6 класс ист.

1

2

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
№




Нормативные документы
1.Закона РФ «Об образовании» ст. 32, п. 7.
2. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по истории, утверждённый приказом Министерства образования РФ от 05. 03.
2004 г. № 1089.
3. Приказа Минобрнауки России от 08.06.2015 N 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253"

2,3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённых главным
государственным врачом Российской Федерацииот 27 октября 2020 г № 32;
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

 Основная образовательная программа общего образования МБОУ ООШ с.Сухотского
Примерная образовательная программа общего образования, авторская программа Е.В. Агибалова и др.

Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. под редакцией А. В. Торкунова)
 Учебный план МБОУ ООШ с.Сухотского на 2022-2023 уч. Год
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
№
Авторы
Название
Год издания
Издательство
1 Е.В. Агибалова и др.
История Средних веков.
2013.
Москва "Просвещение"
М.: Просвещение
Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов и др. История России . С древнейших времён до конца 16
2
2016.
под редакцией А. В. Торкунова)
века.
3


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личностные

Метапредметные

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
-осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в
современном обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
-способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы,
конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных
носителях;

3
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
ПознавательныеУУД:
 Умение структурировать знания,
 Выделение и формулирование учебной цели.
 Поиск и выделение необходимой информации
 Анализ объектов;
 Синтез, как составление целого из частей
 Классификация объектов.
Коммуникативные УУД:
 Умение выражать свои мысли,
 Разрешение конфликтов, постановка вопросов.
 Управление поведением партнера: контроль, коррекция.
 Планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Построение высказываний в соответствии с условиями коммутации
Ученик научится:
1. Работать с хронологией.
2. Работать с историческими фактами.
3. Работа с историческими источниками.
4. Описанию исторических событий (реконструкции).
5. Анализу, объяснению.
6. Работе с версиями, оценками событий в истории.
7. Применению знаний и умений в общении, социальной среде.

Предметные

Ученик получит возможность научиться:
1.Указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2.Характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
- группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3.Читать историческую карту с опорой на легенду;
- проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4.Рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
- на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5.Различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
- соотносить единичные исторические факты и общие явления;
- называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
- раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
- сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; ·
- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6.Приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
- определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7.Применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
- использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в
поликультурной среде;

4
- способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и
охране памятников истории и культуры).
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС)
Знать / понимать

- знание хронологии, работа с хронологией;
- знание исторических фактов, работа с фактами;

Уметь

-работа с историческими источниками;
-описание (реконструкция;
- анализ, объяснение;
- работа с версиями, оценками;
- применение знаний и умений в общении, социальной среде.

Раздел / тема
1. Базовая часть:
Живое средневековье
Глава I. Становление
средневековой Европы(VI-XI вв.)

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(из ООП)
Содержание
Содержание тем учебного курса по Истории Средних веков

Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья.
Западная и Центральная Европа в V–XIII вв.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия,
общественное устройство.
Глава II. Византийская империя и Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
славяне в VI-XI вв.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские
завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Глава III. Арабы в VI - XI вв.
Крестовые походы
Византия и арабский мир. Крестовые походы.
Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Глава IV. Феодалы и крестьяне.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало
Глава V. Средневековый город в Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Западной и Центральной Европе
Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.
Глава VI. Католическая церковь
Средневековое европейское общество.
XI-XIII веках.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский.
Глава VII. Образование
Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
централизованных государств в
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.
Западной Европе (XI - XV вв.)
Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый
Глава VIII. Славянские
город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.
государства и Византия в XIV Государства Европы в XIV–XV вв.
XV вв.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословнопредставительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские
Глава IX. Культура Западной
государства в XIV–XV вв.
Европы в XI - XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV–XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк.Война Алой и Белой

