5 класс ист.

1

2

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
№


Нормативные документы

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
 Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

2,3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», утверждённых главным государственным врачом Российской Федерацииот 27 октября 2020 г № 32;
 Основная образовательная программа общего образования МБОУ ООШ с.Сухотского
 Примерная образовательная программа общего образования, авторская программа А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая.
 Учебный план МБОУ ООШ с.Сухотского на 2021-2022 уч. год


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№

Авторы

А. А. Вигасин,
Г. И. Годер,
1 И. С. Свенцицкая.

2 Г.И. Годер

Название

Год издания

Издательство

Всеобщая история.
История Древнего мира

2003

Москва "Просвещение"

Методическое пособие по истории
Древнего мира

2003

Москва "Просвещение"

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностные

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и
региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции
и ответственному поведению в современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

3
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять
простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать
современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение,
эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в
школе и социальном окружении и др.
ПознавательныеУУД:
 Умение структурировать знания,
Метапредметные
 Выделение и формулирование учебной цели.
 Поиск и выделение необходимой информации
 Анализ объектов;
 Синтез, как составление целого из частей
 Классификация объектов.
Коммуникативные УУД:
 Умение выражать свои мысли,
 Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
 Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
 Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации
Ученик научится:
1. Работать с хронологией.
2. Работать с историческими фактами.
3. Работа с историческими источниками.
4. Описанию исторических событий (реконструкции).
5. Анализу, объяснению.
6. Работе с версиями, оценками событий в истории.
Предметные
7. Применению знаний и умений в общении, социальной среде.
Ученик получит возможность научиться:
1.Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной
и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

4
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.Читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых,
изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание
исторических объектов, памятников.
5.Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; ·
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в
истории и их оценку.
7.Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной
жизни как основу диалога в поликультурной среде;
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и
общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС)
Знать / понимать
Уметь

- знание хронологии, работа с хронологией;
- знание исторических фактов, работа с фактами;
-работа с историческими источниками;
-описание (реконструкция;
- анализ, объяснение;
- работа с версиями, оценками;
- применение знаний и умений в общении, социальной среде.

5

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(из ООП)
Раздел / тема
1. Базовая часть:
Введение
Раздел 1. Жизнь
первобытных людей.

Содержание
1.Введение (как жили наши предки)

2.Первобытные собиратели и охотники: древнейшие люди, родовые общины охотников и собирателей,
возникновение искусства и религии, возникновение земледелия и скотоводства, появление неравенства и знати
3.Счет лет в истории
4.Древний Египет: государство на берегах Нила, земледельцы и ремесленники, вельможи, военные походы
Раздел 2. Древний
фараонов, религия и искусство Древнего Египта, письменность и знания древних египтян
Восток
5.Западная Азия в древности: древнее Двуречье, вавилонский царь Хамураппи, финикийские мореплаватели,
библейские сказания и древнееврейское царство, ассирийская держава, персидская держава
6.Индия и Китай в древности: природа и люди, индийские касты, мудрец Конфуций и властелин единого Китая
7.Древнейшая Греция: греки и критяне, Микены и Троя, поэмы Гомера и религия древних греков
Раздел 3. Древняя
8.Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием: земледельцы Аттики, демократия в Афинах, древняя
Греция
Спарта, греческие колонии, Олимпийские игры в древности, Марафонская битва, нашествие персов на Элладу
9.Возвышение Афин в 5 веке до н.э. и расцвет демократии: порт Пирей, город Афины, афинские школы и театры,
афинская демократия при Перикле
10.Македонские завоевания в 4 веке до н.э.: города Эллады подчиняются Македонии, А.Македонский,
Александрия Египетская
Раздел 4. Древний Рим
11. Древний Рим: климат, завоевание Римом Италии, устройство республики, вторая война Рима с Карфагеном,
господство римлян в Средиземноморье, рабство, земельный закон братьев Гракхов, восстание Спартака и
единовластие Цезаря, установление империи, соседи римлян, император Нерон, первые христиане и расцвет
империи, империя при Константине, взятие Рима варварами.

6

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Класс
5

№ Вид программного
п/п
материала
1
1.1
1.2
1.3
1.4

№ раздела
Название раздела

Раздел 1. Жизнь
первобытных людей
Раздел 2. Древний
Восток
Раздел 3. Древняя
Греция
Раздел 4. Древний
Рим

ИТОГО:

Количество
учебных часов

Количество тестов

контрольных работ

6

1

1

19

4

1

23

3

1

20

5

2

68

13

5

Формы и средства контроля:

проверка проводится в течении учебного года с целью контроля уровня знаний учащихся на разных этапах обучения.
словарные диктанты, тесты, фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.

