РП по русскому языку 9 кл.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
№

Нормативные документы
1. Федеральный
2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.
9.

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
«Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом
Министерства образования и науки Российской̆ Федерации от 28.12.2018 № 345.
Приказа Минпросвещения России от 8 мая 2019 г№ 233 «О внесении изменений в
федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. №345»
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской̆ Федерации от 27.10.2020 № 32 (далее
- СанПиН 2.3/2.4.3590-20).
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ
с.Сухотского
Авторская программа основного общего образования по русскому языку М.Т.Баранова,
Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой
Учебный план МБОУ ООШ с.Сухотского на 2023-2024 учебный год

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№

Авторы

Л.А.Тростенцова
1 Т.А.Ладыженская
А.Д.Дейкина
О.М.Александрова
Л.А.Тростенцова
2 А.И.Запорожец

Название

Русский язык

Русский язык. Поурочные разработки.

Год
издания

Издательство

2013

Москва
«Просвещение»

2014

Москва
«Просвещение»

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)
Личност 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ные
ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его
значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка
как
явления
национальной
культуры;
стремление
к
речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапр Владение всеми видами речевой деятельности:
ед1) аудирование и чтение:
метные - адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
- владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации; способность к
преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате
чтения или аудирования;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
2) говорение и письмо:
- способность
определять
цели
предстоящей
учебной
деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной
степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и
жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам
и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному,
увиденному;
- владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение;
сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;

Предме
тные

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
- способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с
использованием различных средств аргументации;
Применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне.
Коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в
процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания,
участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в
образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его
уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;
язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их
виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический,
официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного,
публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии
русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими,
лексическими,
грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий
языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого
общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения
его основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС)
Знать /
понимать

Уметь

Учащиеся должны знать:
-роль русского языка как национального языка русского народа,
государственного языка Российской Федерации и средства межнационального
общения;
-смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация
речевого общения;
-основные признаки разговорной речи, научного, публицистического,
официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-особенности основных жанров научного, публицистического, официальноделового стилей и разговорной речи;
-признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования,
описания, рассуждения);
-основные единицы языка, их признаки;
-основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические,
грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета
Учащиеся должны уметь:
-различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой
стили, язык художественной литературы;
-определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и
стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным
компонентом;
аудирование и чтение:
-адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему
текста, основную, дополнительную, явную и скрытую информацию);
-читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения
(изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной
литературой;
говорение и письмо:
-воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ,
изложение, конспект);
-создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат,
выступление, письмо, расписка, заявление);
-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой,
целями, сферой и ситуацией общения;
-владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение)
и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и
регулирование межличностных отношений);
-свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность,
связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к
фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;

-соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать
паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её
правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
-осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих
способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному
языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых,
социально-культурных ситуациях общения;
-увеличения словарного запаса; расширения круга используемых
грамматических средств; развития способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
-использования родного языка как средства получения знаний по другим
учебным предметам и продолжения образования.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Раздел/ тема

Содержание

Введение – 1 час.

Международное значение русского языка.

Повторение
изученного в 5-8
классах – 8 часов.

Повторение пройденного в 5-8 классах по орфографии и пунктуации.

Сложное
предложение – 11
часов.

Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного
предложения. Основные средства синтаксической связи между частями
сложного предложения. Бессоюзные и союзные (сложносочиненные и
сложноподчиненные) сложные предложения.

Сложносочиненное
предложение – 8
часов.

Сложносочиненное предложение, его строение. Средства связи частей
сложносочиненного предложения. Смысловые отношения между
частями сложносочиненного предложения.

Сложноподчиненное
предложение – 7
часов.

Сложноподчиненное предложение, его строение. Главная и
придаточная части предложения. Средства связи частей
сложноподчиненного предложения: интонация, подчинительные
союзы, союзные слова, указательные слова.

Основные группы
сложноподчиненных
предложений – 33
часа.

Виды сложноподчиненных предложений по характеру смысловых
отношений между главной и придаточной частями, структуре,
синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации
сложноподчиненных предложений. Виды сложноподчиненных
предложений. Наблюдение за особенностями использования
сложноподчиненных предложений в устных и письменных текстах.

Бессоюзное сложное
предложение – 12
часов.

Определение смысловых отношений между частями бессоюзного
сложного предложения, интонационного и пунктуационного
выражения этих отношений.

Сложные
Правильное построение сложных предложений разных видов.
предложения с
Синонимия простого и сложного предложений.
различными видами
связи – 10 часов.
Систематизация
Повторение пройденного в 9 классе.
изученного – 8 часов.
Подготовка к ОГЭ –
Работа с экзаменационными заданиями.
4 часа.

3
4

1

Входной контроль

1

Повторение изученного в 5-8 классах

7

Сложное предложение – 11 часов.

11

Сложносочиненное предложение – 8 часов.

