РП по руссскому языку 2 кл.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (предметная область
«Русский язык и литературное чтение») на уровне начального общего образования
составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального
общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной
образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО),
Федеральной рабочей программы по учебному предмету «Русский язык» (далее –
ФРП «Русский язык»), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в федеральной рабочей программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
На уровне начального общего образования изучение русского языка имеет
особое значение в развитии обучающегося. Приобретённые знания, опыт
выполнения предметных и универсальных учебных действий на материале
русского языка станут фундаментом обучения на уровне основного общего
образования, а также будут востребованы в жизни.
Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие
интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирует умения
извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки
самостоятельной учебной деятельности. Изучение русского языка является
основой всего процесса обучения на уровне начального общего образования,
успехи в изучении этого предмета во многом определяют результаты обучающихся
по другим учебным предметам.
Русский язык обладает значительным потенциалом в развитии
функциональной грамотности обучающихся, особенно таких её компонентов, как
языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная
грамотность.
Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его
выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно
использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
способствуют успешной социализации обучающегося. Русский язык, выполняя
свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное
и социальное взаимодействие, способствует формированию самосознания и
мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов
России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства
во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов,

мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека
областях.
Изучение русского языка обладает огромным потенциалом присвоения
традиционных социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в
обществе правил и норм поведения, в том числе речевого, что способствует
формированию внутренней позиции личности. Личностные достижения
обучающегося непосредственно связаны с осознанием языка как явления
национальной культуры, пониманием связи языка и мировоззрения народа.
Значимыми личностными результатами являются развитие устойчивого
познавательного интереса к изучению русского языка, формирование
ответственности за сохранение чистоты русского языка.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
1) приобретение обучающимися первоначальных представлений о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как
одной из главных духовно­нравственных ценностей народа; понимание роли языка
как основного средства общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка
как языка межнационального общения; осознание правильной устной и
письменной речи как показателя общей культуры человека;
2) овладение основными видами речевой деятельности на основе
первоначальных представлений о нормах современного русского литературного
языка: аудирование, говорение, чтение, письмо;
3) овладение первоначальными научными представлениями о системе
русского языка: фонетика, графика, лексика, морфемика, морфология и синтаксис;
об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного
языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических,
пунктуационных) и речевого этикета;
4) использование в речевой деятельности норм современного русского
литературного
языка
(орфоэпических,
лексических,
грамматических,
орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
5) развитие функциональной грамотности, готовности к успешному
взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов
обучения русскому языку является признание равной значимости работы по
изучению системы языка и работы по совершенствованию речи обучающихся.
Языковой материал призван сформировать первоначальные представления о

структуре русского языка, способствовать усвоению норм русского литературного
языка, орфографических и пунктуационных правил.
Развитие устной и письменной речи обучающихся направлено на решение
практической задачи развития всех видов речевой деятельности, отработку
навыков использования усвоенных норм русского литературного языка, речевых
норм и правил речевого этикета в процессе устного и письменного общения.
Ряд задач по совершенствованию речевой деятельности решаются совместно с
учебным предметом «Литературное чтение».
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» В УЧЕБНОМ
ПЛАНЕ
Общее число часов, отведённых на изучение «Русского языка», – 675 (5 часов в
неделю в каждом классе): в 1 классе – 165 ч, во 2–4 классах – по 170 ч.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение русского языка на уровне начального общего образования
направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Русский язык» в начальной школе у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:
гражданско-патриотического воспитания:
 становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе
через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, понимание роли русского языка как государственного
языка Российской Федерации и языка межнационального общения
народов России;
 осознание своей сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своей страны и родного края, в том числе через
обсуждение ситуаций при работе с текстами на уроках русского
языка;
 проявление уважения к своему и другим народам, формируемое в
том числе на основе примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
 первоначальные представления о человеке как члене общества, о
правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно­этических
нормах
поведения
и
правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в текстах, с
которыми идёт работа на уроках русского языка;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание языка как одной из главных духовно-нравственных
ценностей народа;
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на
собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том
числе с использованием адекватных языковых средств для
выражения своего состояния и чувств;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение
физического и морального вреда другим людям (в том числе
связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов;
 стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности
русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
 соблюдение правил безопасного поиска в информационной среде
дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью,
проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого
самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил
общения;
трудового воспитания:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе
благодаря примерам из текстов, с которыми идёт работа на уроках
русского языка), интерес к различным профессиям, возникающий
при обсуждении примеров из текстов, с которыми идёт работа на
уроках русского языка;
экологического воспитания:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с
текстами;
 неприятие действий, приносящих вред природе;
ценности научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира, в том числе
первоначальные представления о системе языка как одной из
составляющих целостной научной картины мира;
 познавательные
интересы,
активность,
инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании, в том числе
познавательный интерес к изучению русского языка, активность и
самостоятельность в его познании.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения русского языка на уровне начального общего
образования у обучающегося будут сформированы познавательные

универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные
действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная
деятельность.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические
действия как часть познавательных универсальных учебных действий:
 сравнивать
различные языковые единицы (звуки, слова,
предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения
языковых единиц (частеречная принадлежность, грамматический
признак, лексическое значение и другое); устанавливать аналогии
языковых единиц;
 объединять объекты (языковые единицы) по определённому
признаку;
 определять существенный признак для классификации языковых
единиц
(звуков,
частей
речи,
предложений,
текстов);
классифицировать языковые единицы;
 находить в языковом материале закономерности и противоречия на
основе
предложенного
учителем
алгоритма
наблюдения;
анализировать алгоритм действий при работе с языковыми
единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе
языковых единиц;
 выявлять недостаток информации для решения учебной и
практической задачи на основе предложенного алгоритма,
формулировать запрос на дополнительную информацию;
 устанавливать
причинно­следственные
связи
в
ситуациях
наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
У обучающегося будут сформированы следующие базовые
исследовательские действия как часть познавательных универсальных
учебных действий:
 с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения
языкового объекта, речевой ситуации;
 сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать
наиболее целесообразный (на основе предложенных критериев);
 проводить по предложенному плану несложное лингвистическое
мини­исследование, выполнять по предложенному плану проектное
задание;
 формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на
основе результатов проведённого наблюдения за языковым
материалом
(классификации,
сравнения,
исследования);

формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа
предложенного языкового материала;
 прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их
последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с
информацией как часть познавательных универсальных учебных
действий:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для
получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном
виде информацию в предложенном источнике: в словарях,
справочниках;
 распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основании предложенного учителем способа
её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей, законных представителей) правила информационной
безопасности при поиске информации в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (информации о написании и
произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о
синонимах слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео­, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде
таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для
представления лингвистической информации.
У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как
часть коммуникативных универсальных учебных действий:
 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
 проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать
правила ведения диалоги и дискуссии;
 признавать возможность существования разных точек зрения;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
 создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование) в соответствии с речевой ситуацией;

готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и
групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного
мини­исследования, проектного задания;
 подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к
тексту выступления.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
 выстраивать последовательность выбранных действий.
У
обучающегося
будут
сформированы
следующие
умения
самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных
действий:
 устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и
орфографических ошибок;
 соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей
по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
 находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом,
находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
 сравнивать
результаты своей деятельности и деятельности
одноклассников, объективно оценивать их по предложенным
критериям.
У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной
деятельности:
 формулировать
краткосрочные
и
долгосрочные
цели
(индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в
стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем
формата планирования, распределения промежуточных шагов и
сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить
действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы;
 проявлять
готовность
руководить,
выполнять
поручения,
подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;




выполнять совместные
предложенные образцы.