7

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -основная общеобразовательная школа имени
Н.И.Сулимова с. Сухотского Моздокского района Республики Северная Осетия – Алания363714, РСО - Алания, Моздокский
район; с. Сухотское, ул.Новая № 35
тел/факс 56-6-27
ИНН 1511101273/ КПП 151001001;ОГРН 1021500921001 ;ОКТМО 90630460 ; ОКПО 71003261

_________________________________________________________________________________________
«Рассмотрено»
«Согласовано»
«УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО
Заместитель директора
Директор МБОУ ООШ с.Сухотского
_______/ М.Х. Шогенова /
по УВР
_________/Ф.З.Тажедут/ Приказ № ______
_______/Т.А.Ялама/
от «____» ________2021 г.
Протокол № ___
от «__»_____2021 г.
«____»_____2021 г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет - Всеобщая история. История Древнего мира
Класс -5
Образовательная область. Общественно-научный предмет
МО - история
Учебный год
2021-2022
Срок реализации программы 1год
Учитель (ФИО)
Арманжи Лидия Петровна

8

с.Сухотское
2021 г.
РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ
К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Всего

8
8
8
8
6
8
8
8
6
68

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего

16
14
20
18
68

I полугодие
II полугодие
Всего

32
36
68

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве __2_ урок (ов) в неделю, всего __68
урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество
часов составило 68 урока.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету
это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала.

9

Календарно-тематическое планирование

№
урока

Содержание
материала

Характеристика основных видов деятельности ученика
(на уровне учебных действий) по теме

Колво
часов

Основные
факты,
понятия,
проблемы

Форм
а
контр
оля

Дата

проведения

Домашнее
задание

I четверть (всего 18 часов, 2 часа в неделю)
Введение (1 ч)

1

Введение.

Устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее
мотивом. Самостоятельно анализировать условия достижения
цели на основе учета выделенных учителем ориентиров
действия в новом учебном материале. Участвовать в обсуждении
вопроса о том, для чего нужно знать историю. Раскрывать
значение терминов история, век, исторический источник.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (7 часов)

2

Древнейшие
люди.

Тема 1. Первобытные собиратели и охотники ( 3 часа)
Изображать в рисунке собственное представление о
первобытном человеке и его образе жизни. Показывать на карте
места расселения древнейших людей. Устно описывать первые
орудия труда. Сравнивать первобытного и современного
человека. Характеризовать достижения первобытного человека,
его
приспособление
к
природе.
Комментировать
и
формулировать понятия: первобытные люди, орудие труда,
собирательство

3

Родовые

Знание о своей этнической принадлежности, уважение к

1

История,
вещественн
ые
источники,
археология,
этнография.

Введение,
привести
примеры
письменных и
вещественных
источников. Стр.
6-8.

Человеческо
е стадо,
собирательс
тво

§1, вопросы
устно. сделать

Родовая
община

§2. воп. К п.
ответить на

1

1

Фронт
альный
опрос

орудия труда
древнего
человека. (для
выставки).

план

факт
ичес
ки

10
общины
охотников и
собирателей.

4

Возникновени
е искусства и
религиозных
верований.

Возникновени
е земледелия
и
скотоводства.

5

6

Появление
неравенства и
знати.

ценностям семьи, любовь к природе. Разрабатывать сценарии
охоты на крупного зверя. Выделять признаки родовой общины.
Называть и охарактеризовать новые изобретения человека для
охоты. Характеризовать новые способы охоты. Исследовать на
исторической карте и в мультимедиа ресурсах географию
расселения первобытных людей.
Освоение общемирового культурного наследия. Характеризовать
первобытные верования людей.
Рассказать о наскальной живописи, версиях её происхождении я.
Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых
группах
Объяснить, как учёные разгадывают загадки древних
художников.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 часа )
Ориентация в системе моральных норм и ценностей Уважение к
труду, ценностям семьи, любовь к природе. Устно
охарактеризовать изменения в социально-хозяйственной жизни
людей с появлением земледелия и скотоводства. Выделить и
прокомментировать последствия появления гончарного и
ткацкого ремёсел в жизни общины. Характеризовать
религиозные верования древнего человека.
Исследовать географию районов первичного земледелия на
исторической
карте.
Схематически
изобразить
и
прокомментировать управление родовой общиной и племенем.

