ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область «Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее – ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего образования, а также будут востребованы в жизни. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования, успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся по другим учебным предметам. Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях. Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа. Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого познавательного интереса к изучению русского языка, формирование ответственности за сохранение чистоты русского языка. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей: 1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 2) овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудирование, говорение, чтение, письмо; 3) овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 4) использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; 5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию. Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения русскому языку является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся. Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного языка, орфографических и пунктуационных правил. Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения. Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с учебным предметом «Литературное чтение». МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского языка; проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственноэтических нормах поведения и правилах межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с которыми идёт работа на уроках русского языка; духовно-нравственного воспитания: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка); эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения; трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на уроках русского языка; экологического воспитания: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих вред природе; ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира, в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате изучения русского языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность. У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий: сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии языковых единиц; объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку; определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы; находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц; выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию; устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы. У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий: с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации; сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое миниисследование, выполнять по предложенному плану проектное задание; формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала; прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях. У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии; признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией; готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного миниисследования, проектного задания; подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий: устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные предложенные образцы. проектные задания с опорой на ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 2 КЛАСС К концу обучения во втором классе обучающийся научится: осознавать язык как основное средство общения; характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости); согласный парный (непарный) по звонкости (глухости); определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том числе слова со стечением согласных); устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я; обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак в середине слова; находить однокоренные слова; выделять в слове корень (простые случаи); выделять в слове окончание; выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без называния терминов); распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»; распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что сделать?» и другие; распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; определять вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске; находить место орфограммы в слове и между словами на изученные правила; применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях; раздельное написание предлогов с именами существительными, разделительный мягкий знак; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и предложения, тексты объёмом не более 50 слов; писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных правил правописания; находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки; пользоваться толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями учебника; строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4 предложения на определённую тему, по наблюдениям) с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации; формулировать простые выводы на основе прочитанного (услышанного) устно и письменно (1-2 предложения); составлять предложения из слов, устанавливая между ними смысловую связь по вопросам; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему; составлять текст из разрозненных предложений, частей текста; писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 КЛАСС Общие сведения о языке Язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии языкового пространства России и мира. Методы познания языка: наблюдение, анализ. Фонетика и графика Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв; различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я (повторение изученного в 1 классе). Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки. Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки. Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный; согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный. Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце и в середине слова; разделительный. Использование на письме разделительных ъ и ь. Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю, я (в начале слова и после гласных). Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных). Использование знания алфавита при работе со словарями. Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах изученного). Орфоэпия[4] Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения практических задач. Лексика Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова (общее представление). Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение). Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов. Состав слова (морфемика) Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные) слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи). Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова (наблюдение). Морфология Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы («кто?», «что?»), употребление в речи. Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что сделать?» и другие), употребление в речи. Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы («какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи. Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое. Синтаксис Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение). Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение). Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации): восклицательные и невосклицательные предложения. Орфография и пунктуация Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил правописания, изученных в 1 классе). Орфографическая зоркость как осознание места возможного возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при проверке собственных и предложенных текстов. Правила правописания и их применение: разделительный мягкий знак; сочетания чт, щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова; парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре учебника); прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия; раздельное написание предлогов с именами существительными. Развитие речи Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы. Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы. Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев). Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев. Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности (первичное ознакомление). Поздравление и поздравительная открытка. Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста вслух с соблюдением правильной интонации. Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с опорой на вопросы. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего 1 Общие сведения о языке 1 2 Фонетика и графика 6 3 Лексика 10 4 Состав слова 14 5 Морфология 19 6 Синтаксис 8 7 Орфография и пунктуация 50 8 Развитие речи 30 Практические работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК 7 Резервное время 32 5 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 13 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК 4 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС Количество часов № п/п Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Язык как явление национальной культуры. Многообразие языкового пространства России и мира 1 РЭШ МЭШ ЦОК 2 Различение звуков и букв. Различение ударных и безударных гласных звуков 1 РЭШ МЭШ ЦОК 3 Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки 1 РЭШ МЭШ ЦОК 4 Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки 1 5 Функции мягкого знака 1 РЭШ МЭШ ЦОК 6 Использование на письме разделительных ъ и ь 1 РЭШ МЭШ ЦОК 7 Деление слов на слоги. Использование знания алфавита при работе со словарями 1 РЭШ МЭШ ЦОК 8 Резервный урок по разделу фонетика: учимся характеризовать звуки 1 9 Резервный урок по разделу фонетика: различаем звуки и буквы 1 РЭШ МЭШ ЦОК 10 Слово и его значение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 11 Значение слова в словаре 1 РЭШ МЭШ ЦОК 12 Однозначные и многозначные слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК 13 Значение слова в словаре и тексте 1 РЭШ МЭШ ЦОК 14 Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 15 Синонимы 1 РЭШ МЭШ ЦОК 16 Синонимы в тексте 1 РЭШ МЭШ ЦОК 17 Антонимы 1 РЭШ МЭШ ЦОК 18 Наблюдение за использованием антонимов 1 РЭШ МЭШ ЦОК 19 Обобщение знаний по разделу «Лексика» 1 РЭШ МЭШ ЦОК 20 Резервный урок по разделу лексика: работаем с толковым словарем 1 21 Резервный урок по разделу лексика: проверочная работа 1 22 Резервный урок по разделу лексика 1 РЭШ МЭШ ЦОК 23 Окончание как изменяемая часть слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 24 Изменение формы слова с помощью окончания 1 РЭШ МЭШ ЦОК 25 Различение изменяемых и неизменяемых слов 1 РЭШ МЭШ ЦОК 26 Однокоренные (родственные) слова. Корень слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 27 Признаки однокоренных (родственных) слов. Корень слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 28 Корень как часть слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 29 Корень как общая часть родственных слов 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК 30 Корень слова: обобщение знаний 1 РЭШ МЭШ ЦОК 31 Суффикс как часть слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 32 Значения суффиксов 1 РЭШ МЭШ ЦОК 33 Приставка как часть слова (наблюдение) 1 РЭШ МЭШ ЦОК 34 Роль суффиксов