5
розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское
движение в Чехии. Ян Гус. Табориты и умеренные. Ян Жижка. Польша в XIV – XV вв. Борьба с агрессией Тевтонского ордена. Династическая
уния Польши и Литвы. Грюнвальд.
Глава X. Страны Азии и
Культурное наследие Средневековья.
Америки в эпоху средневековья.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор.
Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии, Африки и Америки в эпоху средневековья (V–XV вв.)
Завоевания сельджуков и османов. Османская империя. Османские завоевания на Балканах. Падение Византии.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин.
Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.
Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Введение
Наша Родина- Россия.
ИСТОРИЯ РОССИИ
ОТ ДРЕВНЕЙ РУСИ К РОССИЙСКОМУ ГОСУДАРСТВУ
(С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XV в.)
ТемаI. Народы и государства на
Введение
территории нашей страны в
Предмет отечественной истории. История России как неотъемлемая часть всемирно-исторического процесса. Факторы самобытности российской
древности
истории. Природный фактор в отечественной истории. Источники по российской истории. Историческое пространство и символы российской истории.
Кто и для чего фальсифицирует историю России.
Народы и государства на территории нашей страны в древности
Появление и расселение человека на территории современной России. Первые культуры и общества. Малые государства Причерноморья в
эллинистическую эпоху.
Евразийские степи и лесостепь. Народы Сибири и Дальнего Востока. Гуннский каганат. Скифское царство. Сарматы. Финские племена. Аланы.
Восточная Европа и евразийские степи в середине I тысячелетия н. э.
Великое переселение народов. Гуннская держава Аттилы. Гуннское царство в предгорном Дагестане. Взаимодействие кочевого и оседлого мира в
эпоху Великого переселения народов. Дискуссии о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви —
восточных, западных и южных славян. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи — балты, финно-угры, кочевые племена. Хозяйство
восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования славян. Страны и
народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Объединения древнетюркских племён тюрков, огузов, киргизов и кыпчаков. Великий Тюркский
каганат; Восточный Тюркский каганат и Западный Тюркский каганат. Уйгурский каганат. Великий киргизский каганат. Киргизский каганат. Киданьское
государство. Аварский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария. Этнокультурные контакты славянских, тюркских и финно-угорских народов к
Тема II. Русь в IX - первой
концу I тыс. н. э. Появление первых христианских, иудейских, исламских общин.
половине XII в.
Образование государства Русь
Политическое развитие Европы в эпоху раннего Средневековья. Норманнский фактор в образовании европейских государств.
Предпосылки и особенности складывания государства Русь. Формирование княжеской власти (князь и дружина, полюдье). Новгород и Киев —
центры древнерусской государственности. Князь Олег. Образование государства. Перенос столицы в Киев. Первые русские князья, их внутренняя и
внешняя политика. Формирование территории государства Русь. Социально-экономический строй ранней Руси. Земельные отношения. Свободное и
зависимое население. Крупнейшие русские города, развитие ремёсел и торговли. Отношения Руси с соседними народами и государствами: Византией,
странами Северной и Центральной Европы, кочевниками. Святослав и его роль в формировании системы геополитических интересов Руси. Европейский
христианский мир. Крещение Руси: при- чины и значение. Владимир I Святой. Зарождение ранней русской культуры, её специфика и достижения.
Былинный эпос. Возникновение письменности. Начало летописания. Литература и её жанры (слово, житие, поучение, хожение). Деревянное и каменное
зодчество. Монументальная живопись, мозаики, фрески.
Иконы. Декоративно-прикладное искусство.
Быт и образ жизни разных слоёв населения.

6

Тема III. Русь в середине начале XIII в.

Тема IV. Русские земли в
середине XIII — XIV в.

Тема V. Формирование единого
русского государства

Русь в конце X — начале XII в.
Место и роль Руси в Европе. Расцвет Русского государства. Политический строй. Органы власти и управления. Внутриполитическое развитие.
Ярослав Мудрый. Владимир Мономах. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы. Социально-экономический уклад. Земельные
отношения. Уровень социально-экономического развития русских земель.
Дискуссии об общественном строе. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Православная церковь
и её роль в жизни общества.
Развитие международных связей Русского государства, укрепление его международного положения.
Развитие культуры. Летописание. «Повесть временных лет». Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура,
живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений. Значение древнерусской культуры в
развитии европейской культуры.
Ценностные ориентации русского общества. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание.
Картина мира древнерусского человека. Изменения в повседневной жизни с принятием христианства. Нехристианские общины на территории Руси.
Русь в середине ХII — начале XIII в.
Эпоха политической раздробленности в Европе. Причины, особенности и последствия политической раздробленности на Руси. Формирование
системы земель — самостоятельных государств.
Изменения в политическом строе. Эволюция общественного строя и права. Территория и население крупнейших русских земель. Рост и расцвет
городов. Консолидирующая роль православной церкви в условиях политической децентрализации.
Международные связи русских земель.
Развитие русской культуры: формирование региональных центров. Летописание и его центры. Даниил Заточник. «Слово о полку Игореве».
Русские земли в середине XIII — XIV в.
Возникновение Монгольской державы. Чингисхан и его завоевания. Формирование Монгольской империи и её влияние на развитие народов
Евразии. Великая Яса.
Завоевательные походы Батыя на Русь и Восточную Европу и их последствия. Образование Золотой Орды. Русские земли в составе Золотой Орды.
Политико-государственное устройство страны. Система управления. Армия и вооружение. Налоги и повинности населения. Города. Международная
торговля.
Влияние Орды на политическую традицию русских земель, менталитет, культуру и быт населения.
Золотая Орда в системе международных связей. Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его
состав части русских земель.
Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Борьба с экспансией крестоносцев на западных границах Руси. Александр Невский.
Политический строй Новгорода и Пскова. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и
Москвы. Усиление Московского княжества. Иван Калита. Народные выступления против ордынского господства. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Закрепление первенствующего положения московских князей.
Религиозная политика в Орде и статус православной церкви. Принятие ислама и его распространение. Русская православная церковь в условиях
ордынского господства.
Сергий Радонежский. Культура и быт. Летописание. «Слово о погибели Русской земли». «Задонщина». Жития. Архитектура и живопись. Феофан
Грек. Андрей Рублёв.
Ордынское влияние на развитие культуры и повседневную жизнь в русских землях.
Формирование единого Русского государства
Политическая карта Европы и русских земель в начале XV в.
Борьба Литовского и Московского княжеств за объединение русских земель. Распад Золотой Орды и его влияние на политическое развитие
русских земель. Большая Орда, Крымское, Казанское, Сибирское ханства, Ногайская Орда и их отношения с Московским государством.
Междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Василий Тёмный. Новгород и Псков в XV в. Иван III. Присоединение
Новгорода и Твери к Москве. Ликвидация зависимости от Орды. Принятие общерусского Судебника. Государственные символы единого государства.
Характер экономического развития русских земель. Установление автокефалии Русской православной церкви. Внутрицерковная борьба. Ереси.
Расширение международных связей Московского государства.
Культурное пространство единого государства. Летописание общерусское и региональное. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина.
Архитектура и живопись. Московский Кремль.