проектные

задания

с

опорой

на

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
2 КЛАСС
К концу обучения во втором классе обучающийся научится:
 осознавать язык как основное средство общения;
 характеризовать согласные звуки вне слова и в слове по заданным
параметрам: согласный парный (непарный) по твёрдости (мягкости);
согласный парный (непарный) по звонкости (глухости);
 определять количество слогов в слове; делить слово на слоги (в том
числе слова со стечением согласных);
 устанавливать соотношение звукового и буквенного состава слова, в
том числе с учётом функций букв е, ё, ю, я;
 обозначать на письме мягкость согласных звуков буквой мягкий знак
в середине слова;
 находить однокоренные слова;
 выделять в слове корень (простые случаи);
 выделять в слове окончание;
 выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов,
понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям;
выявлять случаи употребления синонимов и антонимов (без
называния терминов);
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «кто?», «что?»;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «что делать?», «что
сделать?» и другие;
 распознавать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?»,
«какое?», «какие?»;
 определять вид предложения по цели высказывания и по
эмоциональной окраске;
 находить место орфограммы в слове и между словами на изученные
правила;
 применять изученные правила правописания, в том числе: сочетания
чк, чн, чт; щн, нч; проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова; непроверяемые
гласные и согласные (перечень слов в орфографическом словаре
учебника); прописная буква в именах, отчествах, фамилиях людей,
кличках животных, географических названиях; раздельное написание















предлогов с именами существительными, разделительный мягкий
знак;
правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова и
предложения, тексты объёмом не более 50 слов;
писать под диктовку (без пропусков и искажений букв) слова,
предложения, тексты объёмом не более 45 слов с учётом изученных
правил правописания;
находить и исправлять ошибки на изученные правила, описки;
пользоваться
толковым,
орфографическим,
орфоэпическим
словарями учебника;
строить устное диалогическое и монологическое высказывание (2-4
предложения на определённую тему, по наблюдениям) с
соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации;
формулировать простые выводы на основе прочитанного
(услышанного) устно и письменно (1-2 предложения);
составлять предложения из слов, устанавливая между ними
смысловую связь по вопросам;
определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему;
составлять текст из разрозненных предложений, частей текста;
писать подробное изложение повествовательного текста объёмом 3045 слов с опорой на вопросы;
объяснять своими словами значение изученных понятий;
использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2 КЛАСС
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения и явление
национальной культуры. Первоначальные представления о многообразии
языкового пространства России и мира. Методы познания языка:
наблюдение, анализ.
Фонетика и графика
Смыслоразличительная функция звуков; различение звуков и букв;
различение ударных и безударных гласных звуков, согласного звука [й’] и
гласного звука [и], твёрдых и мягких согласных звуков, звонких и глухих
согласных звуков; шипящие согласные звуки [ж], [ш], [ч’], [щ’]; обозначение
на письме твёрдости и мягкости согласных звуков, функции букв е, ё, ю, я
(повторение изученного в 1 классе).
Парные и непарные по твёрдости ‑ мягкости согласные звуки.
Парные и непарные по звонкости ‑ глухости согласные звуки.
Качественная характеристика звука: гласный ‑ согласный; гласный
ударный ‑ безударный; согласный твёрдый ‑ мягкий, парный ‑ непарный;
согласный звонкий ‑ глухой, парный ‑ непарный.
Функции ь: показатель мягкости предшествующего согласного в конце
и в середине слова; разделительный. Использование на письме
разделительных ъ и ь.
Соотношение звукового и буквенного состава в словах с буквами е, ё, ю,
я (в начале слова и после гласных).
Деление слов на слоги (в том числе при стечении согласных).
Использование знания алфавита при работе со словарями.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак
переноса, абзац (красная строка), пунктуационные знаки (в пределах
изученного).
Орфоэпия[4]
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в
соответствии с нормами современного русского литературного языка (на
ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике). Использование
отработанного перечня слов (орфоэпического словаря учебника) для решения
практических задач.
Лексика
Слово как единство звучания и значения. Лексическое значение слова
(общее представление). Выявление слов, значение которых требует

уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с
помощью толкового словаря.
Однозначные и многозначные слова (простые случаи, наблюдение).
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов.
Состав слова (морфемика)
Корень как обязательная часть слова. Однокоренные (родственные)
слова. Признаки однокоренных (родственных) слов. Различение
однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с
омонимичными корнями. Выделение в словах корня (простые случаи).
Окончание как изменяемая часть слова. Изменение формы слова с
помощью окончания. Различение изменяемых и неизменяемых слов.
Суффикс как часть слова (наблюдение). Приставка как часть слова
(наблюдение).
Морфология
Имя существительное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«кто?», «что?»), употребление в речи.
Глагол (ознакомление): общее значение, вопросы («что делать?», «что
сделать?» и другие), употребление в речи.
Имя прилагательное (ознакомление): общее значение, вопросы
(«какой?», «какая?», «какое?», «какие?»), употребление в речи.
Предлог. Отличие предлогов от приставок. Наиболее распространённые
предлоги: в, на, из, без, над, до, у, о, об и другое.
Синтаксис
Порядок слов в предложении; связь слов в предложении (повторение).
Предложение как единица языка. Предложение и слово. Отличие
предложения от слова. Наблюдение за выделением в устной речи одного из
слов предложения (логическое ударение).
Виды предложений по цели высказывания: повествовательные,
вопросительные, побудительные предложения.
Виды предложений по эмоциональной окраске (по интонации):
восклицательные и невосклицательные предложения.
Орфография и пунктуация
Прописная буква в начале предложения и в именах собственных (имена
и фамилии людей, клички животных); знаки препинания в конце
предложения; перенос слов со строки на строку (без учёта морфемного
членения слова); гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении
под ударением), ча, ща, чу, щу; сочетания чк, чн (повторение правил
правописания, изученных в 1 классе).

Орфографическая зоркость как осознание места возможного
возникновения орфографической ошибки. Понятие орфограммы. Различные
способы решения орфографической задачи в зависимости от места
орфограммы в слове. Использование орфографического словаря учебника
для определения (уточнения) написания слова. Контроль и самоконтроль при
проверке собственных и предложенных текстов.
Правила правописания и их применение:
разделительный мягкий знак;
сочетания чт, щн, нч;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроверяемые гласные и согласные (перечень слов в орфографическом
словаре учебника);
прописная буква в именах собственных: имена, фамилии, отчества
людей, клички животных, географические названия;
раздельное написание предлогов с именами существительными.
Развитие речи
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями устного
общения для эффективного решения коммуникативной задачи (для ответа на
заданный вопрос, для выражения собственного мнения). Умение вести
разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и
другое). Практическое овладение диалогической формой речи. Соблюдение
норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и
бытового общения. Умение договариваться и приходить к общему решению
в совместной деятельности при проведении парной и групповой работы.
Составление устного рассказа по репродукции картины. Составление
устного рассказа с опорой на личные наблюдения и на вопросы.
Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте;
последовательность предложений в тексте; выражение в тексте законченной
мысли. Тема текста. Основная мысль. Заглавие текста. Подбор заголовков к
предложенным текстам. Последовательность частей текста (абзацев).
Корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности
(первичное ознакомление).
Поздравление и поздравительная открытка.
Понимание текста: развитие умения формулировать простые выводы на
основе информации, содержащейся в тексте. Выразительное чтение текста
вслух с соблюдением правильной интонации.

Подробное изложение повествовательного текста объёмом 30-45 слов с
опорой на вопросы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 КЛАСС
Количество часов
№ п/п

Наименование разделов и тем
программы

Контрольные
работы

Всего

1

Общие сведения о языке

1

2

Фонетика и графика

6

3

Лексика

10

4

Состав слова

14

5

Морфология

19

6

Синтаксис

8

7

Орфография и пунктуация

50

8

Развитие речи

30

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК
РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК
1

РЭШ МЭШ ЦОК
РЭШ МЭШ ЦОК

7

Резервное время

32

5

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

170

13

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК

4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 КЛАСС
Количество часов
№
п/п

Тема урока

Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Дата
изучения

Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы

1

Язык как явление национальной
культуры. Многообразие языкового
пространства России и мира