Находить на карте районы, где предположительно появилась
металлургия. Выделять и сравнивать признаки родовой и соседской
общин. Ориентация в особенностях социальных отношений древних
людей. Раскрывать смысл понятий: ремесло, ремесленник, гончарный
круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь,
соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства.

вопросы в конце,
знать понятия и
даты.

Религия,
духи, душа,
молитвы.

Тест

§3. воп. К п.
проверь себя стр.
17-20. рисунок в
тет.

Ремесло,
род, племя,
скотоводств
о,
земледелие.

Терми
нологи
ческий
диктан
т

1. Прочитать § 4
задание:

1

Составить рассказ
по вопросу «Как
появилось
земледелие и
скотоводство?».

1

1

(нарисовать
глиняную
посуду), 2.

Знать,
вождь,
неравенство
, соседская
община.

Фронт
альный
опрос

3. Уметь
объяснять
понятия:
«старейшина»,
«племя»,
«производящее
хозяйство»,
«присваивающее
хоз-во»
§5; вопросы
Подготовиться к
тестированию.

11
Характеризовать изменения отношений в общине с выделением знати.

7

Значение эпохи
первобытност
и для
человечества.
Проверка
знаний.

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения главы.

Измерение
времени по
годам. «Линия
времени»

Определение исторического времени по «ленте времени».Понимание
относительности мнений и подходов к решению проблемы счёта
времени. Решение исторических задач и проблемных ситуаций на счёт
времени. Осмыслить различие понятий: год, век, столетие, эра, эпоха,
исторический период.

Решать проблемные и развивающие задачи.
Тест

1

§1-5

Тема 3. Счёт лет в истории. (1 час)
8

Стр. 29-32

1

Раздел II. Древний Восток. (20 часов)
Тема 4. Древний Египет. (8 часов)

9

10

Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий
древних людей. Самостоятельно подготовить тематическое сообщение
Государство
к уроку по выбору. Характеризовать местоположение государства с
помощью исторической карты и её легенды. Раскрывать значение
на берегах
понятий и терминов: государство, папирус, дельта, оазис, Нил, рельеф,
Нила.
фараон. Устанавливать место исторического события на линии
времени.
Находить и группировать информацию по данной теме из текстов
Как жили
учебника, дополнительной литературы, электронных изданий.
земледельцы и Оценивать достижения культуры. Экологическое сознание.
ремесленники. Комментировать понятия: вельможи, писцы, налоги. шадуф, и
самостоятельно формулировать их.

11

Жизнь
египетского
вельможи.

Характеризовать особенности власти фараонов и порядок управления
страной. Учиться работать в малой группе над общим заданием.
Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять
ключевые понятия, которые раскрывают тему.

12

Военные
походы
фараонов.

Анализировать завоевания египтян и давать им соответствующую
оценку. Работать с картой в малых группах по единому заданию.
Исполнять роль в соответствии со своеобразием исторического

Дельта,
дамбы,
каналы.

Фронт
альный
опрос

§6 воп. к . §

Фараон,
крестьяне,
ремесленни
ки

Тест

§7 воп. к . §

Вельможи

Тест

§8, воп. к . §.
Составить и записать рассказ
от имени вельможи, которого
пригласили во
дворец фараона.
§9, вопросы

1

1

1

1

Колесница,
пехотинцы

Защита
доклад

12

13

Религия
древних
египтян.

14

Искусство
Древнего
Египта.

15

Письменность
и знания
древних
египтян.

16

Достижения
древних
Египтян.
Проверка
знаний.

персонажа в инсценировке. Показывать на карте территорию и центры
древнеегипетского государства и территории походов фараонов.
Подготовить сообщение о военных походах Тутмоса III. Устанавливать
принадлежность события к веку.
Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних
египтян. Характеризовать религию древних египтян, объяснять в чём
заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе.
Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования на уроке по
теме параграфа.:
Описывать предметы материальной культуры и древнеегипетского
искусства, высказывать суждения об их художественных достоинствах.
Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. Искать в Интернете
информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских
фараонов. Освоение общекультурного наследия древних египтян.
Подготовить презентацию в Power Point по самостоятельно выбранной
теме (совместно с родителями).
Характеризовать знания из разных областей наук, известные древним
египтянам. Осуществлять поиск информации в Интернете о процессе
изготовления папируса. Составлять короткое сообщение о
древнеегипетских
иероглифах.
Осуществлять
познавательную
рефлексию.

а

Храмы,
жрецы

Фронт
альный
опрос

Пирамиды,
архитектура
, скульптура

Термин
ологич
еский
диктан
т

Иероглифы,
папирус

Тест

§12 воп. к . §.
Подготовиться к
тестированию. §
6-12.