7
Повседневная жизнь и быт населения.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
1

Класс
6

Вид программного
материала
№ раздела
Название раздела

Количество учебных
часов

Количество зачетов, контрольных работ

Основное содержание курса История Средних веков (28 ч.)

1.1

Глава I. Становление
средневековой Европы(VIXI вв.)

( 5 час. )

1.2

Глава II. Византийская
империя и славяне в VI-XI
вв.

( 2час. )

1.3

Глава III. Арабы в VI - XI
вв.

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8

1.9

Глава IV. Феодалы и
крестьяне.
Глава V. Средневековый
город в Западной и
Центральной Европе.
Крестовые походы
Глава VI. Католическая
церковь XI-XIII веках.
Глава VII. Образование
централизованных
государств в Западной
Европе (XI - XV вв.)
Глава VIII. Славянские
государства и Византия в
XIV - XV вв.
Глава IX. Культура
Западной Европы в XI - XV
вв.

1.Тест

(2 час. )
(2 час. )

(2 час. )
(2 час. )

(5 час. )

1.Тест

(2 час. )

( 4час. )

1.Тест

8

1.10

Глава X. Страны Азии и
Америки в эпоху
средневековья.

(2 час. )

1.Тест

Основное содержание курса истории России от древнейшей Руси до конца XV века (40 ч)
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
2.6

Наша Родина- Россия.
Введение
ТемаI. Народы и
государства на территории
нашей страны в древности
Тема II. Русь в IX - первой
половине XII в.
Тема III. Русь в середине начале XIII в.
Тема IV. Русские земли в
середине XIII — XIV в.
Тема V. Формирование
единого русского
государства
ИТОГО:

(1ч.)
(5ч.)

1.Тест

(11ч)

2.Теста

(5ч)

1.Тест

(10 ч)

1.Тест

(8ч)

1.Тест

68

10

Формы и средства контроля:проверка проводится в течении учебного года с целью контроля уровня знаний учащихся на разных этапах обучения. словарные диктанты, тесты,
фронтальный и индивидуальный опрос, повторительно-обобщающие уроки.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение -основная общеобразовательная школа имени Н.И.Сулимова с. Сухотского Моздокского района Республики
Северная Осетия – Алания363714, РСО - Алания, Моздокский район; с. Сухотское, ул.Новая № 35
тел/факс 56-6-27
ИНН 1511101273/ КПП 151001001;ОГРН 1021500921001 ;ОКТМО 90630460 ; ОКПО 71003261
_________________________________________________________________________________________
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ ООШ с.Сухотского
_________/Ф.З.Тажедут/ Приказ № ______
от «____» ________2022 г.
от

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет Класс -

Всеобщая история. История Средних веков.
История России.
6

Образовательная область. Общественно-научный предмет
МО - история

9
Учебный год

2022-2023

Срок реализации программы 1год
Учитель (ФИО)
Тайсаева Кристина Анатольевна
с.Сухотское
2022 г.
РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ
К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть

8
8
8
8

Всего

6

Всего

16
14
20
18
68

I полугодие
II полугодие
Всего

32
36
68

8
6
8
8
68

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебные недели при количестве __2_ урок (ов) в неделю, всего __68 урока. При соотнесении прогнозируемого
планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 68 урока.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано
перепланировкой подачи материала.

Календарно – тематический план по истории Средних веков 6 класс (28 ч.)
№
п/п

Тема

Тип урока

Требования к уровню подготовки
учащихся (знать, уметь)
Раздел I. Становление Средневековой Европы (VI-XI вв.) ( 5 час. )

Домашнее
задание

Дата
план

факти
чески

3

Возникновение и распад
империи Карла Великого.

4

Феодальная
раздробленность.
Западной Европы в IX-XI
вв.
Англия в средние века

5

Комбиниро
ванный

Христианская церковь в
раннее Средневековье.

Комбинир
ованный

2

Комбин
ирован
ный

Образование варварских
государств. Государство
франков в VI-VIII вв.

Контроль
знаний
1.Тест

1

Комбинированны
й

10
Показывать на карте территории расселения германцев, кельтов и славян вдоль
границ Римской империи.
Рассказывать об образе жизни, традициях и верованиях варваров.
Сравнивать действия германцев и гуннов по отношению к Римской империи.
Выявлять различия в образе жизни, отношениях внутри германских племён к IVVвв.
Называть последовательно причины падения Римской империи.

§1, ответ на вопрос «Как
появилось неравенство у
древних германцев» Прочитать
введение, повторить
исторические источники
Стр. 7-11(вопросы необходимо
устно разобрать).

Рассказывать о складывании государств у варваров.
Пояснять значение христианской религии для укрепления власти Хлодвига.
Обобщать события истории франков и выделять её этапы.

§2, проч. рассказ о суассонской
чаше

Объяснять причины появления в Европе новой империи в эпоху Средневековья.
Рассказывать , опираясь на историческую карту о внешней политике Карла
Великого.
Сравнивать политику Карла и Хлодвига.
Уметь комментировать последствия Верденского договора
Объяснять причины ослабления королевской власти во Франции.
Сравнивать королевскую власть во Франции, Германии, Англии.
Выявлять последствия норманнского вторжения во владения государств Европы.

§3 с. 18, вопрос №3,
подготовить сообщение

Рассказывать о представлениях средневекового европейца о мире.
Анализировать достижения культуры в эпоху Карла Великого.
Объяснять значение заимствований античной культуры для развития Средневековья.
Выделять особенности складывания европейского образования.

