РП по родному языку 9 кл.

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

№

Нормативные документы
1. .Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

основного

общего

образования
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
2.
Федерации».
Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373
3. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»
Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.3/2.4.3590-20
4.

«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденным главным государственным санитарным
врачом Российской Федерации от 27 октября 2020 № 32.

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ
с.Сухотского
Авторская программа основного общего образования по русскому родному языку
6.
О.М.Александрова
7. Учебный план МБОУООШ с.Сухотского на 2023-2024 учебный год
5.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

№

Авторы

Название

Год
издания

Издательство

1

О.М.Александрова

«Русский родной язык»

2019

«Просвещение»

2
3

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС)

Личностные

Личностными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому (родному) языку и литературе являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное
отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту
русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому
самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной
школы программы по русскому языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
Аудирование и чтение:

Метапредметные

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения
(коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и
дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым,
ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение
разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая
средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы
Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной
литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на
определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной
в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения
их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых

средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности
(индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать
достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной
форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с
заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи
и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность,
последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое
отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному,
услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание,
рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных
видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических,
лексических, грамматических, стилистических норм современного русского
литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в
процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого
этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной
деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления;
умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных
тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной
жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по
другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного
языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими
людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо
задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и
неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы
программы по русскому языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа,
о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли
в образовании в целом;

Предметные

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи
его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные
разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог,
диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной
речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и
фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими,
пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических
категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения
его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным
функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления,
использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и
грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать
эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов
художественной литературы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС)

Знать / понимать

Уметь

Раздел/ тема
Язык и культура

Культура речи

Речь. Речевая
деятельность. Текст

Программой предусматривается расширение и углубление
межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному
языку не только в филологических образовательных областях, но и во
всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и
гуманитарного циклов.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения
мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие
людей, участвует в формировании сознания, самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и
передачи информации, культурных традиций и истории народа,
говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком
определяет способность аналитически мыслить, успешность в
овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями
убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других
людей, извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни
и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык
обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной
деятельности, самообразования и самореализации личности

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
(из ООП)
содержание
Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа
(обобщение). Важнейшие функции русского языка.
Понятие о русской языковой картине мира.
Орфографический и пунктуационный практикум.
Активизация процесса заимствования иноязычных слов
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.
Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая
сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической
сочетаемости
Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении
в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Этикет интернетпереписки. Функциональные разновидности языка.
Текст как единица языка и речи.
Виды преобразования текстов: аннотация.
Орфографический и пунктуационный практикум.
Виды преобразования текстов: конспект.

Тема раздела
1

Язык и культура

46

2

Культура речи

25

3

Речь. Речевая деятельность. Текст

31
Всего за год:

102

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
(промежуточная аттестация)
№
1
2
3
4

№
урока
27
53
60
91-97

Тема

РР. Сочинение на морально-этическую тему
РР. Сжатое изложение
РР. Сочинение на морально-этическую тему
Проектная работа

Дата проведения
план
факт

ПР

КД

ТС

Вид контроля

РР

№

количество часов

Примерное

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ
К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ
Сентябрь

13

I четверть

25

I полугодие

48

Октябрь

12

II четверть

23

II полугодие

54

Ноябрь

11

III четверть

31

Декабрь

12

IV четверть

23

Январь

8

Февраль

13

Март

10

Апрель

12

Май

11
Всего

Всего

Всего

102

102

102

Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебных недель при количестве
3 урока (ов) в неделю, всего 102 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с
составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 102
уроков.
Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения
государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой
подачи материала.

Календарно-тематическое планирование
9 КЛАСС
№

Тема

Раздел 1. Язык и культура.30ч.
Отражение в русском языке культуры и истории
русского народа
1. Русский язык как зеркало национальной культуры и
истории народа (обобщение).
2. Важнейшие функции русского языка.
3. Понятие о русской языковой картине мира.

Кол-во Дата проведения
часов
По плану
Фактически

1
1
1

4. Орфографический и
пунктуационный
1
практикум.
Ключевые слова русской культуры
5. Из истории русской письменности
1
6. Из истории русского алфавита
1
7. Примеры ключевых слов (концептов) русской
1
культуры, их национально-историческая значимость.
8. Основные тематические разряды ключевых слов
1
русской культуры: обозначение понятий и предметов
традиционного быта; обозначение понятий русской
государственности; обозначение понятий народной
этики.
9. Ключевые слова, обозначающие мир русской
1
природы; религиозные представления. Понятие о
русской ментальности.
10
Орфографический и пунктуационный практикум
1
Крылатые слова и выражения в русском языке
11Крылатые слова и выражения (прецедентные
2
12
тексты) из произведений художественной
литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов
и т.п.
Развитие русского языка как закономерный процесс
13
Развитие языка как объективный процесс. Общее
1
представление о внешних и внутренних факторах
языковых изменений,
14
Орфографический и пунктуационный практикум
1
Основные тенденции развития современного русского языка
15
Общее представление об активных процессах в
1
современном русском языке (основные тенденции,
отдельные примеры).
16
Орфографический и пунктуационный практикум
1
Новые иноязычные заимствования в современном русском языке
17Активизация процесса заимствования
2
18
иноязычных слов.
Орфографический
и
пунктуационный
практикум
Словообразовательные неологизмы в современном русском языке
19
20