и приставок 1 РЭШ МЭШ ЦОК 35 Состав слова: систематизация знаний 1 РЭШ МЭШ ЦОК 36 Состав слова: обобщение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 37 Резервный урок по разделу состав слова: корни с чередованием согласных 1 РЭШ МЭШ ЦОК 38 Резервный урок по разделу состав слова: как образуются слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 39 Резервный урок по разделу состав слова: проверочная работа 1 40 Имя существительное как часть речи 1 РЭШ МЭШ ЦОК 41 Имя существительное: значение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 42 Имя существительное : вопросы («кто?», «что?»), 1 РЭШ МЭШ ЦОК 43 Имя существительное: изменение по числам 1 РЭШ МЭШ ЦОК 44 Число имён существительных 1 РЭШ МЭШ ЦОК 45 Имя существительное: употребление в речи 1 РЭШ МЭШ ЦОК 46 Глагол как часть речи 1 РЭШ МЭШ ЦОК 47 Глагол: значение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 48 Глагол: вопросы «что делать?», «что сделать?» и др. 1 РЭШ МЭШ ЦОК 49 Единственное и множественное число 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК глаголов 50 Обобщение знаний о глаголе 1 РЭШ МЭШ ЦОК 51 Имя прилагательное как часть речи 1 РЭШ МЭШ ЦОК 52 Имя прилагательное: значение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 53 Связь имени прилагательного с именем существительным 1 РЭШ МЭШ ЦОК 54 Обобщение знаний об имени прилагательном 1 РЭШ МЭШ ЦОК 55 Предлог. Отличие предлогов от приставок 1 РЭШ МЭШ ЦОК 56 Наиболее распространённые предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и др. 1 РЭШ МЭШ ЦОК 57 Части речи: систематизация знаний 1 РЭШ МЭШ ЦОК 58 Части речи: обобщение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 59 Резервный урок по разделу морфология: части речи 1 РЭШ МЭШ ЦОК 60 Резервный урок по разделу морфология: изменение по числам имен существительных 1 РЭШ МЭШ ЦОК 61 Резервный урок по разделу морфология: роль имён существительных в тексте 1 РЭШ МЭШ ЦОК 62 Резервный урок по разделу морфология: роль глаголов в тексте 1 РЭШ МЭШ ЦОК 63 Резервный урок по разделу морфология: роль имён прилагательных в тексте 1 РЭШ МЭШ ЦОК 64 Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание 1 РЭШ МЭШ ЦОК 65 Резервный урок по разделу морфология: выполняем проектное задание 1 66 Предложение как единица языка 1 РЭШ МЭШ ЦОК 67 Предложение и слово 1 РЭШ МЭШ ЦОК 68 Наблюдение за выделением в устной речи одного из слов предложения (логическое ударение) 1 РЭШ МЭШ ЦОК 69 Восклицательные и невосклицательные предложения 1 РЭШ МЭШ ЦОК 70 Виды предложений по цели высказывания 1 РЭШ МЭШ ЦОК 71 Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения 1 РЭШ МЭШ ЦОК 72 Связь слов в предложении 1 РЭШ МЭШ ЦОК 73 Предложение: систематизация знаний 1 РЭШ МЭШ ЦОК 74 Резервный урок по разделу синтаксис: связь слов в предложении 1 РЭШ МЭШ ЦОК 75 Резервный урок по разделу синтаксис: установление связи слов в предложении 1 РЭШ МЭШ ЦОК 76 Повторение алгоритма списывания текста 1 РЭШ МЭШ ЦОК 77 Гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением) 1 РЭШ МЭШ ЦОК 78 Гласные после шипящих в сочетаниях ча, ща, чу, щу 1 РЭШ МЭШ ЦОК 79 Сочетания чк, чн, чт, щн, нч 1 80 Перенос слов по слогам 1 1 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК 81 Перенос слов по слогам: закрепление 1 РЭШ МЭШ ЦОК 82 Диктант на изученные правила (гласные после шипящих, сочетания чк, чн, чт) 1 83 Употребление прописной и строчной буквы 1 84 Списывание текста. Словарный диктант 1 85 Прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества людей, клички животных 1 РЭШ МЭШ ЦОК 86 Прописная буква в именах собственных: географические названия 1 РЭШ МЭШ ЦОК 87 Объяснительный диктант на изученные правила (гласные после шипящих, прописная буква) 1 РЭШ МЭШ ЦОК 88 Единообразное написание гласных в корне 1 РЭШ МЭШ ЦОК 89 Обозначение буквой безударного гласного звука в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 90 Способы проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 91 Списывание текста. Словарный диктант 1 92 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне 1 РЭШ МЭШ ЦОК 93 Правописание слов с безударным гласным звуком в корне: закрепление 1 РЭШ МЭШ ЦОК 94 Объяснительный диктант: учимся обозначать безударные гласные в корне 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК 1 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК слова 95 Непроверяемые гласные в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 96 Правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 97 Диктант на изученные правила (безударные гласные в корне слова) 1 98 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 РЭШ МЭШ ЦОК 99 Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 100 Правописание слов с парным по звонкости-глухости согласным в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 101 Способы проверки согласных в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 102 Отработка правописания слов с парным по глухости звонкости согласным в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 103 Учимся писать буквы согласных в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 104 Объяснительный диктант: учимся писать буквы согласных в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 105 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова 1 РЭШ МЭШ ЦОК 106 Диктант на изученные орфограммы в корне слова 1 107 Работа над ошибками, допущенными в 1 1 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК диктанте 108 Наблюдение за правописанием суффиксов имён существительных 1 РЭШ МЭШ ЦОК 109 Наблюдение за правописанием суффиксов имён прилагательных 1 РЭШ МЭШ ЦОК 110 Наблюдение за правописанием приставок 1 РЭШ МЭШ ЦОК 111 Списывание текста. Словарный диктант 1 112 Различные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове 1 РЭШ МЭШ ЦОК 113 Отработка способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове 1 РЭШ МЭШ ЦОК 114 Диктант на изученные правила (орфограммы корня) 1 115 Работа над ошибками, допущенными в диктанте 1 РЭШ МЭШ ЦОК 116 Раздельное написание предлогов с именами существительными 1 РЭШ МЭШ ЦОК 117 Раздельное написание предлогов с именами существительными: закрепление 1 РЭШ МЭШ ЦОК 118 Правописание слов с разделительным мягким знаком 1 РЭШ МЭШ ЦОК 119 Отработка правописания слов с разделительным мягким знаком 1 РЭШ МЭШ ЦОК 120 Отработка правописания слов с 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 1 РЭШ МЭШ ЦОК РЭШ МЭШ ЦОК разделительным мягким знаком и другими изученными орфограммами 121 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: систематизация 1 РЭШ МЭШ ЦОК 122 Правописание слов с орфограммами в значимых частях слов: обобщение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 123 Отработка правописания слов с орфограммами в значимых частях слов 1 РЭШ МЭШ ЦОК 124 Повторение правописания слов с орфограммами в значимых частях слов 1 РЭШ МЭШ ЦОК 125 Контрольный диктант 1 126 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 РЭШ МЭШ ЦОК 127 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 РЭШ МЭШ ЦОК 128 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 РЭШ МЭШ ЦОК 129 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 РЭШ МЭШ ЦОК 130 Резервный урок по разделу орфография: отработка орфограмм, вызывающих трудности 1 РЭШ МЭШ ЦОК 131 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК 132 Резервный урок по разделу орфография: проверочная работа 1 133 Выбор языковых средств для ответа на заданный вопрос 1 РЭШ МЭШ ЦОК 134 Выбор языковых средств для выражения собственного мнения 1 РЭШ МЭШ ЦОК 135 Выбор языковых средств для ведения разговора: начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. 1 РЭШ МЭШ ЦОК 136 Диалогическая форма речи 1 РЭШ МЭШ ЦОК 137 Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы 1 РЭШ МЭШ ЦОК 138 Составление устного рассказа по репродукции картины 1 РЭШ МЭШ ЦОК 139 Составление устного рассказа по репродукции картины 1 РЭШ МЭШ ЦОК 140 Составление устного рассказа с опорой на личные наблюдения и вопросы 1 РЭШ МЭШ ЦОК 141 Текст 1 РЭШ МЭШ ЦОК 142 Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте; последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной мысли 1 РЭШ МЭШ ЦОК 143 Тема текста 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК 144 Основная мысль 1 РЭШ МЭШ ЦОК 145 Заглавие текста 1 РЭШ МЭШ ЦОК 146 Подбор заголовков к предложенным текстам. 1 РЭШ МЭШ ЦОК 147 Отработка умения подбирать заголовки к предложенным текстам 1 РЭШ МЭШ ЦОК 148 Последовательность частей текста (абзацев). 1 РЭШ МЭШ ЦОК 149 Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений 1 РЭШ МЭШ ЦОК 150 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком предложений 1 151 Корректирование текстов с нарушенным порядком абзацев 1 РЭШ МЭШ ЦОК 152 Отработка умения корректировать тексты с нарушенным порядком абзацев 1 РЭШ МЭШ ЦОК 153 Текст-описание 1 РЭШ МЭШ ЦОК 154 Особенности текстов-описаний 1 РЭШ МЭШ ЦОК 155 Текст-повествование 1 РЭШ МЭШ ЦОК 156 Особенности текстов-повествований 1 РЭШ МЭШ ЦОК 157 Различение текстов-описаний и текстовповествований 1 РЭШ МЭШ ЦОК 158 Текст-рассуждение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 159 Особенности текстов-рассуждений 1 РЭШ МЭШ ЦОК 160 Знакомство с жанром поздравления 1 РЭШ МЭШ ЦОК 161 Подробное изложение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 1 РЭШ МЭШ ЦОК повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы 162 Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30—45 слов с опорой на вопросы 1 РЭШ МЭШ ЦОК 163 Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста 1 РЭШ МЭШ ЦОК 164 Резервный урок по разделу развитие речи: составляем план текста 1 РЭШ МЭШ ЦОК 165 Резервный урок по разделу развитие речи: пишем текст по предложенному плану 1 РЭШ МЭШ ЦОК 166 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текст-описание 1 РЭШ МЭШ ЦОК 167 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текстповествование 1 РЭШ МЭШ ЦОК 168 Резервный урок по разделу развитие речи: учимся сочинять текстрассуждение 1 РЭШ МЭШ ЦОК 169 Резервный урок по разделу развитие речи: подробное изложение текста 1 РЭШ МЭШ ЦОК 170 Резервный урок по разделу развитие речи: проверочная работа 1 РЭШ МЭШ ЦОК ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 13 4 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Азбука (в 2 частях), 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Коллекции электронных образовательных ресурсов 1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru 2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru 3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru 4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школыhttp://katalog.iot.ru/ 5. Библиотека материалов для начальной школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka 6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/ 7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru 8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru 9. Портал «Российское образование http://www.edu. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по различным предметам начальной школы. http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по предметным областям. http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной программы. http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по дистанционному обучению. https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные занятия, методические материалы для учителя. https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.