Пояснительная записка к рабочей программе по предмету «Технология» 7 класс Нормативная основа программы Исходными документами для составления рабочей программы явились: Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования); приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»; Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821-10); Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019 № 233; Перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.06.2016 № 699; Учебный план основного общего образования МБОУ ООШ с. Сухотское. Место предмета в учебном плане В соответствии с базисным учебным планом курс «Технология» изучается по два часа в неделю. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение технологии в 7 классе составит 68 часов. Учебно-методический комплект В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебнометодический комплект: учебник «Технология» 7 класс / Казакевич В. М., Пичугина Г. В., Семёнова Г. Ю. и др./под ред. Казакевича В. М. — М. : «Издательство Просвещение», 2020; Технология. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников В. М. Казакевича и др. 5—9 классы : учеб.пособие для общеобразоват. организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семёнова. — М. : Просвещение, 2020. Цели и задачи изучения учебного предмета «Технология» Основными целями изучения учебного предмета «Технология» в системе основного общего образования являются: обеспечение понимания обучающимися сущности современных материальных, информационных и социальных технологий и перспектив их развития; освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности; формирование технологической культуры и проектно-технологического мышления на основе включения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда; овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми безопасными приёмами использования распространёнными инструментами, механизмами и машинами, способами управления, широко применяемыми в жизни современных людей видами бытовой техники; овладение распространёнными общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для проектирования и создания продуктов труда; развитие у обучающихся познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей; воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств личности на примерах отечественных достижений в сфере технологий производства и социальной сфере; формирование информационной основы и персонального опыта, необходимых для определения обучающимся направлений своего дальнейшего образования в контексте построения жизненных планов, в первую очередь касающихся сферы и содержания будущей профессиональной деятельности. Задачи технологического образования в общеобразовательных организациях: ознакомить учащихся с законами и закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер созидательной и преобразовательной деятельности человека; синергетически увязать в практической деятельности всё то, что учащиеся получили на уроках технологии и других предметов по предметнопреобразующей деятельности; включить учащихся в созидательную или преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина своего государства и представителя всего человеческого рода; сформировать творчески активную личность, решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология» для обучающихся 7 класса При формировании перечня планируемых результатов освоения предмета «Технология» учтены требования Федерального государственного образовательного стандарта основного образования к личностным, метапредметным результатам, предметным и требования индивидуализации обучения. Личностные результаты: Проявление познавательных интересов и творческой активности в данной области предметной технологической деятельности. Выражение желания учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. Развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности. Овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда. Самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации. Планирование образовательной и профессиональной карьеры. Осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации. Бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам. Готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. Метапредметные результаты: Планирование процесса познавательной деятельности. Ответственное отношение к культуре питания, соответствующего нормам здорового образа жизни. Определение адекватных условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов. Проявление нестандартного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса. Самостоятельное выполнение различных творческих работ по созданию оригинальных изделий технического творчества и декоративно-прикладного искусства. Виртуальное и натурное моделирование художественных и технологических процессов и объектов. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование обоснованных выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности. Выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих субъективную потребительную стоимость или социальную значимость. Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет ресурсы и другие базы данных. Использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость. Согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками. Объективная оценка своего вклада в решение общих задач коллектива. Оценка своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам. Обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах. Соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства. Соблюдение безопасных приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда. Предметные результаты: Культура труда (знания в рамках предметной области и бытовые навыки): соблюдает правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием; разъясняет содержание понятий «технология», «технологический процесс», «технологическая операция» и адекватно использует эти понятия; разъясняет содержание понятий «станок», «оборудование», «машина», «сборка», «модель», «моделирование», «слой» и адекватно использует эти понятия; следует технологии, в том числе в процессе изготовления субъективно нового продукта; получил и проанализировал опыт оптимизации заданного способа (технологии) получения материального продукта на собственной практике; выполняет элементарные операции бытового ремонта методом замены деталей; характеризует пищевую ценность пищевых продуктов; может назвать специфичные виды обработки различных видов пищевых продуктов (овощи, мясо, рыба и др.); может охарактеризовать основы рационального питания. Технические результаты: выполняет элементарные технологические расчеты; называет и характеризует актуальные и перспективные информационные технологии; получил и проанализировал опыт проведения виртуального эксперимента по избранной обучающимся тематике; создает 3D-модели, применяя различные технологии, используя неавтоматизированные и/или автоматизированные инструменты (в том числе специализированное программное обеспечение, технологии фотограмметрии, ручное сканирование и др.); анализирует данные и использует различные технологии их обработки посредством информационных систем; использует различные информационно-технические средства для визуализации и представления данных в соответствии с задачами собственной деятельности; выполняет последовательность технологических операций по подготовке цифровых данных для учебных станков; применяет технологии оцифровки аналоговых данных в соответствии с задачами собственной деятельности; может охарактеризовать структуры реальных систем управления робототехнических систем; объясняет сущность управления в технических системах, характеризует автоматические и саморегулируемые системы; конструирует простые системы с обратной связью, в том числе на основе технических конструкторов; знает базовые принципы организации взаимодействия технических систем; характеризует свойства конструкционных материалов искусственного происхождения (например, полимеров, композитов); применяет безопасные приемы выполнения основных операций слесарно-сборочных работ; характеризует основные виды механической обработки конструкционных материалов; характеризует основные виды технологического оборудования для выполнения механической обработки конструкционных материалов; имеет опыт изготовления изделия средствами учебного станка, в том числе с симуляцией процесса изготовления в виртуальной среде; характеризует основные технологии производства продуктов питания; получает и анализирует опыт лабораторного исследования продуктов питания. Проектные компетенции (компетенции проектного управления и гибкие компетенции): использует методы генерации идей по модернизации/проектированию материальных продуктов или технологических систем, направленных на достижение поставленных целей; самостоятельно решает поставленную задачу, анализируя и подбирая материалы и средства для ее решения; использует инструмент выявления потребностей и исследования пользовательского опыта; получил и проанализировал опыт определения характеристик и разработки материального или информационного продукта, включая планирование, разработку концепции, моделирование, конструирование и разработку документации в информационной среде (конструкторе), на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов. Содержание рабочей программы по предмету «Технология» для 7 класса Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Содержание программы предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям: распространённые технологии современного производства и сферы услуг; культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации; элементы черчения, графики и дизайна; элементы прикладной экономики, предпринимательства; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; творческая, проектно-исследовательская деятельность; технологическая культура производства и культура труда; история, перспективы и социальные последствия развития техники и технологии. № п/ п 1. 2. 3. Название темы Кол-во часов Основные изучаемые вопросы темы Создание новых идей при помощи метода фокальных объектов. Техническая документация в проекте. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте Современные средства ручного труда. Средства труда современного производства. Агрегаты и производственные линии 5 Логика построения и особенности разработки отдельных видов проектов: технологический проект, бизнес-проект (бизнес-план), инженерный проект, дизайн-проект, исследовательский проект, социальный проект. Способы представления технической и технологической информации. Технологическая карта. Анализ и синтез как средства решения задачи. Техника проведения морфологического анализа 4 Культура производства. Технологическая культура производства. Культура труда 4 Автоматизация производства. Производственные технологии автоматизированного производства. Автоматизированное производство на предприятиях нашего региона. Функции специалистов, занятых на производстве. Предприятия региона проживания обучающихся, работающие на основе современных производственных технологий. Автоматизированные производства региона проживания обучающихся, новые функции рабочих профессий в условиях высокотехнологичных автоматизированных производств и новые требования к кадрам Цикл жизни технологии. Составление технологической карты известного технологического процесса. Апробация путей оптимизации технологического процесса 4. 5. 6. Двигатели. Воздушные двигатели. Гидравлические двигатели. Паровые двигатели. Тепловые машины внутреннего сгорания. Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели Производство металлов. Производство древесных материалов. Производство синтетических материалов и пластмасс. Особенности производства искусственных волокон в текстильном производстве. Свойства искусственных волокон. Производственные технологии обработки конструкционных материалов резанием. Производственные технологии пластического формования материалов. Физикохимические и термические технологии обработки материалов Характеристики основных пищевых продуктов, используемых в процессе приготовления изделий из теста. Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Переработка рыбного сырья. Пищевая ценность рыбы. Механическая и тепловая кулинарная 7 Конструкции. Основные характеристики конструкций. Простые механизмы как часть технологических систем. Построение модели механизма, состоящего из 4–5 простых механизмов, по кинематической схеме 10 Материальные технологии. Технологии получения материалов. Разработка и изготовление материального продукта. Разработка вспомогательной технологии. Разработка / оптимизация и введение технологии на примере организации действий и взаимодействия в быту. Обобщение опыта получения продуктов различными субъектами, анализ потребительских свойств этих продуктов, запросов групп их потребителей, условий производства. Оптимизация и регламентация технологических режимов производства данного продукта. Пилотное применение технологии на основе разработанных регламентов. Обзор ведущих технологий, применяющихся на предприятиях региона, рабочих мест и их функций. Производство материалов на предприятиях региона проживания обучающихся 11 Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Хранение продовольственных и непродовольственных продуктов. Способы обработки продуктов питания и потребительские качества пищи. Разработка и изготовление материального продукта 7. 8. 9. обработка рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Рыбные консервы и пресервы Энергия магнитного поля. Энергия электрического тока. Энергия электромагнитного поля Источники и каналы получения информации. Метод наблюдения в получении новой информации. Технические средства проведения наблюдений. Опыты или эксперименты для получения новой информации Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные 6 4 5 Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для накопления энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Энергетическое обеспечение нашего дома. Электроприборы. Бытовая техника и её развитие. Освещение и освещённость, нормы освещённости в зависимости от назначения помещения. Отопление и тепловые потери. Энергосбережение в быту. Электробезопасность в быту и экология жилища. Электрическая схема. Разработка проекта освещения выбранного помещения, включая отбор конкретных приборов, составление схемы электропроводки. Обоснование проектного решения по основаниям соответствия запросу и требованиям к освещённости и экономичности. Проект оптимизации энергозатрат Информационные технологии. Современные информационные технологии. Электроника (фотоника). Квантовые компьютеры. Развитие многофункциональных ИТ-инструментов. Способы представления технической и технологической информации. Изготовление информационного продукта по заданному алгоритму Технологии сельского хозяйства. Автоматизация производства. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся технологии сбора заготовки грибов и 10. Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным 11. Социальные технологии. Социальные сети как технология. Технологии сферы услуг. Способы выявления потребностей. Методы принятия решения. Анализ альтернативных ресурсов. Составление программы изучения потребностей 7 Технологии сельского хозяйства. Современные промышленные технологии получения продуктов питания. Производство продуктов питания на предприятиях региона проживания обучающихся 6 Назначение социологических исследований. Технология опроса: анкетирование. Технология опроса: интервью Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология» для 7 класса _ № урока Дата 1 08.09.2023 2 3 4 08.09.2023 15.09.2023 15.09.2023 5 6 7 8 19.09.2023 22.09.203 26.09.2023 29.09.2023 9 10 03.10.2023 06.10.2023 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 10.10.2023 13.10.2023 