Тест

§ 6-12.

клинопись

Фронт
альны
й
опрос

§13 воп. к . §.

Аренда,
ростовщик.

Терми
нологи
ческий

§14; вопрос для
устного ответа:
«Что в законах

1

1

1

Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения темы.

Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре
других народов. Анализировать достижения в земледелии. Сравнивать
образ жизни фараона, вельможи и простого земледельца. Разгадывать
шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в
сотрудничестве с соседом по парте)

§10, воп. к .
§подготовить
пересказ одного
из мифов и
рисунок на тему
мифа.
§11 воп. к . §

1

Тема 5. Западная Азия в древности(Месопотамия) (7 часов)
Древнее
Двуречье.
17

18

Вавилонский
царь

Характеризовать природно-климатические условия Древнего
Двуречья. Использовать электронное издание с целью
виртуального путешествия по музею. Прокомментировать
письменность Двуречья и выделить её особенные признаки.
Проявлять экологическое сознание через признание высокой
ценности жизни во всех проявлениях жизни. Устанавливать место
исторического события на ленте времени.
Объяснять почему законы Хаммурапи были объявлены как
законы богов. Работа в группах по изучению законов вавилонского

1

1

13
Хаммурапи и
его законы.

царя Хаммурапи с дальнейшим объяснением его значения.
Выделять основные понятия параграфа, раскрывающие его суть.
Характеризовать свод законов Хаммурапи. Ориентация в системе
моральных норм и ценностей и их иерархизации. Уважение к
личности и её достоинствам. Доброжелательное отношение к
оружающим.

дикта
нт

Хаммурапи
кажется вам
справедливым
и что
несправедливы
м?».

Фронт
альный
опрос

§15. Воп. к п

II четверть (всего 13 часов, 2 часа в неделю)
19

Финикийские
мореплавател
и

20

Библейские
сказания.

21

Древнееврейс
кое царство.

22

Ассирийская
держава.

23

Персидская
держава «царя
царей».

Использовать историческую карту, определять причины развитой
торговли в городах Финикии: Библ, Сидон, Тир. Подготавливать
короткое
сообщение
о
достижениях
финикийских
ремесленников.
Рассказывать
с
помощью
карты
о
местоположении Финикии и занятиях её жителей. Формировать
уважение к истории других народов, культурным и историческим
памятникам.
Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения
древнееврейских племен Проводить аналогию и устанавливать
какому народу Бог дал такие же законы, как и древним евреям.
Объяснять значение принятие единобожия древнееврейским и
племенами

1

Колонии

1

Древние
евреи,
Библия,
Ветхий
завет,
Новый
завет.

Выделять в дополнительном тексте к параграфу главное и
второстепенное (работа в группах). Дать оценку поступков
Давиду и Самсону. Уметь обобщать информацию и делать
выводы о том, каким представляли своего царя иудеи.
Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на
понимание
и
Осмысление
нового
материала
Уметь
самостоятельно находить аргументы к крылатой фразе
«Рукописи не горят» Определять Причины падения Ассирийской
Державы Формировать отрицательное отношение к любому
проявлению грубости, жестокости, насилия.
Работать с исторической картой и дополнительными
источниками по вопросу расширения территории державы.
Систематизировать учебную информацию о достижениях

1

Иерихон,
храм
Соломона

Защита
доклад
а

1

Железо,
держава.

Фронт
альный
опрос

1

Сатрапии

Тест

§16, вопросы к
тексту, выписать
в тетрадь
библейские
заповеди,
подготовить для
пересказа миф и
сделать к нему
рисунок.доклады
§17, вопросы
«Какие качества
ценили древние
евреи в своих
героях?»
§18, вопросы

§19 воп. к . §.

14

24

Природа и
люди Древней
Индии.

25

Индийские
касты.

26

Чему учил
китайский
мудрец
Конфуций.

27

Первый
властелин
единого
Китая.

28

Вклад народов
Древнего
Востока в
мировую
историю и
культуру.
Проверка
знаний.