1

РЭШ МЭШ ЦОК

2

Различение звуков и букв. Различение
ударных и безударных гласных звуков

1

РЭШ МЭШ ЦОК

3

Парные и непарные по твёрдости мягкости согласные звуки

1

РЭШ МЭШ ЦОК

4

Парные и непарные по звонкости глухости согласные звуки

1

5

Функции мягкого знака

1

РЭШ МЭШ ЦОК

6

Использование на письме
разделительных ъ и ь

1

РЭШ МЭШ ЦОК

7

Деление слов на слоги. Использование
знания алфавита при работе со
словарями

1

РЭШ МЭШ ЦОК

8

Резервный урок по разделу фонетика:
учимся характеризовать звуки

1

9

Резервный урок по разделу фонетика:
различаем звуки и буквы

1

РЭШ МЭШ ЦОК

10

Слово и его значение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

11

Значение слова в словаре

1

РЭШ МЭШ ЦОК

12

Однозначные и многозначные слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

1

РЭШ МЭШ ЦОК

РЭШ МЭШ ЦОК

13

Значение слова в словаре и тексте

1

РЭШ МЭШ ЦОК

14

Многозначные слова. Прямое и
переносное значение слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

15

Синонимы

1

РЭШ МЭШ ЦОК

16

Синонимы в тексте

1

РЭШ МЭШ ЦОК

17

Антонимы

1

РЭШ МЭШ ЦОК

18

Наблюдение за использованием
антонимов

1

РЭШ МЭШ ЦОК

19

Обобщение знаний по разделу
«Лексика»

1

РЭШ МЭШ ЦОК

20

Резервный урок по разделу лексика:
работаем с толковым словарем

1

21

Резервный урок по разделу лексика:
проверочная работа

1

22

Резервный урок по разделу лексика

1

РЭШ МЭШ ЦОК

23

Окончание как изменяемая часть слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

24

Изменение формы слова с помощью
окончания

1

РЭШ МЭШ ЦОК

25

Различение изменяемых и
неизменяемых слов

1

РЭШ МЭШ ЦОК

26

Однокоренные (родственные) слова.
Корень слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

27

Признаки однокоренных (родственных)
слов. Корень слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

28

Корень как часть слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

29

Корень как общая часть родственных
слов

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1
1

РЭШ МЭШ ЦОК
РЭШ МЭШ ЦОК

30

Корень слова: обобщение знаний

1

РЭШ МЭШ ЦОК

31

Суффикс как часть слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

32

Значения суффиксов

1

РЭШ МЭШ ЦОК

33

Приставка как часть слова (наблюдение)

1

РЭШ МЭШ ЦОК

34

Роль суффиксов и приставок

1

РЭШ МЭШ ЦОК

35

Состав слова: систематизация знаний

1

РЭШ МЭШ ЦОК

36

Состав слова: обобщение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

37

Резервный урок по разделу состав слова:
корни с чередованием согласных

1

РЭШ МЭШ ЦОК

38

Резервный урок по разделу состав слова:
как образуются слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

39

Резервный урок по разделу состав слова:
проверочная работа

1

40

Имя существительное как часть речи

1

РЭШ МЭШ ЦОК

41

Имя существительное: значение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

42

Имя существительное : вопросы
(«кто?», «что?»),

1

РЭШ МЭШ ЦОК

43

Имя существительное: изменение по
числам

1

РЭШ МЭШ ЦОК

44

Число имён существительных

1

РЭШ МЭШ ЦОК

45

Имя существительное: употребление в
речи

1

РЭШ МЭШ ЦОК

46

Глагол как часть речи

1

РЭШ МЭШ ЦОК

47

Глагол: значение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

48

Глагол: вопросы «что делать?», «что
сделать?» и др.

1

РЭШ МЭШ ЦОК

49

Единственное и множественное число

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК

глаголов
50

Обобщение знаний о глаголе

1

РЭШ МЭШ ЦОК

51

Имя прилагательное как часть речи

1

РЭШ МЭШ ЦОК

52

Имя прилагательное: значение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

53

Связь имени прилагательного с именем
существительным

1

РЭШ МЭШ ЦОК

54

Обобщение знаний об имени
прилагательном

1

РЭШ МЭШ ЦОК

55

Предлог. Отличие предлогов от
приставок

1

РЭШ МЭШ ЦОК

56

Наиболее распространённые предлоги:
в, на, из, без, над, до, у, о, об и др.

