дальнейшего совершенствования
образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения
вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного
пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения
школьников и сохранения их здоровья.
2.3. Учебный план и план внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации основной образовательной программы.
Соотношение обязательной части учебного плана начального общего образования, части,
формируемой участниками образовательных отношений, и плана внеурочной
деятельности представлено в таблице:
Количество часов в год по
Всего за 4 года
классам (годам обучения)
обучения
I
II
III
IV
Обязательная часть учебного плана
образовательной
организации
693
816
850
884
3245
Часть, формируемая
участниками образовательных
отношений
0
68
34
-
102
Внеурочная деятельность
102
102
102
102
408
2.4. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы
организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся при получении
начального общего образования (до 1320 часов за четыре года обучения), основного с
учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации.
План внеурочной деятельности в первую очередь направлен на достижение
обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования в зависимости от возможностей филиала МБОУ ООШ
с.Сухотского- НОШ с.Сухотского , а также особенностей окружающего социума.
Внеурочная деятельность осуществляется по различным схемам, в том числе:
- непосредственно в образовательной организации.
3. Основные принципы плана
3.1. При выборе направлений и отборе содержания обучения филиала МБОУ
ООШ с.Сухотского- НОШ с. Малгобек учитывает:
- учет познавательных потребностей обучающихся и социального заказа родителей;
- учет кадрового потенциала образовательного учреждения;
- поэтапность развития нововведений;
- построение образовательного процесса
в
соответствии с
санитарногигиеническими нормами;
- соблюдение преемственности и перспективности обучения.
3.2. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях
общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность
подключиться к занятиям по интересам, познать новый способ
существования – безотметочный, при этом обеспечивающий достижение
успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по
обязательным учебным дисциплинам.
3.3. Внеурочная деятельность опирается на содержание основного образования,
интегрирует с ним, что позволяет сблизить процессы воспитания, обучения
и развития, решая тем самым одну из наиболее сложных проблем
современной педагогики. В процессе совместной творческой деятельности
учителя и обучающегося происходит становление личности ребенка.
3.4. Внеурочная деятельность решает следующие задачи:
поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов
освоения программ начального общего образования, основного общего образования,
среднего общего образования;
совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в
разновозрастной школьной среде;
формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил
безопасного образа жизни;
повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к
познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей участников;
развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств,
обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться,
подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений
командной работы;
поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления;
формирование культуры поведения в информационной среде.
3.5. С целью реализации принципа формирования единого образовательного
пространства на всех уровнях образования часы внеурочной деятельности
реализуются через учебно-познавательную
деятельность,
в
которой наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности
по учебным предметам и формированию функциональной грамотности:
- занятия по углубленному изучению отдельных учебных предметов;
- занятия по формированию функциональной грамотности;
- занятия по проектно-исследовательской деятельности;
- профориентационные занятия.
3.6. Внеурочная деятельность на базе филиала МБОУ ООШ с.СухотскогоНОШ с. Малгобек реализуется через системы внеурочной деятельности,
работу классных руководителей. При выборе направлений и отборе
содержания обучения учитываются:
особенности филиала МБОУ ООШ с.Сухотского- НОШ с.Малгобек
(условия
функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав);
результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и
трудности их учебной деятельности;
возможность обеспечить условия
для организации разнообразных внеурочных
занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью;
особенности информационно-образовательной среды филиала МБОУ ООШ
с.Сухотского- НОШ с. Малгобек , национальные и культурные особенности региона.
3.7 Направления внеурочной деятельности.
Духовно-нравственное
Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
Социальное
Общеинтеллектуальное
Общекультурное
Предусмотренные на внеурочную деятельность часы распределены следующим образом:
Обязательная часть:
1 час в неделю — на информационно-просветительские занятия патриотической,
нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном» (понедельник,
первый урок);
1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся (в том числе финансовой грамотности);
1 час в неделю — на занятия, направленные на работу со слабоуспевающими и
одарёнными детьми.