§5 составить карту Земли,
какой ее представляли люди
раннего Средневековья

§4 , вопрос «как жили
норманны в 8-11 веках »

Раздел II. Византийская империя и славяне в VI –XIвв. ( 2час. )

7
Образование славянских
государств

Комбиниро
ванный

Византия при Юстиниане.
Борьба империи с
внешним врагом.
Культура Византии

Комбинированный

6

Показывать на карте местоположение Византии, называть её соседей.
Сравнивать управление государством в Византии и империи Карла Великого.
Объяснить причины неудач Юстиниана возродить Римскую империю.
Анализировать отношения Византии с соседними народами.
Доказывать, что Византия- наследница мира Античности и стран Востока.
Рассказывать об изменениях в архитектуре христианского храма на примере храма
Святой Софии.
Объяснять причины развития наук и их влияние на развитие культуры
Составлять логичный рассказ о славянских племенах и образовании у них
государственности.
Выделять общее и различие в судьбах славянских государств, объяснять их причины
различий
Раздел III. Арабы в VI –XIвв. (2 час. )

§ 6-7 вопросы.
Подготов. развёрнутый ответ на
воп. «Чем отличалась власть
императора Византии в период
раннего средневековья?».
Составить ppt (по желанию)
§8 вопросы, тетрадь

11

Возникновение ислама.
Арабский халифат и его
распад

9

Культура стран халифата

Комбинированный

8

Умение извлекать знания по исторической карте об изучаемой стране.
Рассказывать об образе жизни и занятиях жителей Аравийского полуострова.
Сравнивать образ жизни арабов и европейцев.
Уметь называть различия между исламом и христианством.
Уметь выделять особенности образования и его роль в мусульманском обществе.
Объяснять связь между античным наследием и исламской культурой.
Рассказывать о развитии науки, учёных исламского общества.
Уметь составлять развёрнутый план предложенной темы.

§9,
воп. К п.

§10
сост. Сочинение «самое
важное достижение арабов»

Средневековая деревня и
её обитатели

11
В рыцарском замке

Комбиниро
ванный

10

Комбиниро
ванный

Раздел IV. Феодалы и крестьяне( 2час. )
Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет расцвет культуры.
Объяснять смысл феодальных отношений.
Анализировать роль замка в культуре Средневековья.
Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

§ 11 вопросы письменно

Уметь группировать информацию о феодалах и крестьянах, их отношениях.
Объяснять, что отношения между феодалами и крестьянами регулировались
законом.
Анализировать положение землевладельца, его быт, образ жизни.
Выполнять самостоятельно работу с опорой на изученный материал.

§12 придумать девиз и
изобразить герб феодала

Формирование
средневековых городов.
Городское ремесло.

13
Торговля в Средние века.
Горожане и их образ
жизни

Комбиниров
анный

12

Комбиниров
анный

Раздел V . Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 час. )
Умение извлекать знания по исторической карте по изучаемому вопросу.
Составлять рассказ на заданную тему по дополнительным источникам.
Устанавливать связь между развитием орудий труда, различных приспособлений в
сельском хозяйстве и экономическим ростом.
Выделять условия возникновения и развития городов.
Анализировать какие факторы определяли жизнь средневековых городов.
Объяснять, почему стремились к самоуправлению.
Сравнивать жизнь горожанина и сельского жителя в эпоху Средневековья.
Доказывать, что города- центром формирования новой европейской культуры и
взаимодействия народов.
Обобщать сведения об образовании в эпоху Средневековья.
Определять роль университетов в развитии городов.
Раздел VI Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы. (2час. )

§13
придумать экскурсию на тему
«Что я видел в средневековом
городе»
§14- 15 подготовить краткое
сообщение о как возник один
из городов: Генуя, Венеция,
Париж, Кёльн.

14
Могущество папской
власти. Католическая
церковь и еретики.

Комбинирова
нный

12

Крестовые походы

Комбинирован
ный

15

Характеризовать положение
и образ жизни трёх основных сословий
средневекового общества.
Объяснять причины усиления королевской власти.
Рассказывать о событиях , свидетельствующих о противостоянии королей и пап.
Называть причины появления движения еретиков.

§16 составить схему «Методы
борьбы католической церкви с
еретиками»

Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить
авторитет в обществе.
Объяснять цели различных участников Крестовых походов.
Сравнивать итоги всех Крестовых походов.
Составлять характеристики исторических деятелей.

§17 заполнить таблицу
«Крестовые походы», сделать
вывод. Подготовиться к
обобщению«Средневековое
общество и католическая
церковь в XI-XIII веках»

Что англичане считают
началом своих свобод

18
Столетняя война.
Усиление королевской
власти к.XV в. во
Франции и Англии

19
Реконкиста и образование
централизованных
государств на
Пиренейском полуострове

Комбиниро
ванный

17

Комбинированны
й

Объединение Франции

Комбиниро
ванный

16

Тест. 2
Комбинир
ованный

Раздел VII

Образование централизованных государств в Западной Европе XI- XVвв. (5 час. )

Объяснять причины ослабления крепостничества. Освобождения городов от
сеньоров, укрепления центральной власти короля.
Составлять характеристики исторических деятелей.
Составлять вопросы и задания к указанному тексту.

§18,
подготовить устный
развёрнутый ответ «каковы
трудности образования
центрального государства?»

Рассказывать о причинах утверждения нормандской династии на английском троне.
Группировать изучаемый материал с целью анализа методов управления страной.
Объяснять причины появления великой хартии вольностей и её значение для
развития страны.
Характеризовать парламент с позиции сословного представительства.