8

КД

2

Введение

ТС

Тема раздела

Вид контроля

-

-

-

3

-

1

1

-

1

1

-

1

РР

Примерное

№

1

количество часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5

Сложноподчиненное предложение – 7 часов.

7

2

-

-

6

Основные группы сложноподчиненных предложений – 33 часа.

33

3

-

4

7

Бессоюзное сложное предложение – 12 часов.

12

1

-

1

8

Сложные предложения с различными видами связи – 10 часов.

10

1

-

1

9

Систематизация изученного – 8 часов.

8

-

1

-

10

Подготовка к ОГЭ – 4 часа.

4

-

-

-

102

12

Всего за год:

9

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
(промежуточная аттестация)

№
1
2

№
урока
2
8

3

15

4

19

Контрольный диктант по теме «Сложные
предложения».

5
6

24
28

Контрольная работа по итогам 1 четверти.
Р/Р Сочинение по картине И. Шишкина «На
севере диком»

7
8
9

31
33

Р/Р Сочинение-отзыв по картине И.Тихого «Аисты»

10

49

11
12

58
62

13

65

Р/Р Сочинение по картине В. Фельдмана
«Родина»

14

67

Контрольный тест по теме «Сложноподчиненное
предложение»

15

68

Контрольная работа по итогам 3 четверти.

16

76

Р/Р Сочинение по картине Н.Ромадина «Село
Хмелёвка»

17

79

Контрольный тест по теме «Бессоюзное сложное
предложение»

18

83

Р/Р Сжатое изложение

19

89

Контрольный диктант

20

98

Итоговое тестирование

47

Тема
Стартовое тестирование
Контрольный диктант по теме «Повторение
изученного в 5-8 классах»
Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему.

Р/Р Сжатое изложение
Итоговая контрольная работа за 1 полугодие
Р/Р Сочинение-рассуждение на лингвистическую
тему
Контрольный диктант по теме «СПП»
Р/Р Сжатое изложение

Дата проведения
план
факт

Приложение 2

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА
Отметка «5»
•
•
•

ответ полный и правильный на основании изученного материала;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»

•
•

ответ полный и правильный на основании изученного материала;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены дветри несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»

•

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»

•

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала
или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих
вопросах учителя.

Отметка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным
препятствием к успешному овладению последующим материалом.
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Отметка «5»
•

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»

•

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»

•

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом
две-три несущественные.
Отметка «2»

•

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Таблица 1. Критериальное оценивание проекта.

Баллы

Критерии и уровни

Целеполагание и планирование
0

Цель не сформулирована

5

Определена цель, но не обозначены пути её достижения

10

Определена и ясно описана цель, и представлено связное описание её
достижения
Сбор информации, определение ресурсов

0

Большинство источников информации не относится к сути работы

5

Работа содержит ограниченное количество информации из ограниченного
количества подходящих источников

10

Работа содержит достаточно полную информацию, использован широкий
спектр подходящих источников
Обоснование актуальности выбора, анализ использованных средств

0

Большая часть работы не относится к сути проекта, неадекватно подобраны
используемые средства

5

В работе в основном достигаются заявленные цели, выбранные средства
относительно подходящие, но недостаточны

10

Работа целостная на всём протяжении, выбранные средства использованы
уместно и эффективно
Анализ и творчество

0

Размышления описательного характера, не использованы возможности
творческого подхода

5

Есть попытка к размышлению и личный взгляд на тему, но нет серьёзного
анализа, использованы элементы творчества

10

Личные размышления с элементами аналитического вывода, но анализ
недостаточно глубокий, использован творческий подход

15

Глубокие размышления, собственное видение и анализ идеи, и отношение к
ней
Организация письменной части

0

Письменная работа плохо организована, не структуирована, есть ошибки в
оформлении

5

Работа в основном упорядочена, уделено внимание оформлению

10

Чёткая структура всей работы, грамотное оформление.
Анализ процесса и итогового результата

0

Обзор представляет собой простой пересказ порядка работы

5

Последовательный обзор работы, анализ целей и результата

10

Исчерпывающий обзор работы, анализ цели, результата и проблемных
ситуаций

Личная вовлечённость и отношение к работе
0

Работа шаблонная, мало соответствующая требованиям, предъявляемым к
проекту

5

Работа отвечает большинству требований, в основном самостоятельная

10

Полностью самостоятельная работа, отвечающая всем требованиям.

Таблица 2. Критериальное оценивание доклада

Баллы

Критерии и уровни

Качество доклада
0

Композиция доклада не выстроена, работа и результаты, не представлены в
полном объёме.

1

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены, но не в
полном объёме.

2

Композиция доклада выстроена; работа и её результаты представлены
достаточно полно, но речь неубедительна.

3

Выстроена композиция доклада, в нём в полном объёме представлена работа и
её результаты; основные позиции проекта аргументированы; убедительность
речи и убеждённость оратора.
Объём и глубина знаний по теме

0

Докладчик не обладает большими и глубокими знаниями по теме;
межпредметные связи не отражены

1

Докладчик показал большой объём знаний по теме, но знания неглубокие;
межпредметные связи не отражены.