1

РЭШ МЭШ ЦОК

57

Части речи: систематизация знаний

1

РЭШ МЭШ ЦОК

58

Части речи: обобщение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

59

Резервный урок по разделу морфология:
части речи

1

РЭШ МЭШ ЦОК

60

Резервный урок по разделу морфология:
изменение по числам имен
существительных

1

РЭШ МЭШ ЦОК

61

Резервный урок по разделу морфология:
роль имён существительных в тексте

1

РЭШ МЭШ ЦОК

62

Резервный урок по разделу морфология:
роль глаголов в тексте

1

РЭШ МЭШ ЦОК

63

Резервный урок по разделу морфология:
роль имён прилагательных в тексте

1

РЭШ МЭШ ЦОК

64

Резервный урок по разделу морфология:
выполняем проектное задание

1

РЭШ МЭШ ЦОК

65

Резервный урок по разделу морфология:
выполняем проектное задание

1

66

Предложение как единица языка

1

РЭШ МЭШ ЦОК

67

Предложение и слово

1

РЭШ МЭШ ЦОК

68

Наблюдение за выделением в устной
речи одного из слов предложения
(логическое ударение)

1

РЭШ МЭШ ЦОК

69

Восклицательные и невосклицательные
предложения

1

РЭШ МЭШ ЦОК

70

Виды предложений по цели
высказывания

1

РЭШ МЭШ ЦОК

71

Повествовательные, вопросительные,
побудительные предложения

1

РЭШ МЭШ ЦОК

72

Связь слов в предложении

1

РЭШ МЭШ ЦОК

73

Предложение: систематизация знаний

1

РЭШ МЭШ ЦОК

74

Резервный урок по разделу синтаксис:
связь слов в предложении

1

РЭШ МЭШ ЦОК

75

Резервный урок по разделу синтаксис:
установление связи слов в предложении

1

РЭШ МЭШ ЦОК

76

Повторение алгоритма списывания
текста

1

РЭШ МЭШ ЦОК

77

Гласные после шипящих в сочетаниях
жи, ши (в положении под ударением)

1

РЭШ МЭШ ЦОК

78

Гласные после шипящих в сочетаниях
ча, ща, чу, щу

1

РЭШ МЭШ ЦОК

79

Сочетания чк, чн, чт, щн, нч

1

80

Перенос слов по слогам

1

1

1

РЭШ МЭШ ЦОК

РЭШ МЭШ ЦОК
РЭШ МЭШ ЦОК

81

Перенос слов по слогам: закрепление

1

РЭШ МЭШ ЦОК

82

Диктант на изученные правила (гласные
после шипящих, сочетания чк, чн, чт)

1

83

Употребление прописной и строчной
буквы

1

84

Списывание текста. Словарный диктант

1

85

Прописная буква в именах собственных:
имена, фамилии, отчества людей,
клички животных

1

РЭШ МЭШ ЦОК

86

Прописная буква в именах собственных:
географические названия

1

РЭШ МЭШ ЦОК

87

Объяснительный диктант на изученные
правила (гласные после шипящих,
прописная буква)

1

РЭШ МЭШ ЦОК

88

Единообразное написание гласных в
корне

1

РЭШ МЭШ ЦОК

89

Обозначение буквой безударного
гласного звука в корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

90

Способы проверки написания буквы,
обозначающей безударный гласный звук
в корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

91

Списывание текста. Словарный диктант

1

92

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне

1

РЭШ МЭШ ЦОК

93

Правописание слов с безударным
гласным звуком в корне: закрепление

1

РЭШ МЭШ ЦОК

94

Объяснительный диктант: учимся
обозначать безударные гласные в корне

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК
РЭШ МЭШ ЦОК

1

1

РЭШ МЭШ ЦОК

РЭШ МЭШ ЦОК

слова
95

Непроверяемые гласные в корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

96

Правописание слов с проверяемыми и
непроверяемыми безударными
гласными в корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

97

Диктант на изученные правила
(безударные гласные в корне слова)

1

98

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

РЭШ МЭШ ЦОК

99

Обозначение парных по звонкостиглухости согласных в корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

100

Правописание слов с парным по
звонкости-глухости согласным в корне
слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