§ 19. Воп. к п.

Работать с исторической картой.
Рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных её этапах.
Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон.
Составлять характеристики исторических деятелей
Рассказывать о последствиях Столетней войны.
Выделять особенности завершения процесса объединения Франции.
Объяснять сущность единой централизованной власти во Франции.
Анализировать процессы объединения Франции.
Работать с исторической картой.
Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословномонархические централизованные государства Пиренейского полуострова.
Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии.

§20-21
ответить на вопрос « в чем
состоял подвиг Жанны д' Арк?.
Воп. К или сочините речь от
имени Людовика 11 или Карла
Смелого.
§22, воп. к §
Повторить §18-22.

21
Гуситское
Чехии

движение

в

22
Завоевание
туркамиосманами
Балканского
полуострова

Комбиниро
ванный

Государства, оставшимися
раздробленными:
Германия и Италия в XIIXVвв.

Комбиниро
ванный

20

Контроль
знаний 3 .Тест

13
Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных
государств в Германии.
Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы.
Объяснять причины ослабления императорской власти.
Работать с исторической картой.
Рассказывать о коммунах Италии, используя кроме учебного материала и другие
источники.
Характеризовать политику династии Медичи.
Раздел VIII Славянские государства и Византия в XIV – XVвв. (2час. )

§23 воп. к § таблицу «Германия
и Италия в XII - XV вв.»

Характеризовать социально- экономическое и политическое положение Чехии в
XIVв.
Рассказывать об отношениях общества и католической церкви.
Составлять характеристики исторических деятелей.

§24,

Работать с исторической картой.
Объяснять почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость.
Объяснять причины усиления османов, последствия падения Византии.

§25, составить кроссворд по
теме

составить план - конспект

Образование и философия

24

Культура раннего
Возрождения в Италии

26

Научные
открытия
изобретения

и

Контроль
знаний
4. Тест

25

Комбиниро
ванный

Средневековая литература
и искусство

Комбиниро
ванный

23

Комбиниро
ванный

Раздел IX. Культура Западной Европы в XI- XVвв. ( 4час. )
Объяснять причины изменений представлений европейцев о мире. Излагать смысл
дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении.
Оценивать образование и его роль в средневековом городе.

§26 заполнить таблицу. §2728,, закончить таблицу

Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов.
Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья.
Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении средневековой
литературы.

§27,28
http://prezentacii.com/istorii/6828
-srednevekovaya-literatura-iiskusstvo.html

Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманист, Возрождение
Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека.

§29, воп. к п.
http://easyen.ru/load/istorija/6_kla
ss/rannee_vozrozhdenie_v_italii/9
0-1-0-1826 и Повторить §26-29

Доказывать, что в XIVв. преобладали практические знания.
Рассказывать о значении изобретения книгопечатания.
Сопоставлять представления о мире человека раннего Средневековья и в его
поздний период.

§30, воп. к §.
Таблица..http://www.zavuch.ru/m
ethodlib/332/45099/#sthash.ltqX
V6y7.dpbs

Раздел X. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века (2час.)

14

28

Комбинирован
ный

Китай,
Индия, Япония

Государства и народы
доколумбовой
Америки
Африки

Контроль
знаний
5.Тест

27

Работать с исторической картой. Сравнивать достижения страны в разные периоды
истории. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения
культуры. Характеризовать религию индийцев- индуизм. Называть особенности
буддизма. Анализировать развитие страны в домонгольский период.
Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства опираясь на различные
источники.

§31
§32
составить
сравнительную таблицу.
Повторить все понятия и даты.
Подготовиться к тесту за весь
курс учебника Средних веков §
1-32

Работать с исторической картой.
Объяснять особенности образа жизни американских народов и их религии.
Рассказывать об устройстве общества доколумбовой Америки.
Выделять своеобразие африканкой культуры.
Рассказывать о последствиях освоения Африки европейцами.

§1-32, воп. к п

1
29

Наша Родина - Россия

Тип урока
Комбинированный

№
п/п

Тема урока

Календарно –тематическое планирование по истории РОССИИ

(40 ч.)

Требования к уровню подготовки
учащихся

Дата
Примечание
план

Предметные:
Научатся определять термины: городище, дань, колонизация, каганат, рось.
Получат возможность научиться: называть соседей славян, показывать на карте Тюркский и
Аварский каганат, давать сравнительную характеристику Волжской Булгарии и Хазарского каганата
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают
наиболее эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу
человеческой жизни
Тема I. Народы и государства на территории нашей страны в древности (5 ч)

Стр.3-6, Прочитать
«Введение»,
Стр. 6-9.
http://nsportal.ru/shkola/isto
riya/library/2014/06/18/vvo
dnyy-urok-po-istoriya-rossii

факти
чески

15
Древние люди и их
стоянки на территории
современной России

Комбинир.

2
30

Неолитическая
революция. Первые
скотоводы, земледельцы,
ремесленники

4
32

Образование первых
государств

Комбинированный

Комбинир .

3
31

Предметные:
Научатся определять термины: индоевропейцы, подсечно-огневое земледелие, борона, серп,
бортничество, вече, идолы, волхвы, кудесники, народное ополчение.
Получат возможность научиться: показывать на карте расселение восточных славян, называть
восточнославянские племена, их занятия и верования
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
Проявляют осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Предметные:
Научатся определять термины: государство, народ, народность
Получат возможность научиться: показывать на карте первые русские города, называть ключевые
черты племенного управления, извлекать полезную информацию из исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, оценивают правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют
общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств
других людей и сопереживание им
Предметные:
Научатся определять термины: дань, плуг
Получат возможность научиться: составлять развернутый план изложения темы, показывать на
карте первые государства соседей восточных славян
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и
оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих
успехов в учебе

§1 проработать карту и
составить по ней рассказ
Стр.
15-19.
Воп.к п. новые слова
Задание 3.