С целью реализации принципа формирования единого образовательного пространства на
всех уровнях образования часы внеурочной деятельности использованы через реализацию
плана внеурочной деятельности с преобладанием педагогической поддержки
обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве школы.
Программы внеурочной деятельности разрабатываются в 1 классе на 33 учебные недели,
во 2 – 3 классах – на 34 учебные недели.
4. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности.
Воспитательный результат внеурочной деятельности - непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде
деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или
иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка. Все
виды внеурочной деятельности обучающихся на ступени начального, основного и
среднего общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Духовно-нравственное направление
Один час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном».
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей родине — России, населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном
должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции
личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного
поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» — разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни
человека в современной России: знанием родной истории и пониманием сложностей
современного мира, техническим прогрессом и сохранением природы, ориентацией в
мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения,
доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Коммуникативное направление (формирование функциональной грамотности)
Основная
цель: развитие
способности обучающихся
применять
приобретённые знания, умения и навыки для решения задач в
различных сферах
жизнедеятельности, (обеспечение связи обучения с жизнью).
Основная задача: формирование и развитие функциональной грамотности школьников:
читательской, математической, естественно- научной, финансовой, направленной и на
развитие креативного мышления и глобальных компетенций.
Основные организационные формы: интегрированные курсы, метапредметные кружки
или факультативы.
Общеинтеллектуальное направление
Основная цель: интеллектуальное развитие обучающихся, удовлетворение их особых
познавательных интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного отношения обучающихся к
знаниям, как залогу их собственного будущего.
Основные направления деятельности: занятия по дополнительному или углубленному
изучению учебных предметов или модулей; занятия в рамках исследовательской и
проектной деятельности; занятия, связанные с освоением регионального компонента
образования или особыми этнокультурными интересами участников
образовательных отношений; дополнительные занятия для школьников, испытывающих
затруднения в освоении учебной программы или трудности в освоении языка обучения;
специальные занятия
для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья или испытывающими затруднения в социальной коммуникации.
Общекультурное направление
Основная цель: общекультурное развитие обучающихся, удовлетворение их культурных
потребностей и интересов.
Основная
задача:
формирование
ценностного отношения обучающихся к
культуре в целом, как к духовному богатству общества, сохраняющему национальную
самобытность народов России.
Направление нацелено на воспитание личности творца, способного осуществлять свои
творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства, на
формирование у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию,
самосовершенствованию и
самоопределению в процессе познания искусства, истории, культуры, традиций. В рамках
данного направления учащиеся принимают участие в выставочной деятельности, в
конкурсном движении.
11.План внеурочной деятельности классов, обучающихся 1-4 классов (ФГОС НОО)
11.1 Годовой план внеурочной деятельности
№
Направления
Название кружка
Количество часов в
п\п
год
1,3 класс
2 ,4
комплект
класс
комплект
Разговоры о важном
1 Духовно34 часа
34 часа
нравственное
34 часа
2 Проектно –
История родного края
исследовательская
деятельность
3 Интеллектуальное
Читательская грамотность 34 часа
34 часа
4
Художественноэстетическая
творческая
Природа и творчество
Биссероплетение
34 часа
34 часа
5
деятельность
Итого за год
Хор
34 часа
136
136
11.2Недельный план внеурочной деятельности
№
п\п
1
2
3
4
5
Направления
Название кружка
Количество часов в
год
1,3 класс
2 ,4
комплект
класс
комплект
Разговоры о важном
1
1
Духовнонравственное
Проектно –
История родного края
исследовательская
деятельность
Интеллектуальное Читательская грамотность
Художественноэстетическая
творческая
деятельность
Недельная нагрузка
1
1
Природа и творчество
1
1
Биссероплетение
1
Хор
1
4
4
Занятия групп проводятся на базе филиала школы в кабинетах начальных классов.
Численность групп в зависимости от направления внеурочной деятельности составляет от
1 -2 обучающихся.
Таким образом, план внеурочной деятельности на 2024-2025 учебный год создаёт условия
для повышения качества образования, обеспечивает развитие личности обучающихся.