101

Способы проверки согласных в корне
слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

102

Отработка правописания слов с парным
по глухости звонкости согласным в
корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

103

Учимся писать буквы согласных в корне
слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

104

Объяснительный диктант: учимся
писать буквы согласных в корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

105

Учимся писать буквы гласных и
согласных в корне слова

1

РЭШ МЭШ ЦОК

106

Диктант на изученные орфограммы в
корне слова

1

107

Работа над ошибками, допущенными в

1

1

1

РЭШ МЭШ ЦОК

РЭШ МЭШ ЦОК
РЭШ МЭШ ЦОК

диктанте
108

Наблюдение за правописанием
суффиксов имён существительных

1

РЭШ МЭШ ЦОК

109

Наблюдение за правописанием
суффиксов имён прилагательных

1

РЭШ МЭШ ЦОК

110

Наблюдение за правописанием
приставок

1

РЭШ МЭШ ЦОК

111

Списывание текста. Словарный диктант

1

112

Различные способы решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове

1

РЭШ МЭШ ЦОК

113

Отработка способов решения
орфографической задачи в зависимости
от места орфограммы в слове

1

РЭШ МЭШ ЦОК

114

Диктант на изученные правила
(орфограммы корня)

1

115

Работа над ошибками, допущенными в
диктанте

1

РЭШ МЭШ ЦОК

116

Раздельное написание предлогов с
именами существительными

1

РЭШ МЭШ ЦОК

117

Раздельное написание предлогов с
именами существительными:
закрепление

1

РЭШ МЭШ ЦОК

118

Правописание слов с разделительным
мягким знаком

1

РЭШ МЭШ ЦОК

119

Отработка правописания слов с
разделительным мягким знаком

1

РЭШ МЭШ ЦОК

120

Отработка правописания слов с

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

1

РЭШ МЭШ ЦОК

РЭШ МЭШ ЦОК

разделительным мягким знаком и
другими изученными орфограммами
121

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: систематизация

1

РЭШ МЭШ ЦОК

122

Правописание слов с орфограммами в
значимых частях слов: обобщение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

123

Отработка правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

РЭШ МЭШ ЦОК

124

Повторение правописания слов с
орфограммами в значимых частях слов

1

РЭШ МЭШ ЦОК

125

Контрольный диктант

1

126

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

РЭШ МЭШ ЦОК

127

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

РЭШ МЭШ ЦОК

128

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

РЭШ МЭШ ЦОК

129

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

РЭШ МЭШ ЦОК

130

Резервный урок по разделу орфография:
отработка орфограмм, вызывающих
трудности

1

РЭШ МЭШ ЦОК

131

Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК

132

Резервный урок по разделу орфография:
проверочная работа

1

133

Выбор языковых средств для ответа на
заданный вопрос

1

РЭШ МЭШ ЦОК

134

Выбор языковых средств для выражения
собственного мнения

1

РЭШ МЭШ ЦОК

135

Выбор языковых средств для ведения
разговора: начать, поддержать,
закончить разговор, привлечь внимание
и т. п.

1

РЭШ МЭШ ЦОК

136

Диалогическая форма речи

1

РЭШ МЭШ ЦОК

137

Умение договариваться и приходить к
общему решению в совместной
деятельности при проведении парной и
групповой работы

1

РЭШ МЭШ ЦОК

138

Составление устного рассказа по
репродукции картины

1

РЭШ МЭШ ЦОК

139

Составление устного рассказа по
репродукции картины

1

РЭШ МЭШ ЦОК

140

Составление устного рассказа с опорой
на личные наблюдения и вопросы

1

РЭШ МЭШ ЦОК

141

Текст

1

РЭШ МЭШ ЦОК

142

Признаки текста: смысловое единство
предложений в тексте;
последовательность предложений в
тексте; выражение в тексте законченной
мысли

1

РЭШ МЭШ ЦОК

143

Тема текста

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК

144

Основная мысль

1

РЭШ МЭШ ЦОК

145

Заглавие текста

1

РЭШ МЭШ ЦОК

146

Подбор заголовков к предложенным
текстам.