§1
https://infourok.ru/prezentac
iya-po-istorii-rossii-natemu-neoliticheskayarevolyuciya-pervieskotovodi-zemledelciremeslenniki-fgos-pod-redav-tork-1404662.html

§ 2 воп. к п. анализ
исторического источника
Стр. 25

16

6
34

Повторительнообобщающий урок по
теме «Народы и
государства на
территории нашей
страны в древности»

7
35

Первые известия о Руси

Повторения и обощения тест
№6
Комбинированный

8
Становление русского
государства

Комб

8
36

Предметные:
Научатся определять термины: вече, колонизация, народное ополчение, язычество
Получат возможность научиться: извлекать полезную информацию из исторических источников,
характеризовать быт и нравы восточных славян. Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные
для партнера высказывания
Личностные УУД:
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Предметные:
Научатся определять термины: правда, посадники, вотчины, смерды, закупы, рядовичи, холопы
Получат возможность научиться: определять причины междоусобиц, характеризовать политику
Ярослава Мудрого, называть группы зависимого населения Руси
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с
учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют
общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Тема II. Русь в IX — первой половине XII в. (11 ч)
Предметные:
Научатся определять термины: норманнская теория происхождения государства
Получат возможность научиться: сравнивать различные подходы к происхождению государства у
славян
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения,
осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности, проявляют
устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения
Предметные:
Научатся определять термины: монархия, дань, уроки, погосты, реформа, полюдье, путь «из варяг в
греки»
Получат возможность научиться: характеризовать политику первых русских князей, значение
реформ княгини Ольги и внешней политики Святослава
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

инированный

Восточные славяне и их
соседи

Исследование

5
33

§ 3 воп к п.подготовить
индивидуальные
сообщения.
Подготовиться к
обобщению § 1-3

https://videouroki.net/razrab
otki/narody-i-ghosudarstvana-tierritorii-nashiei-stranyv-drievnosti.html - тест

§ 4 воп. к §
Стр. 39

§ 5, стр. 39-43. воп. 1.2.
стр. 48.
Работа с картой воп.1.

17
Правление и реформы
Ольги. Походы
Святослав Игоревича .

10
38

Правление князя
Владимира. Крещение
Руси.

11
39

Русское государство при
Ярославе Мудром

Комбинированный

Комбинированный

9
37

Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм
деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и
сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.
Предметные:
Научатся определять термины: христианство, единобожие
Получат возможность научиться: анализировать причины принятия христианства, характеризовать
политику Владимира, понимать значение принятия христианства дя дальнейшего развития русских
земель
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Предметные:
Научатся определять термины: Русская правда, династический брак, усобица
Получат возможность научиться: характеризовать политику Ярослава Мудрого, извлекать полезную
информацию из исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают
наиболее эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу
человеческой жизни

§ 5стр. 43-49. воп. 3.4.
стр. 48.
Работа с картой
воп.2.3.4.

§6
воп. к п. Работа с
документом и картой
Стр. 55.

§ 7 воп. стр. 61-63.
Док. Стр. 62. Работа с
картой

18
Русь при наследниках
Ярослава Мудрого.
Владимир Мономах

Комбинированный

12
40

14
42

Культурное
пространство Европы и
культура Древней Руси.

Комбинированный

Общественный строй и
церковная организация
на Руси.

комбинированный

13
41

Предметные:
Научатся определять имена выдающихся владимиро-суздальских князей
Получат возможность научиться: характеризовать политику Владимира Мономаха, называть
причины политической раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических
источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им
Предметные:
Научатся определять термины: бояре, вотчина, духовенство, епископ, закупы, рядовичи, смерды,
резиденция, митрополит.
Получат возможность научиться: свободно излагать подготовленные сообщения по теме.,
характеризовать положение зависимых слоев населения, церковную организацию Руси.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, оценивают правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют
общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как
понимание чувств других людей и сопереживание им
Предметные:
Научатся определять термины: граффити, житие, миниатюра, мозаика, фреска
Получат возможность научиться: характеризовать черты культуры стран Европы, выделять
особенности культуры Руси.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и
оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих
успехов в учебе

§8
http://husainoff.ru/hg76n/prez/hg76_rus
6-25.html
воп. стр. 68-69.
Документ, Стр. 62.
Работа с картой

§ 9 воп. к §. Выучить
новые слова

§ 10
http://husainoff.ru/hg76n/prez/hg76_rus
6-27.html
задания, вопросы стр. 9193.
Закончить таблицу.

19

Повседневная жизнь
населения.

16
44

Место и роль Руси в
Европе.
Повторительнообобщающий урок.

17
45

Урок – зачет по теме
«Русь в IX — первой
половине XII в.»

Контроль
№ 8.

Тест № 7 .