персидских царей. Установить причины возникновения
Персидской державы. Составить своё личное отношение к
изучаемым событиям, рассказывать кратко легенды о персидских
царях.
Тема 6. Индия и Китай в древности (5 часов)
Показывать на карте основные географические объекты Древней
Индии Выяснить, каких животных почитали индийцы и
почему(работа
в группах) Выделять ключевые понятия, характеризующие
индийскую историю и культуру Формировать уважение к
истории Индии культурным и историческим памятникам
индийского народа
Дать собственную оценку буддисткой религии; составлять
простой план пунктов параграфа по плану Подготовить
сообщение о жизни Будды Доказывать, что брахманы –
хранители знаний, сравнивать основные положения брахманизма
и буддизма
Работать по специально разработанным рабочим картам в
соответствии с регламентом Вести поиск по карте и
комментировать местоположение Китая Определять и
формировать особенности китайской религии Формировать
уважение к истории Китая культурным и историческим
памятникам китайского народа
Рассказывать об отношениях Китая с соседями, объяснять
причины возведения Великой Китайской стены Дать
собственную
оценку
своеобразию
древней
китайской
цивилизации Составлять кроссворды по тематике урока
Выполнение заданий на понимание, осмысление изученного
материала по группам, или тестирование. Перечислять наиболее
известные сооружения, называть материалы для письма в
Египте, Индии, Китае. Формировать уважение к другим народам
и принятие их культуры, традиций и обычаев.

1

Индия, Ганг,
Инд,
Гималаи

Фронт
альный
опрос

§20, прочесть
легенды о Раме и
Будде.

1

Касты,
брахманы,
буддизм

Терми
нологи
ческий
диктан
т

§21, повторить
термины из
словаря

1

конфуцианс
тво,
Хуанхэ,
Янцзы.

§22, вопросы

1

Гунны,
Великая
Китайская
стена.

§23, вопросы
Подготовиться к
тестированию
§. 13-23.

1

Осознать
вклад,
сделанный
древневосто
чными
народами в
развитие
хозяйства и
культуры

Тест

§. 13-23.

15
всего мира.

29

Греки и
критяне.

30

Микены и
Троя.

31

Поэма Гомера
«Илиада».

Раздел III. Древняя Греция (21 час)
Тема 7. Древнейшая Греция (5 часов)
Рассказывать миф о Дедале и Икаре и выявлять его
нравственный контекст (работа в группах). Называть
отличительные признаки критской культуры. Работать с картой,
заданиями рабочей тетради. Формировать уважение к истории
древней Греции, культурным и историческим памятникам
греческого народа.

1

Греция

Терми
нологи
ческий
диктан
т

§24, миф о Тесе
и Минотавре,
рисунок к мифу.

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям, на ленте
времени обозначать разные события и даты. Показывать по карте
местоположение Микен. Определить вклад микенской культуры в
развитие греческой цивилизации. Выделять различия между
микенской и критской культурой.

1

Ахейцы,
дорийцы,
Троя.

Раскрывать кратко суть поэмы Гомера. Характеризовать образы
основных героев «Илиады». Принимать участие в ролевой игре.
Развивать интерес к истории Древнего мира , к памятникам античной
литературы, греческой цивилизации.

1

Фронт
альный
опрос

1

Фронт
альный
опрос

§27, рисунок на
один из мифов о
возвращении
Одиссея в Итаку.

Терми
нологи
ческий
диктан
т

§28, пересказ
одного из мифов
о богах.

§25, прочитать
миф о причинах
Троянской войны
и сравнить
действительную
причину войны с
той, которую
описали в
греческих
мифах. В чём
различия между
ними?
§26. Выучить
наизусть сцену
прощания
Гектора с
Андромахой

III четверть (всего 20 часов, 2 часа в неделю)
32

Поэма Гомера
«Одиссея».

33

Религия
древних
греков.

Читать текст, выделяя основные понятия, определения и события.
Последовательно рассказывать о всех приключениях Одиссея и
составить план его путешествия. В группах соотносить по карте путь
Одиссея домой в Итаку, выделяя основные вехи пути. Воспитывать
уважительное и бережное отношение ко всей античной литературе на
примере поэмы Гомера «Одиссея».
Объяснять связь с явлениями природы и греческими богами. Давать
нравственную оценку героическим поступкам героев древних мифов
(групповая работа). Выполнять задание по технике диалога: «лесенка»,
«микрофон», «вертушка». Дать оценку влияния греческой мифологии
на культуру античного мира, средневековья, нового и новейшего

1

Пантеон

16
времени.

Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским
нашествием.
(7 часов)
34

Земледельцы
Аттики
теряют землю
и свободу.

Выделять признаки греческого полиса, характеризовать греческий
демос, общество в целом. Дать собственную оценку борьбе
земледельцев Аттики за собственное благополучие и нормальную
жизнь. Перечислять преимущества греческого алфавита по сравнению
с финикийским (работа в группах). Сформировать личностное
отношение учащихся к событиям, происходящим в Древней Греции.

1

Полис,
демос,
аристократ

35

Зарождение
демократии в
Афинах.