1

РЭШ МЭШ ЦОК

147

Отработка умения подбирать заголовки
к предложенным текстам

1

РЭШ МЭШ ЦОК

148

Последовательность частей текста
(абзацев).

1

РЭШ МЭШ ЦОК

149

Корректирование текстов с нарушенным
порядком предложений

1

РЭШ МЭШ ЦОК

150

Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком
предложений

1

151

Корректирование текстов с нарушенным
порядком абзацев

1

РЭШ МЭШ ЦОК

152

Отработка умения корректировать
тексты с нарушенным порядком абзацев

1

РЭШ МЭШ ЦОК

153

Текст-описание

1

РЭШ МЭШ ЦОК

154

Особенности текстов-описаний

1

РЭШ МЭШ ЦОК

155

Текст-повествование

1

РЭШ МЭШ ЦОК

156

Особенности текстов-повествований

1

РЭШ МЭШ ЦОК

157

Различение текстов-описаний и текстовповествований

1

РЭШ МЭШ ЦОК

158

Текст-рассуждение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

159

Особенности текстов-рассуждений

1

РЭШ МЭШ ЦОК

160

Знакомство с жанром поздравления

1

РЭШ МЭШ ЦОК

161

Подробное изложение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

1

РЭШ МЭШ ЦОК

повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы
162

Подробное изложение
повествовательного текста объёмом
30—45 слов с опорой на вопросы

1

РЭШ МЭШ ЦОК

163

Резервный урок по разделу развитие
речи: составляем план текста

1

РЭШ МЭШ ЦОК

164

Резервный урок по разделу развитие
речи: составляем план текста

1

РЭШ МЭШ ЦОК

165

Резервный урок по разделу развитие
речи: пишем текст по предложенному
плану

1

РЭШ МЭШ ЦОК

166

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текст-описание

1

РЭШ МЭШ ЦОК

167

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текстповествование

1

РЭШ МЭШ ЦОК

168

Резервный урок по разделу развитие
речи: учимся сочинять текстрассуждение

1

РЭШ МЭШ ЦОК

169

Резервный урок по разделу развитие
речи: подробное изложение текста

1

РЭШ МЭШ ЦОК

170

Резервный урок по разделу развитие
речи: проверочная работа

1

РЭШ МЭШ ЦОК

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

170

13

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
• Азбука (в 2 частях), 1 класс/ Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Виноградская
Л.А. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 2 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 3 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• Русский язык (в 2 частях), 4 класс/ Канакина В.П., Горецкий В.Г.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://schoolcollektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
4. Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для
школыhttp://katalog.iot.ru/

5. Библиотека материалов для начальной
школыhttp://www.nachalka.com/biblioteka
6. Mеtodkabinet.eu: информационно-методический
кабинетhttp://www.metodkabinet.eu/
7. Каталог образовательных ресурсов сети «Интернет» http://catalog.iot.ru
8. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
9. Портал «Российское образование http://www.edu.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
http://www.uchportal.ru Все для учителя начальных классов на «Учительском
портале»: уроки, презентации, контроль, тесты, планирование, программы
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов. http://nachalka.info Начальная школа. Очень красочные ЦОР по
различным предметам начальной школы.
http://www.openclass.ru Открытый класс. Все ресурсы размещены по
предметным областям.
http://interneturok.ru Видеоуроки по основным предметам школьной
программы.
http://pedsovet.su - база разработок для учителей начальных классов
http://musabiqe.edu.az - сайт для учителей начальных классов

http://www.4stupeni.ru - клуб учителей начальной школы
http://trudovik.ucoz.ua - материалы для уроков учителю начальных классов
https://uchi.ru/ «Учи.ру» - интерактивные курсы по основным предметам и
подготовке к проверочным работам, а также тематические вебинары по
дистанционному обучению.
https://resh.edu.ru/Российская электронная школа. Большой набор ресурсов
для обучения (конспекты, видео-лекции, упражнения и тренировочные
занятия, методические материалы для учителя.
https://education.yandex.ru/home/ «Яндекс. Учебник» - более 45 тыс. заданий
разного уровня сложности для школьников 1–5-х классов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».