НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ № Нормативные документы 1. .Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской 2. Федерации». Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 3. «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.3/2.4.3590-20 4. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным главным государственным санитарным врачом Российской Федерации от 27 октября 2020 № 32. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ ООШ с.Сухотского Авторская программа основного общего образования по русскому родному языку 6. О.М.Александрова 7. Учебный план МБОУООШ с.Сухотского на 2023-2024 учебный год 5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА № Авторы Название Год издания Издательство 1 О.М.Александрова «Русский родной язык» 2019 «Просвещение» 2 3 ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) Личностные Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому (родному) языку и литературе являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национальнокультурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: Аудирование и чтение: Метапредметные • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалограсспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национальнокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому языку являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; Предметные 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФК ГОС) Знать / понимать Уметь Раздел/ тема Язык и культура Культура речи Речь. Речевая деятельность. Текст Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов. Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (из ООП) содержание Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Важнейшие функции русского языка. Понятие о русской языковой картине мира. Орфографический и пунктуационный практикум. Активизация процесса заимствования иноязычных слов Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение. Этикет интернетпереписки. Функциональные разновидности языка. Текст как единица языка и речи. Виды преобразования текстов: аннотация. Орфографический и пунктуационный практикум. Виды преобразования текстов: конспект. Тема раздела 1 Язык и культура 46 2 Культура речи 25 3 Речь. Речевая деятельность. Текст 31 Всего за год: 102 ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ (промежуточная аттестация) № 1 2 3 4 № урока 27 53 60 91-97 Тема РР. Сочинение на морально-этическую тему РР. Сжатое изложение РР. Сочинение на морально-этическую тему Проектная работа Дата проведения план факт ПР КД ТС Вид контроля РР № количество часов Примерное ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАСЧЕТ КОЛИЧЕСТВА УРОКОВ К КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНУ Сентябрь 13 I четверть 25 I полугодие 48 Октябрь 12 II четверть 23 II полугодие 54 Ноябрь 11 III четверть 31 Декабрь 12 IV четверть 23 Январь 8 Февраль 13 Март 10 Апрель 12 Май 11 Всего Всего Всего 102 102 102 Календарно-тематическое планирование курса рассчитано на 34 учебных недель при количестве 3 урока (ов) в неделю, всего 102 урока. При соотнесении прогнозируемого планирования с составленным на учебный год расписанием и календарным графиком количество часов составило 102 уроков. Если вследствие непредвиденных причин количество уроков изменится, то для выполнения государственной программы по предмету это изменение будет компенсировано перепланировкой подачи материала. Календарно-тематическое планирование 9 КЛАСС № Тема Раздел 1. Язык и культура.30ч. Отражение в русском языке культуры и истории русского народа 1. Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). 2. Важнейшие функции русского языка. 3. Понятие о русской языковой картине мира. Кол-во Дата проведения часов По плану Фактически 1 1 1 4. Орфографический и пунктуационный 1 практикум. Ключевые слова русской культуры 5. Из истории русской письменности 1 6. Из истории русского алфавита 1 7. Примеры ключевых слов (концептов) русской 1 культуры, их национально-историческая значимость. 8. Основные тематические разряды ключевых слов 1 русской культуры: обозначение понятий и предметов традиционного быта; обозначение понятий русской государственности; обозначение понятий народной этики. 9. Ключевые слова, обозначающие мир русской 1 природы; религиозные представления. Понятие о русской ментальности. 10 Орфографический и пунктуационный практикум 1 Крылатые слова и выражения в русском языке 11Крылатые слова и выражения (прецедентные 2 12 тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие русского языка как закономерный процесс 13 Развитие языка как объективный процесс. Общее 1 представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, 14 Орфографический и пунктуационный практикум 1 Основные тенденции развития современного русского языка 15 Общее представление об активных процессах в 1 современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). 