Показывать на примере реформ Соломона смысл понятия
«демократия», её роль в улучшении жизни основной массы населения.
Дать собственную оценку поступкам Соломона. Вести диалог с
товарищем по заданию учителя. Выразить своё собственное
отношение к демократическим процессам в Древней Греции.

1

Реформы

Терми
нологи
ческий
диктан
т

36

Древняя
Спарта.

1

Илоты

Фронт
альный
опрос

37

Греческие
колонии на
берегах
Средиземного
и
Черного
морей.

Показывать на карте расположение Спарты. Составлять рассказ о
жизни спартанского мальчика. Анализировать ответы одноклассников.
Сравнивать общественно-политическое устройство Афин и Спарты.
Определять роль дисциплины в воспитании и обучении спартанцев,
определять своё отношение к спартанскому воспитанию.
Описывать места возникновения греческих колоний, используя
легенду карты. Объяснять причины и значение возникновения
колоний. Составлять план «Причины переселения греков».Осознавать
принадлежность греков к единой культуре.

1

Колонии

Тест

§29, термины.

Подготовить
развернутый
ответ на
вопрос: —
Как жили
древние греки
в своих
полисах?
§30, письменный
ответ на вопрос:
почему Солон
своими
реформами
вызвал
недовольство
демоса и знати?
Мог ли он
удовлетворить
интересы и тех и
других?
§31 термины.
воп. к §

§32, подготовить
пересказ о царе
Скиле

17
38

Олимпийские
игры в
древности.

Пробудить желание заняться каким-либо видом спорта, осознавать
положительное влияние спорта на человека. Описывать основные
правила проведения Олимпийских игр. С опорой на текст учебника
составлять рассказ от имени участника или зрителя. Раскрывать
значение Олимпийских игр в жизни греков.

1

Олимпия,
«Священны
й
мир»,
олимпионик

Фронт
альный
опрос

§33
Творческое
задание:
найти
информацию о
значении
каждого кольца
из олимпийской
символики

39

Победа греков
над персами в
Марафонской
битве.
Нашествие
персидских
войск на
Элладу

Описывать ход боевых действий между персами и греками. Объяснять
причины победы греков в Марафонской битве. Делать выводы о
значении победы греков в Марафонской битве. Понимать причины
героических усилий греков отстоять независимость своего государства.

1

Марафон,
экспансия,
стратег.

Защита
доклад
а

§34. воп. к §

Доказывать сложность положения греков, используя текст учебника.
Составлять рассказ об одном из сражений греков с персами от имени
участника сражений. Объяснять причины и итоги войн, которые вели
древнегреческие государства. Описывать чувства человека –
защитника своего государства.
Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии
(5 часов)

1

триера

Терми
нологи
ческий
диктан
т

§35 воп. к §

41

В гаванях
афинского
порта Пирей.

1

Граждане,
метеки,
пошлина

Тест

§36 воп. к §

42

В городе
богини
Афины

43

В афинских
школах и
гимнасиях.

44

В афинском
театре.

Сравнивать положение различных слоёв афинског общества на основе
анализа документа (работа в группах). Устно описывать торговый порт
Афин. Делать выводы о роли Афин в истории Древней Греции.
Высказывать собственное мнение о понятии «гражданин»,
«гражданский поступок».
Описывать
произведения
древнегреческой
архитектуры..
Характеризовать особенности городской застройки, основные занятия
жителей. Объяснять в чём состоит вклад древнегреческого общества в
мировое культурное наследие. Объяснять за что афиняне любили свой
город, какими постройками и статуями гордились.
Описывать особенности древнегреческого воспитания. Рассказывать о
развитии наук и образования в Древней Греции. Сравнивать
воспитание в Афинах и Спарте. Описывать собственные
представления о важности образования.
Высказывать суждения о роли театра в жизни греков. Объяснять
отличия трагедий и комедий. Сравнивать современный театр и

40

§37 воп. к §

1

1

Стиль,
палестра,
педагог

1

Орхестра,
скене,
трагедия,

§38. воп. к §

Терми
нологи
ческий

§39, подготовить
пересказ
трагедии

18
древнегреческий. Рассказывать о развитии древнегреческого театра.

45

Афинская
демократия
при Перикле.

Рассказывать об особенностях развития демократии при Перикле.
Характеризовать афинскую демократию при Перикле. Сравнивать
различия в управлении в Афинах и в Древнем Египте. Объяснять
значение участия граждан в управлении государством.

комедия.

