История
Рабочая программа по истории на уровне
основного общего образования составлена на
основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного
общего
образования, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте
основного общего образования и составлена с учётом Концепцией нового учебно–
методического
комплекса по отечественной истории, утвержденной Решением Коллегии
Министерства
просвещения Российской Федерации протокол от 23 октября 2020 г. № ПК-1вн.,
историко–культурным
стандартом, подготовленным Российским историческим обществом (от
21
мая 2012 г. № Пр. –1334); а также на основе характеристики планируемых
результатов
духовно-нравственного
развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной
в
программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020 г.).
Основные требования к содержанию и структуре
рабочей программы
закреплены в документах:
-
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№
1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта
основного общего образования».
-
Приказ Минпросвещения РФ от 31.09.2021 № 287 «Об утверждении
федерального
государственного
образовательного стандарта основного общего образования».
- Образовательная программа основного общего
образования (ФГОС ООО) МБОУ ООШ с.Сухотского,
-
Положение о рабочей программе МБОУ ООШ с.Сухотского
Общие
цели изучения истории:
Образование,
развитие и воспитание личности школьника, способного к
самоидентификации
и определению своих ценностных приоритетов на основе
осмысления
исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и
творчески
применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Вклад
основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической
подготовке
и социализации учащихся.
Таким
образом, целью школьного исторического образования является:
•
формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной
самоидентификации
личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории
как
части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного
российского
общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и
взаимопонимания
между народами, людьми разных культур;
•
овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о
закономерностях
развития человеческого общества с древности до наших дней в
социальной,
экономической, политической, научной и культурной сферах, приобретение
опыта
историко–культурного, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений,
современных
глобальных процессов;
•
формирование умения применять исторические знания для осмысления сущности
современных
общественных явлений, жизни в современном поликультурном,
полиэтническом
и многоконфессиональном мире;
•
воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие
традиций
исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтническом и
многоконфессиональном
Российском государстве.
Рабочая
программа способствует решению следующих задач изучения истории на
ступени
основного общего образования:
•
овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества
с
древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и
нравственной
сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно–
историческом
процессе с учетом индивидуальных особенностей каждого обучающегося;
•
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству ―
многонациональному
Российскому государству, в соответствии с идеями
взаимопонимания,
толерантности и мира между людьми и народами, в духе
демократических
ценностей современного общества;
•
развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных
источниках
информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь
принципом
историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
•
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления
сущности
современных общественных явлений, в общении с другими людьми в
современном
обществе путем смены способов, форм и методов обучения.
Общая характеристика учебного предмета:
В
современной школе учебный предмет «история» входит в образовательную
область
«Общественно – научные предметы» и является обязательным для изучения на
уровне
основного общего образования.
Общая
недельная нагрузка в каждом году обучения составляет по 2 часа в неделю в
5–8
классе -68 часов; по 3 часа в неделю в 9 классе -102 часа. На освоение
программы
основного
общего образования по истории (5 – 9 классы) выделяется 374 часа учебного
времени.
Информация об используемом УМК
Рабочая
программа по истории для 5–9 класса составлена с учётом авторской
программы
по истории России для предметной линии учебников под редакцией А.В.
Торкунова
(Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6–
9
классы (основная школа): учебное пособие для общеобразовательных организаций /
А.А.Данилов,
О.Н. Журавлева, И.Е. Барыкина. – Просвещение, 2018. – 77с.). В связи с
переходом
на новую, линейную систему изучения истории, рабочая программа по всеобщей
истории
составлена в соответствии основе Примерной программы основного общего
образования
по истории.
Компоненты
УМК:
Рабочая
программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией А.В.
Торкунова
и предметную линию учебников А.А. Вигасина – О.С. Сороко–Цюпы. Данные
линии
учебников соответствует Федеральному государственному образовательному
стандарту
основного общего образования, одобрены РАО и РАН, имеют гриф
«Рекомендовано»
и включены в Федеральный перечень (приказ от 08.06.2015
№
576):
—
Вигасин А. А., Годер Г. И, Свенцицкая И. С.. История Древнего мира. 5 класс. –
М.
«Просвещение»,2021
—
Агибалова Е. В., Донской Г. М. История Средних веков. Под редакцией А. А.
Сванидзе.
6 класс. – М. «Просвещение»,2019
―Юдовская
А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История
Нового
времени. 1500 – 1800. Под редакцией А. А. Искендерова. 7 класс. – М.
«Просвещение»,
2019
―Юдовская
А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Всеобщая история. История
Нового
времени. 1800 – 1900. Под редакцией А. А. Искендерова. 8 класс. – М.
«Просвещение»,
2019
—
Сороко–Цюпа О. С., Сороко–Цюпа А. О. Всеобщая история. Новейшая история. Под
редакцией
А. А. Искендерова. 9 класс.- М. «Просвещение», 2019
—
История России. 6 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стафанович П.С., и др./Под
ред.
Торкунова А.В. – М. «Просвещение»,2019
—
История России. 7 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под
ред.
Торкунова А.В. – М. «Просвещение», 2019
—
История России. 8 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В., и др./Под
ред.
Торкунова А.В. – М. «Просвещение», 2019
—
История России. 9 класс. Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Левандовский А.А., и
др./Под
ред.
Торкунова А.В.- М. «Просвещение», 2019
К особенностям настоящего УМК относятся:
•
современный научно-методологический подход, учитывающий многофакторность
исторического
процесса, многообразие концепций современной исторической науки;
•
отбор содержания с учетом его развивающего потенциала (возможностей
формирования
гуманистических качеств личности, патриотизма и гражданственности);
•
возможность организации различных видов (включая исследовательскую) и форм
(включая
самостоятельную) познавательной деятельности;
•
единство и преемственность методических подходов;
•
воспитательный потенциал курса;
•
«сквозная» (единая и последовательно разворачивающаяся) система формирования
универсальных
учебных действий лежит в основе системности, целостности и
сбалансированности
учебного материала;
•
единство методологических подходов;
• общие принципы отбора содержания, его комплексность и многоаспектноcть