16 Орфографический и пунктуационный практикум 1 Новые иноязычные заимствования в современном русском языке 17Активизация процесса заимствования 2 18 иноязычных слов. Орфографический и пунктуационный практикум Словообразовательные неологизмы в современном русском языке 19 20 Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» — рождение новых слов. Орфографический и пунктуационный 1 1 практикум Переосмысление значений слов в современном русском языке 21Общее представление о процессах переосмысления 2 22 имеющихся в языке слов; отражение в толковых словарях изменений в лексическом значении слова 23 .Орфографический и пунктуационный практикум 1 Стилистическая переоценка слов в современном русском литературном языке 24 Общее представление о процессах изменения 1 стилистической окраски слов и их стилистической переоценке; отражение в толковых словарях изменений в стилистической окраске слов. 25 Ключевые слова раздела. Обобщение материала 1 26 Орфографический и пунктуационный практикум. 1 27 РР. Сочинение на морально-этическую тему 1 Раздел 2. Культура речи.35ч. Орфоэпические нормы современного русского литературного языка 28 Основные орфоэпические нормы современного 1 русского литературного языка. 29 Отражение произносительных вариантов в 1 современных орфоэпических словарях 30 Активные процессы в области произношения и 1 ударения. Нарушение орфоэпической нормы как художественный прием. 31 Принципы русской орфографии как основа ее 1 усвоения 32 Усвоение орфографии методом ассоциативных 1 полей и микроязыков Лексические нормы современного русского литературного языка 33 Основные лексические нормы современного 1 русского литературного языка. 34 35 Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы. 1 1 36 Лексическая сочетаемость слова. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости Речевая избыточность и точность .Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью. 1 37 38 39 40 1 1 1 41 Орфографический и пунктуационный практикум 1 42 Развитие речи. Сжатое изложение 1 Грамматические нормы современного русского литературного языка 43 Основные грамматические нормы 1 современного русского литературного языка. 44 Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. 1 45 46 Управление: управление в словосочетаниях с предлогами благодаря, согласно, вопреки. Типичные грамматические ошибки. Управление в словосочетаниях с предлогом по в распределительном значении и количественными числительными (по пять груш — по пяти груш 1 1 Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге — рецензия на книгу, обидеться на слово — обижен словами). 48 Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы — приехать с Урала). Типичные грамматические ошибки 49 Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов. Типичные грамматические ошибки 50 Нормы употребления предложений с косвенной речью. Типичные грамматические ошибки 51 Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений. 52 Орфографический и пунктуационный практикум 53 Развитие речи. Сжатое изложение 54 Работа над ошибками Речевой этикет в деловом общении 55 Этические нормы, правила этикета интернетдискуссии, интернет-полемики. 56 Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения. 57 Орфографический и пунктуационный практикум Правила сетевого этикета 58 Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. 1 59 Ключевые слова раздела. Обобщение материала 60 РР. Сочинение на морально-этическую тему Раздел 3. Речь. Текст.30 ч. Русский язык в Интернете 61 Русский язык в Интернете. 1 1 47 62 63 64 65 Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение Этикет интернет-переписки. Орфографический и пунктуационный 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 практикум Виды преобразования текстов Текст как единица языка и речи. 66 67 Виды преобразования текстов: аннотация. 68 Виды преобразования текстов: конспект. 69 Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации 70 Анализ текста .Чтение текста. Воспроизводство текста Разговорная речь. Анекдот, шутка 71 Функциональные разновидности языка. 72 Разговорная речь. Анекдот, шутка. 1 1 1 1 1 1 1 Орфографический и пунктуационный практикум Официально-деловой стиль. Деловое письмо 74 Официально-деловой стиль. 75 Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности. 1 76 Орфографический и пунктуационный практикум Научно-учебный подстиль. Доклад, сообщение 77 Учебно-научный стиль 78 Доклад, сообщение 79 Речь оппонента на защите проекта. 80 Орфографический и пунктуационный практикум Публицистический стиль. Проблемный очерк 81 Публицистический стиль. 82 Проблемный очерк. 83 Орфографический и пунктуационный практикум Язык художественной литературы. Прецедентные тексты 84 Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном 85 произведении. 86 Текст и интертекст 87 Афоризмы. 88 Прецедентные тексты. 89 Орфографический и пунктуационный практикум. 1 73 90 9197 98102 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Ключевые слова раздела. Обобщение материала Проектная работа 1 7 Готовимся к экзаменам. Повторение. 5 ИТОГО 102