диктан
т

1

Демократия

Фронт
альный
опрос

Софокла
«Антигона»и
комедии
Аристофана
«Птицы»
§40 воп. к §

Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. (4 часа)
46

Города
Эллады
подчиняются
Македонии

Описывать значение потери Грецией независимости. Показывать на
карте места сражений. Характеризовать македонское войско.
Объяснять причины подчинения городов Эллады Македонии.

1

Македония,
монархия,
Филиппики,
сариссы.

Фронт
альный
опрос

47

Поход
Александра
Македонского
на Восток

1

Тест

Фронт
альный
опрос

48

В
Александрии
Египетской.

Показывать на карте направления походов и территорию державы
Александра Македонского. Составлять исторический портрет
(характеристику) А. Македонского. (работа в группах) Объяснять
причины гибели персидского царства и образование державы А.
Македонского. Рассказывать о важности личных качеств для
достижения поставленных целей.
Составлять рассказ-описание города Александрия. Объяснять причины
распада державы А. Македонского. Определять сходство и различие
между Александрийским музеем и музеями наших дней. Описывать
значение распространения греческой культур в странах Древнего
Востока.

1

Обсерватор
ия, музы

Терми
нологи
ческий
диктан
т

49

Вклад древних
эллинов в
мировую
культуру.
Проверка
знаний и

Называть самое известное в Древней Греции: имя поэта, название
храма, место сражения, имя стратега, завоевателя Греции.
Объяснять значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское
воспитание, Олимпийские игры.
Характеризовать основных богов и героев древнегреческой
мифологии.

1

Контро
льная
работа

§41,
самостоятельно
прочитать о
приходе к власти
Александра и
подготовить для
пересказа
легенду,
связанную с
Александром
Македонским
§42. воп. док. к §

§43, сопоставить
муз с
видами искусств.
Подготовиться к
тестированию по
темам §24-43
§24-43

19
умений.
Раздел IV. Древний Рим (17 часов)
Тема 11. Рим: от его возникновения до установления
Господства над Италией (3 часа)
50

Древнейший
Рим.

51

Завоевание
Римом
Италии.

52

Устройство
Римской
республики.

Планирование последовательности действий. Участие в обсуждении
проблем и сотрудничество со сверстниками. Сравнивать природные
условия Греции и Рима, анализировать и обобщать факты.
Характеризовать общественный строй, занятия. Формирование
готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию.
Организация и планирование работы в группе. Исследование по карте
территории,
завоёванной
Римом. Характеризовать
Римскую
республику и причины её возникновения.
IV четверть (всего 17 часов, 2 часа в неделю)
Сравнивать устройство Римской республики с греческим полисом.
Составлять последовательное описание устройства Римской
республики. Высказывать свои оценочные суждения по устройству
Римской республики.

1

Патриции,
плебеи.

Фронт
альный
опрос

§44 воп. к §

1

Республика

Тест

§45 воп. к §

1

Консулы,
легионы

Терми
нологи
ческий
диктан
т

§46, творческое
задание ( по
желанию) : 1)
сочинение «
написать об
одном дне
военного похода
римлян» или 2)
рисунок на тему
« военные
отряды римлян»

1

Пентеры
«ворон»

Тест

§47, план «Битва
при Каннах»

1

Триумф,
империя

Сообщ
ение

§48, «Разделяй и
властвуй»
объяснить
высказывание.

Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья (3
часа)
53

Вторая война
Рима с
Карфагеном.

54

Установление
господства
Рима во всем
Средиземномо
рье.

Называть причины и характер карфагенских войн.
Отмечать цели сторон во второй карфагенской войне. Показывать по
карте и комментировать поход Ганнибала. Характеризовать цели и
поступки Ганнибала. Перечислять причины поражения Ганнибала в
войне с римлянами.
Проследить по карте захват римлянами Восточного Средиземноморья
– работать с картой в процессе изучения событий. Делать попытки
обобщать отдельные события, формулировать выводы по теме.

20
55

Рабство в
Древнем
Риме.

Составление плана и последовательности действий. Определение цели,
функций участников и способы взаимодействия в группах.
Формирование умения работать с историческими источниками,
текстом учебника.

56

1

Гладиаторы

Тест

§49, рисунок
гладиатора.

Земельный
закон братьев
Гракхов.

Работа
с
датами.
Пытаться
анализировать
исторические
факты:распознавать существенные признаки и интересы различных
групп. Оценивать поступки братьев Гракхов во благо менее
защищённых римлян.

1

Аграрный
закон

§50 воп. к §

57

Восстание
Спартака.

1

58

Единовластие
Цезаря.