2

Докладчик показал большой объём знаний по теме. Знания глубокие;
межпредметные связи не отражены.

3

Докладчик показал большой объём знаний по теме, знания глубокие;
отражены межпредметные связи.
Педагогическая ориентация

0

Докладчик перед аудиторией держится неуверенно; регламент не выдержан,
не смог удержать внимание аудитории в течение всего выступления;
использованные наглядные средства не раскрывают темы работы.

1

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, выдержан регламент
выступления; но отсутствует культура речи, не использованы наглядные
средства.

2

Докладчик держится перед аудиторией уверенно, обладает культурой речи,
использовались наглядные средства, но не выдержан регламент выступления,
не удалось удержать внимание аудитории в течение всего выступления.

3

Докладчик обладает культурой речи, уверенно держится перед аудиторией;
использовались наглядные средства; регламент выступления выдержан, в
течение всего выступления удерживалось внимание аудитории

Ответы на вопросы
0

Не даёт ответа на заданные вопросы.

1

Ответы на вопросы не полные, нет убедительности, отсутствуют аргументы.

2

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы, но не
стремиться раскрыть через ответы сильные стороны работы, показать её
значимость.

3

Докладчик убедителен, даёт полные, аргументированные ответы на вопросы,
стремится использовать ответы для раскрытия темы и сильных сторон работы.
Деловые и волевые качества докладчика

0

Докладчик не стремится добиться высоких результатов, не идёт на контакт, не
готов к дискуссии.

1

Докладчик желает достичь высоких результатов, готов к дискуссии, но ведёт
её с оппонентами в некорректной форме

2

Докладчик не стремиться к достижению высоких результатов, но
доброжелателен, легко вступает с оппонентами в диалог.

3

Докладчик проявляет стремление к достижению высоких результатов, готов к
дискуссии, доброжелателен, легко идёт на контакт.

Таблица 3 Критериальное оценивание компьютерной презентации.

Баллы

Критерии и уровни

Информационная нагрузка слайдов
0

Не все слайды имеют информационную нагрузку

1

Каждый слайд имеет информационную нагрузку
Соблюдение последовательности в изложении

0

Не соблюдается последовательность в изложении материала

1

Соблюдается последовательность изложения материала
Цветовое оформление слайдов

0

В оформлении слайдов используется большое количество цветов

1

Количество цветов, использованных для оформления слайда, соответствует
норме (не более трёх)
Подбор шрифта

0

Величина шрифта, сочетание шрифта не соответствует норме

1

Величина шрифта, сочетание шрифта соответствует норме
Таблицы и графики

0

Таблицы и графики содержат избыток информации. Плохо читаемы

1

Таблицы и графики содержат необходимую информацию, хорошо читаемы
Карты

0

Отсутствует название карты, не указан масштаб, условные обозначения

1

Карта имеет название, указан масштаб, условные обозначения
Иллюстрации

0

Иллюстрации, фотографии не содержат информацию по теме

1

Иллюстрации, фотографии содержат информацию по теме
Анимация

0

Мешает восприятию информационной нагрузки слайдов

1

Усиливает восприятие информационной нагрузки слайдов
Музыкальное сопровождение

0

Мешает восприятию информации

1

Усиливает восприятие информации
Объём электронной презентации

0

Объём презентации превышает норму – 7Мб

1

Объём презентации соответствует норме

Все группы навыков, представленные в таблицах – это неслучайный набор, а элементы
системы. Если исключить хотя бы один элемент, система учебной деятельности рассыплется,
и, следовательно, проект не может быть выполнен.

Количество набранных учащимися баллов соотносим с «5» бальной шкалой оценок:
•
•
•

86 - 100 баллов - «5»
70 - 85 баллов - «4»
50 - 69 баллов –«3»

В соответствии с механизмом критериального оценивания неудовлетворительная оценка
учебного проекта должна быть выставлена в следующих случаях:
-отказ от исполнения проекта;
-нет продукта (= нет технологической фазы проекта);
-нет отчёта (= нет рефлексии);
-нет презентации (= нет коммуникации);
-проект не выполнен к сроку (= нет организационных навыков);
-проект выполнен без учёта имеющихся ресурсов («хромают» организационные навыки);
-отказ от работы в группе (= нет коммуникации).
Оценивание учебных проектов с помощью методики критериального оценивания позволяет
снять субъективность в получаемых оценках. После того, как баллы за проект выставлены,
ученику следует дать возможность поразмышлять. Что лично ему дало выполнение этого
учебного задания, что у него не получилось и почему (непонимание, неумение, недостаток
информации и т.д.); если обнаружились объективные причины неудач, то как их следует
избежать в будущем; если всё прошло успешно, то в чём залог этого успеха. Важно, что в
таком размышлении учащиеся учатся адекватно оценивать себя и других.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».