Комбинированный

15
43

Предметные:
Научатся определять термины: изба, зипун, порты, кожух, понёва, онучи
Получат возможность научиться: описывать жилища, одежду, быт различных
слоев населения
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные
для партнера высказывания
Личностные УУД:
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества

Предметные:
Научатся определять термины, изученные в теме
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с
учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют
общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Работа с тестами по образцу ВПР, ЕГЭ

Тема III. Русь в середине ХII — начале XIII в. (5 ч)

§ 11 Воп. задания на стр.
97-98

Стр.77-83 Подготовиться
к тестированию по теме:
Русь в IX – первой
половине XIIв
Повторитьь §4-11

даты и понятия, §1-11

20
Политическая
раздробленность в
Европе и на Руси

19
47

Владимиро-Суздальское
княжество

20
48

Новгородская
республика

комбинированный

комбинированный

комбинированный

18
46

Предметные:
Научатся определять термины: раздробленность, кочевники
Получат возможность научиться: давать общую характеристику отношениям Руси с другими
странами, характеризовать роль церкви в условиях распада Руси
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм
деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и
сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий
Предметные:
Научатся определять термины: аскетизм, архитектурный ансамбль
Получат возможность научиться: характеризовать политику владимиро-суздальских князей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают
наиболее эффективные из них
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнером
Личностные УУД:
Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу
человеческой жизни

§ 12, воп. стр. 107-108

Предметные:
Научатся давать определения терминам: вече, республика, монументальный.
Получат возможность научиться: выделять особенности управления Новгородской республикой,
формулировать причинно-следственные связи влияния географического положения на занятия
населения, характеризовать особенности республиканского правления.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для
решения познавательных задач
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Личностные УУД:
осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им

§ 14 вопросы, документы,
новые слова. Стр.121-123

§ 13 Воп. документ,
Новые слова. Стр. 117

21
Южные и юго-западные
русские княжества

22
50

Повторительнообобщающий урок по
теме «Русь в середине
XII- середине XIII
века»

Повторения и обобщения № 9

Комбинированный

21
49

Предметные:
Получат возможность научиться: характеризовать особенности истории Черниговского, Киевского,
Галицко-Волынского, Смоленского княжеств, сравнивать природно-климатические условия и
особенности развития южных и юго-восточных княжеств.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, оценивают правильность выполнения действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют
общие приемы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Личностные УУД:
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание чувств
других людей и сопереживание им

стр. 123-128

Предметные:
Научатся определять термины, изученные в теме.
Получат возможность научиться: определять причины раздробленности Руси, положительные и
отрицательные последствия раздробленности, характеризовать личности и деятельность наиболее
значимых правителей периода раздробленности, извлекать полезную информацию из исторических
источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и
оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих
успехов в учебе
Тема IV. Русские земли в середине XIII — XIV в. (10ч)

§12-14

подготовиться к
обобщению §12-14

Монгольская империя и
изменение политической
картины мира

24
52

Батыево нашествие

25
53

Северо-Западная Русь
между Востоком и
Западом

26
54

Золотая Орда:
государственный строй,
население, экономика и
культура

Комбинированный

Комбинированный

Комбинированный

23
51

Комбинированный

22
Предметные:Научатся: показывать на карте территорию Монгольской империи.
Получат возможность научиться: характеризовать причины военных успехов Чингисхана, выделять
положительные и отрицательные последствия монгольских завоеваний и создания Монгольской
империи для народов Евразии.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с
учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют
общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Предметные:
Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань
Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать
последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом
порядке.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения,
осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в
сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
Предметные:
Научатся определять термины: ополчение, засадный полк.
Получат возможность научиться: определять значение победы русских войск в борьбе с
крестоносцами, характеризовать личность и деятельность А. Невского, работать с карто-схемами
битв.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и
того, что еще неизвестно.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные
для партнера высказывания
Личностные УУД:
Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества
Предметные:
Научатся определять термины: агрессия, владычество, ярлык, баскак.
Получат возможность научиться: давать характеристику политики А Невского в отношениях с
Золотой Ордой, описывать политические и экономические изменения на Руси после монгольского
завоевания.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с
учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют

§ 15 анализ исторических
документов

§ 16 Вопросы. Задания,
документы на стр. 17-18.
Работа с картогй стр. 1617.
Выучить новае слова

§1 7
http://easyen.ru/load/istorija
/6_klass/severo_zapadnaja_
rus_mezhdu_vostokom_i_z
apadom_aleksandr_nevskij/
90-1-0-54837 - тест
(интерактивный) задания,
новые слова стр. 25-26

§ 18 Вопросы, задания,
новые слова стр. 33-34

23

Литовское государство и
Русь

28
56

Усиление Московского
княжества в

Комбинированный

27
55

Комбинированный

Северо-Восточной Руси

общие приемы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с
их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Личностные УУД:
Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач
Предметные:
Научатся определять термины: диалект, уния.
Получат возможность научиться: выделять особенности образования Литовского государства,
характеризовать особенности религиозной политики литовских князей, формулировать этапы и
особенности формирования русской, украинской и белорусской народностей.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения,
осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы
различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в
сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности
Предметные:
Научатся определять термины: слобода
Получат возможность научиться: анализировать причины возвышения Московского княжества,
характеризовать особенности политики первых московских князей, понимать значение исторической
личности И Калиты.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем
ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм
деятельности при решении проблем
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и
познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и
сотрудничество)
Личностные УУД:
Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов,
культур, религий.

§ 19 Вопросы, задания,
документы, новые слова
стр. 40-41

§ 20 Вопросы, задания,
документы, новые слова
стр. 46-48

24
Объединение русских
земель вокруг Москвы.
Куликовская битва.