Дать характеристику событиям и их участникам. Характеризовать
личность Спартака. Объяснять причины восстания Спартака, Красса.
Составлять рассказ от имени Спатака, Красса.Участие в ролевых
играх.
Объяснять своими словами понятия ветеран, диктатор. Работа с
документами в группах – делать выводы о личности римских консулов.
Анализировать поступки Ю. Цезаря. Подвест учащихся к пониманию
характера власти, установленной Цезарем в Риме.

Терми
нологи
ческий
диктан
т
Фронт
альный
опрос

§52 воп. к §

59

Установление
империи.

Самостоятельно строить рассказ о судьбах знаменитых римлян,
правильно употреблять исторические термины. Организовывать и
планировать работу в группе.

1

Терми
нологи
ческий
диктан
т
Терми
нологи
ческий
диктан
т

60

Соседи
Римской
империи.
Рим при
императоре
Нероне.

Изучить особенности правления Октавиана Августа. Переработка и
структурирование
информации.
Самостоятельное
составление
простого плана. Обменивание в группе результатами поиска.

1

Самостоятельно составлять рассказ, находить важную информацию в
тексте учебника, давать оценку государственному деятелю Нерону.
Развитие морально сознания и компетентности в решении моральных
проблем.

1

Первые
христиане и
их учение.
Расцвет
Римской
империи во II

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями. Комментировать и оценивать
комплекс моральных норм христиан.

1

Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.
Формирование умения работать с учебной и дополнительной
литературой, обобщать отдельные факты. Умение слушать и вступать в

1

Тема 13. Гражданские войны в Риме (4 часа)

1

Военная
диктатура

§51 воп. к §

§53 воп. к §

Тема 14. Римская империя в первые века нашей эры (5 часов)

61

62

63

Диктатор

Колоны,
рабы с
хижинами

Фронт
альный
опрос

§54 воп. к §

Терми
нологи
ческий
диктан
т
Фронт
альный
опрос

§55 воп. к §

Фронт
альный
опрос

§57, вопрос 4
письменно

§56 воп. к §

21
в. н. э.
64

Вечный город
и его жители.

диалог. Постановка и решение проблем. Самостоятельное создание
способов решения творческого характера.
Умение составлять рассказ, делать самостоятельные выводы.
Анализировать ответы одноклассников. Инсценирование виртуальной
экскурсии по Риму с использованием ИКТ, иллюстраций учебника,
рассказов учащихся. Изучение культурной жизни в Древнем Риме.
Развивать эстетическое сознание.

Тест

§58 воп. к §

1

Фронт
альный
опрос

§59, воп. к §

1

Тест

§60.
подготовиться к
проверочной
работе

1

Термы,
Колизей,
Пантеон

Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной
Римской империи (2часа)
65

Римская
империя при
Константине

66

Взятие Рима
варварами.

67

Признаки
цивилизации
Греции и
Рима.

68

Итоговый
обобщающий
урок за год по
теме
«Древний
мир»

Осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит
усвоению.
Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном
обсуждении. Умение выражать и отстаивать свою позицию. Выбор
наиболее эффективных способов решения задач в конкретных
условиях.
Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Аллариха и др. с позиции
общечеловеческих ценностей. Организация самоконтроля и
самооценивания. Интегрироваться в группу и продуктивно
взаимодействовать
со
сверстниками
и
учителем.
Умение
структурировать знания, строить речевые высказывания.
Итоговое повторение (2часа)
Показывать на карте этапы расширения границ Рима. Воспроизводить
легенды и их нравственный контекст. Приводить примеры высокой
гражданственности, патриотизма, свойственных грекам и римлянам.
Рассказывать и показывать достижения Рима в разных областях жизни.
Решать кроссворды, выполнять проблемно-развивающие задания,
инсценировать сюжеты античной истории.
Осознание учащимися качества и уровня усвоения знаний по предмету.
Планирование учебных действий. Рефлексия способов и условий
действий. Установление учащимися связи между целью учебной
деятельности и её мотивом (ради чего она осуществляется).

1

Проверка и
закрепление
изученного
материала.

Тест

1

Систематиз
ировать и
закрепить
информаци
ю,
полученную
в ходе
изучения
курса
«История
Древнего
мира»

Контро
льная
работа

подготовка к
годовому
тестированию

§1-60.

22

Лист корректировки рабочей программы 5 класс история
Дата урока Дата
по плану
проведения
по факту

Содержание корректировки
(тема урока)

Обоснование проведения
корректировки

Реквизиты
документа
(дата
,
приказа)

№


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».