Стремительный рост словарного состава языка,
«неологический бум» — рождение новых слов.
Орфографический и
пунктуационный

1
1

практикум
Переосмысление значений слов в современном русском языке
21Общее представление о процессах переосмысления
2
22
имеющихся в языке слов;
отражение в толковых словарях изменений в
лексическом значении слова
23
.Орфографический и пунктуационный практикум
1
Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке
24
Общее представление о процессах изменения
1
стилистической окраски слов и их стилистической
переоценке; отражение в толковых словарях
изменений в стилистической
окраске
слов.
25
Ключевые слова раздела. Обобщение материала
1
26
Орфографический и пунктуационный практикум.
1
27
РР. Сочинение на морально-этическую тему
1
Раздел 2. Культура речи.35ч.
Орфоэпические нормы современного русского литературного языка
28
Основные орфоэпические нормы современного
1
русского литературного языка.
29
Отражение произносительных вариантов в
1
современных орфоэпических словарях
30
Активные процессы в области произношения и
1
ударения. Нарушение орфоэпической нормы как
художественный прием.
31
Принципы русской орфографии как основа ее
1
усвоения
32
Усвоение орфографии методом ассоциативных
1
полей и микроязыков
Лексические нормы современного русского литературного языка
33
Основные лексические нормы современного
1
русского литературного языка.
34
35

Современные толковые словари.
Отражение вариантов лексической нормы в
современных словарях. Словарные пометы.

1
1

36

Лексическая сочетаемость слова. Свободная и
несвободная лексическая сочетаемость.
Типичные ошибки‚ связанные с нарушением
лексической сочетаемости
Речевая избыточность и точность
.Тавтология. Плеоназм.
Типичные ошибки‚ связанные с речевой
избыточностью.

1

37
38
39
40

1
1
1

41
Орфографический и пунктуационный практикум
1
42
Развитие речи. Сжатое изложение
1
Грамматические нормы современного русского литературного языка
43
Основные
грамматические
нормы
1
современного русского литературного языка.
44

Отражение вариантов грамматической нормы в
современных грамматических словарях и
справочниках. Словарные пометы.

1

45

46

Управление: управление в словосочетаниях с
предлогами благодаря, согласно, вопреки.
Типичные грамматические ошибки.
Управление в словосочетаниях с предлогом по в
распределительном значении и количественными
числительными (по пять груш — по пяти груш

1

1

Правильное построение словосочетаний по типу
управления (отзыв о
книге — рецензия на книгу, обидеться на слово —
обижен
словами).
48
Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в
составе словосочетания (приехать из Москвы —
приехать с Урала). Типичные грамматические
ошибки
49
Нормы употребления причастных и
деепричастных
оборотов. Типичные
грамматические ошибки
50
Нормы употребления предложений с
косвенной речью. Типичные грамматические
ошибки
51
Типичные ошибки в построении сложных
предложений: постановка рядом двух
однозначных союзов (но и однако, что и будто,
что и как будто)‚ повторение частицы бы в
предложениях с союзами чтобы и если бы‚
введение в сложное предложение лишних
указательных местоимений.
52
Орфографический и пунктуационный практикум
53
Развитие речи. Сжатое изложение
54
Работа над ошибками
Речевой этикет в деловом общении
55
Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики.
56
Этикетное речевое поведение в ситуациях
делового общения.
57
Орфографический и пунктуационный практикум
Правила сетевого этикета
58
Этика и этикет в электронной среде общения.
Понятие нетикета.

1

59
Ключевые слова раздела. Обобщение материала
60
РР. Сочинение на морально-этическую тему
Раздел 3. Речь. Текст.30 ч.
Русский язык в Интернете
61
Русский язык в Интернете.

1
1

47

62

63
64
65

Правила информационной безопасности при
общении в
социальных сетях.
Контактное и дистантное общение
Этикет интернет-переписки.
Орфографический и
пунктуационный

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1

1
1

1
1
1

практикум
Виды преобразования текстов
Текст как единица языка и речи.
66
67
Виды преобразования текстов: аннотация.
68
Виды преобразования текстов: конспект.
69
Использование графиков, диаграмм, схем для
представления информации
70
Анализ текста .Чтение текста. Воспроизводство
текста
Разговорная речь. Анекдот, шутка
71
Функциональные разновидности языка.
72
Разговорная речь. Анекдот, шутка.

1
1
1
1
1

1
1

Орфографический и
пунктуационный
практикум
Официально-деловой стиль. Деловое письмо
74
Официально-деловой стиль.
75
Деловое письмо, его структурные элементы и
языковые особенности.

1

76
Орфографический и пунктуационный практикум
Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение
77
Учебно-научный стиль
78
Доклад, сообщение
79
Речь оппонента на защите проекта.
80
Орфографический и
пунктуационный
практикум
Публицистический стиль. Проблемный очерк
81
Публицистический стиль.
82
Проблемный очерк.
83
Орфографический и
пунктуационный
практикум
Язык художественной литературы. Прецедентные тексты
84
Язык
художественной
литературы.
Диалогичность
в
художественном
85
произведении.
86
Текст и интертекст
87
Афоризмы.
88
Прецедентные тексты.
89
Орфографический и
пунктуационный
практикум.

1

73

90
9197
98102

1
1

1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1

Ключевые слова раздела. Обобщение материала
Проектная работа

1
7

Готовимся к экзаменам. Повторение.

5

ИТОГО

102


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».