17.10.2023 20.10.2023 24.10.2023 27.10.2023 07.11.2023 10.11.2023 14.11.2023 17.11.2023 21 21.11.2023 22 23 24 24.11.2023 28.11.2023 01.12.2023 05.12.2023 25 26 08.12.2023 27 28 12.12.2023 15.12.2023 29 19.12.2023 30 31 32 33 22.12.2023 26.12.2023 29.12.2023 09.01.2024 34 35 36 12.01.2024 16.01.2024 19.01.2024 Тема урока Создание новых идей при помощи метода фокальных объектов. Вводный инструктаж по т/б на рабочем месте. Техническая документация в проекте. Диагностическая работа. Конструкторская документация. Технологическая документация в проекте. Современные средства ручного труда. Средства труда и современного производства. Агрегаты и производственные линии. Практическая работа №1 «Современные средства труда, применяемые в производстве» Культура производства. Технологическая культура производства. Домашнее задание Стр.6-8 Стр.8-10 конспект Стр.10-15 Стр.18-23 Стр. 24-28 Стр.28-29 конспект Стр.32-33 Стр.34-35 Культура труда. Стр.36-37 конспект Проект «Правила поведения в школе» Двигатели. Воздушные двигатели. Стр.42-46 Гидравлические двигатели. Тест за 1 четверть. Стр.46-47 Паровые двигатели Тепловые двигатели внутреннего сгорания. Стр.48-53 Реактивные и ракетные двигатели. Электрические двигатели. Стр.54-58 Производство металлов. Стр.60-61 Производство древесных материалов Стр.62-63 Производство синтетических материалов и пластмасс. Стр.64-65 Практическая работа №2 «Склеивание заготовок для будущих конспект изделий из древесины» Особенности производства искусственных волокон в текстильном Стр. 66-67 производстве. Работа над проектом. конспект Свойства искусственных волокон. Стр.72 Лабораторная работа №1«Определение волокнистого состава Стр.80 тканей» Производственные технологии обработки конструкционных Стр.72- 75 материалов резанием Практическая работа №3 «Изготовление изделия с использованием конспект сверлильного станка» Производственные технологии пластического формования Стр.76-77 материалов. Практическая работа №4 «Изготовление изделия с использованием конспект станков для обработки древесины» Физико-химические и термические технологии обработкиСтр.78-79 материалов. Работа над изделием из папье-маше. конспект конспект Тест за 2 четверть. Завершение работы над изделием из папье -маше. повторение Характеристики основных и пищевых продуктов, используемых в Стр.84-85 процессе приготовления изделий из теста. конспект Проект «Сценарий праздника» Хлеб и продукты хлебопекарной промышленности. Стр.86-87 Практическая работа № 5« Разработка рецептов» конспект 37 38 23.01.2024 26.01.2024 39 40 41 30.01.2024 02.02.2024 06.02.2024 42 09.02.2024 43 44 45 46 13.02.2024 16.02.2024 20.02.2024 05.03.2024 47 48 49 50 12.03.2024 15.03.2024 19.03.2024 22.03.2024 51 52 53 02.04.2024 05.04.2024 09.04.2024 54 12.04.2024 55 56 16.04.2024 19.04.2024 57 23.04.2024 58 59 26.04.2024 03.05.2024 60 07.05.2024 61 62 63 14.05.2024 17.05.2024 17.05.2024 64 65 66 67 68 21.05.2024 24.05.2024 24.05.2024 Мучные кондитерские изделия и тесто для их приготовления. Стр.88-89 Практическая работа №6 «Приготовление кондитерских изделий из конспект пресного теста» Переработка рыбного сырья. Стр.96-98 Механическая и тепловая кулинарная обработка рыбы. Стр.98-100 Пищевая ценность рыбы. Нерыбные пищевые продукты моря. Стр.100-103 Рыбные консервы и пресервы. Лабораторная работа №2 «Определении доброкачественности конспект рыбы органолептическим методом» Энергия магнитного поля. Стр.112-113 Энергия электрического тока. Стр.114-119 Энергия электромагнитного поля. Стр.120-121 Практическая работа № 7«Наблюдение и исследование свойств конспект магнитного поля». Источники и каналы получения информации. Стр.126-127 Метод наблюдения в получении новой информации. Стр.128-130 Технические средства проведения наблюдений. Тест за 3 четверть. конспект Практическая работа № 8«Провести наблюдение по составленному Стр.134 протоколу» Опыты или эксперименты для получения новой информации. Стр.132-134 конспект Проект «Наблюдение за домашним животным» Грибы. Их значение в природе и жизни человека. Характеристика Стр.136-142 искусственно выращиваемых съедобных грибов. Требования к среде и условиям выращивания культивируемых Стр.143-147 грибов. Технологии ухода за грибницами и получение урожая шампиньонов и вёшенок. Безопасные технологии сбора и заготовки грибов. Стр.148-151 Лабораторная работа №3 «Определение съедобных и ядовитых Стр.153 грибов по внешнему виду» Корма для животных. Состав кормов и их питательность. Стр.156-169 Составление рационов кормления. Подготовка кормов к скармливанию и раздача их животным. Стр.170-173 Практическая работа № 9«Изучение состава готовых сухих кормов Стр.174 для кошек или собак» Творческий проект «Сравнение рационов питания различных Стр.175 домашних животных» Назначение социологических исследований. Стр.179-183 Технология опроса: анкетирование. Стр.184-185 Технология опроса: интервью. Практическая работа № 10 Стр.186-188 «Создание анкеты для опроса» конспект Итоговая контрольная работа. Защита творческого проекта. конспект Защита творческого проекта. конспект Резервный урок Резервный урок Лист корректировки рабочей программы по предмету «Технология» для 7 класса Номера скорректи рованных уроков Дата по журналу Количество часов по дано плану Причина корректировки Способ корректировки