30
58

Развитие культуры в
русских землях во
второй половине XIIIXIV вв

31
59

Повторительнообобщающий урок по
теме «Русские земли в
середине XIII — XIV
в»

32
60

Урок зачет

33
61

Русские земли на
политической карте
Европы и мира в начале

Ком
бини
рова
нны
й

Контроль
№ 10

Повторение и обобщения

Комбинированный

Комбинированный

29
57

Предметные:
Научатся определять термины: стан
Получат возможность научиться: характеризовать личность и деятельность князя Д. Донского,
описывать по карте Куликовское сражение, выделять значение победы на Куликовом поле для
дальнейшего объединения русских земель вокруг Москвы.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения
разнообразных коммуникативных задач
Личностные УУД:
Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к
образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
Предметные:
Научатся: называть самые значительные памятники литературы, живописи и архитектуры
указанного периода, извлекать полезную информацию из литературных источников.
Получат возможность научиться: давать общую характеристику культуры XIV-XVI вв
Метапредметные УУД:
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного
результата, составляют план и алгоритм действий.
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают
наиболее эффективные из них
Предметные:
Научатся определять термины, изученные в теме.
Получат возможность научиться: характеризовать личности и деятельность наиболее значимых
правителей в изученный период , извлекать полезную информацию из исторических источников
Метапредметные УУД:
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей и родителей
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и
оценивают процесс и результат деятельности
Коммуникативные: договариваются о распределении ролей и функций в совместной деятельности
Личностные УУД:
Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих
успехов в учебе
работа с тестами по образцу ВПР, ЕГЭ

Тема V. Формирование единого Русского государства (8 ч)
Предметные :
Научатся определять термины: централизация
Получат возможность научиться: определять место Руси в развитии истории и культуры

§ 21 Вопросы, задания,
документы, новые слова
стр. 55-57

§ 22 Вопросы, задания,
документы, новые слова
стр. 61-64. Подготовиться
к обобщению
§ 15-22 знать все
события и даты

§ 15-22 знать все
события и даты

§ 15-22

§ 23 Вопросы, задания,
новые слова стр. 70-71.

25
XV в.

Московское княжество в
первой половине XV в.

35
63

Распад Золотой Орды и
его последствия

36
64

Московское государство
и его соседи во второй
половине XV в.

37
65

Русская православная
церковь в XV-нач.
XVIвв.

Комбинир
ованный

Комбинированны
й

Комбинированный

Комбинированный

34
62

европейских стран.
Метапредметные УУД:
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и
оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей,
одноклассников.
Личностные УУД: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку
своих успехов в учебе.
Предметные :
Научатся определять термины : поместье, помещик, служилые люди,
Получат возможность научиться: выделять изменеия в системе землевладения, характеризовать
развитие ремесла и торговли, понимать значение политики Василия I для дальнейшего развития Руси,
работать с картой.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения,
осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности,
проявляют устойчивую мотивацию к учению.
Предметные:
Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию
на заданную тему, давать определения понятиям: транзитная торговля, ясак.
Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать
выступления учащихся, оценивать свои достижения, характеризовать взаимоотношения государств,
образовавшихся после распада Золотой Орды с Русью.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют
общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем
различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию.
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и в контроле способа решения,
осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности,
проявляют устойчивую мотивацию к учению.
Предметные :
Научатся определять термины : автокефалия, догмат, ересь, митрополит.
Получат возможность научиться: характеризовать значение русской православной церкви, давать
оценку роли великих московских князей в укреплении позиций Русской православной церкви.
Личностные УУД: выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности,

§ 24 подготовить устное
сообщение
(Торговля, Василий 1)
Вопросы, задания,
новые слова стр. 77-78.

§ 25 работа с картой,
составить рассказа по ней

§ 26 Вопросы, задания,
новые слова стр.94-95
Работа с документом
Работа над проэктом Стр.
101-106

Стр. 96-101 Работа над
проэктом Стр. 101-106

Человек в Российском
государстве второй пол.
XV в.

39
67

Формирование
культурного
пространства единого
Российского государства

Итоговое повторение

Повторения № 11

40
68

Исследования

38
66

Исследования

26
проявляют устойчивую мотивацию к учению.
Предметные:
Научатся проводить исследования, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию
на заданную тему, давать определения понятиям: казаки, посадские люди, пожилое, привилегии, чин.
Получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать
выступления учащихся, оценивать свои достижения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют
общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во
взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Предметные:
Составлять систематическую таблицу о достижениях культуры Руси в XIV — начале XVI в.
Проводить поиск исторической информации для сообщений об отдельных памятниках культуры
изучаемого периода и их создателях. Описывать памятники культуры, предметы быта на основе
иллюстраций учебника, художественных альбомов, материалов, найденных в Интернете, или
непосредственных наблюдений.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют
общие приёмы решения поставленных задач.
Предметные:
Научатся определять термины, изученные в курсе «История России».
Получат возможность научиться: называть главные события древней истории, основные
достижения культуры и значение древнерусской цивилизации в мировой истории
Метапредметные УУД:
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации, в том числе во внутреннем плане
Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят
сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера

подготовить эл.
презентацию на заданную
тему

§ 27 Вопросы, задания,
новые слова стр.114-116
Работа с документом
Подготовиться к
итоговому уроку.
§1- 26
§1- 26

Лист корректировки рабочей программы 6 класс история
Дата урока по
плану

Дата проведения по
факту

Содержание корректировки
(тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа
(дата , № приказа)

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».